|«« | «« | »» | »»| |
Городской сайт продолжает рассказ о выдающихся людях нашего города и специальный цикл о выдающихся архитекторах.
Мы уже рассказывали о Дмитрии Скоробогатове, Александре Красносельском, Георгии Панафутине, Дмитрии Щербакове и других зодчих.
2 августа исполняется 90 лет со дня рождения еще одного талантливого архитектора, Евгения Борисовича Яшунского. Это прекрасный повод вспомнить личность этого зодчего. Во второй половине XX века именно он определял многие параметры градостроительного развития города.
В январе этого года была издана книга известного днепровского журналиста, писателя Игоря Родионова «Корона над Днепром» о судьбе Евгения Яшунского. Городской сайт рассказывал и об этой книге, и об истории ее создания.
Кто такой Евгений Яшунский и какой вклад он внес в архитектуру нашего города? Какие выдающиеся объекты и комплексы он спроектировал? Какие идеи остались на бумаге и почему? Какие градостроительные идеи Яшунского актуальны и сегодня?
На эти вопросы ответит давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.
«Фигура Евгения Яшунского может быть отнесена к числу наиболее известных архитекторов Днепропетровска второй половины XX века (таких, в частности, как Олег Петров и Павел Ниринберг), работы которых определили архитектурный облик и основные тенденции градостроительного развития мегаполиса, - рассказывает Максим Кавун.
Творческое наследие Е.Б. Яшунского интересно, прежде всего, в двух ипостасях: проекты реконструкции зданий и развития жилых массивов, а также его полусюрреалистические проекты реконструкции центральной части Днепропетровска («Корона», «Брама»), идеи которых фрагментарно используются современными архитекторами уже в новую, рыночную эпоху.
Евгений Борисович Яшунский родился 2 августа 1929 года в Харькове. Интересно, что его отец, Борис Наумович, был родом из еврейской колонии в Софийском районе Днепропетровской области. Таким образом, позднее архитектор вернулся на свою малую Родину.
В 1951 году Е.Б. Яшунский закончил архитектурный факультет Харьковского инженерно-строительного института. Далеко не сразу он связал свою жизнь с Днепропетровском, который стал лишь последним «пунктом назначения» выдающегося зодчего.
Первым местом, куда прибыл специалист, стал городок Щучинск на Урале, где он работал в Щучинском горно-металлургическом техникуме. Впоследствии Яшунский работал в строительных отделах институтов Уралгипрозолото и Унипромедь в городе Свердловск (ныне – Екатеринбург). Разрабатывал проекты для Урала, Сибири, Казахстана, Дальнего Востока. Среди его работ – промышленные предприятия, рабочие поселки, различные городские жилые и общественные здания. В частности, Е.Б. Яшунский принял участие в проектировании Свердловской городской публичной библиотеки им. В. Белинского (построена в 1959 году). Параллельно с этим, архитектор пробует себя на педагогическом поприще – начал преподавательскую деятельность в Уральском политехническом институте.
В 1955 году Яшунский был принят в члены Союза архитекторов СССР . А летом 1957 года принял участие в Первом всесоюзной совещании молодых архитекторов. В том же году начался новый виток архитектурной карьеры зодчего: он был приглашен на должность главного архитектора проектов в мастерскую генерального плана Горпроект города Свердловска.
Весной 1964 года Яшунский круто изменил географию жизни. Он переехал в город Херсон, где его пригласили на должность главного архитектора архитектурно-планировочной мастерской № 1 Херсонского филиала института Гипроград. На этом посту (впоследствии стал руководителем мастерской), Яшунский много проектировал для Херсона, Каховки, Новой Каховки, Аскании-Новой, Скадовска.
Коллега Е.Б. Яшунского и автор очерка о нем В. Внуков отмечал, что «им были разработаны также десятки генеральных планов степных и приморских сел. Наиболее значительной работой в этот период стал проект экспериментального показательного села Коробки вблизи Каховки, а также курирование этого строительства».
Начиная с 1968 года, Е.Б. Яшунский сосредоточивает свою творческую деятельность в Днепропетровске, где наконец в полной мере раскрылись его талант архитектора и градостроителя. С 1968 по 1990 годы работал в государственном главном территориальном проектном институте «Днепрогражданпроект»: главный архитектор проектов, основатель и руководитель архитектурно-планировочной мастерской (АПМ) в составе института.
Е.Б. Яшунский имел ярко выраженный талант архитектора-градостроителя. С его творчеством тесно связаны масштабные градостроительные сдвиги в период преобразования Днепропетровска в мегаполис в течение 1970-1980-х годов АПМ под руководством Е.Б. Яшунского вместе с ГлавАПУ и другими городскими организациями (а также профильными институтами Киева и Москвы) в этот период обеспечивала руководство градостроительного развития Днепропетровска. В частности, АПМ выполняла важнейшие проработки в период подготовки генерального плана города.
Е.Б. Яшунский с полным правом может быть назван главным градостроителем Днепропетровска 1970-1980-х годов.
Думаю, не будет преувеличением утверждать, что в жилых районах и зданиях, к проектированию которых имел отношение Е.Б. Яшунский, живет сегодня чуть ли не половина миллионного Днепра. Евгений Борисович является автором или соавтором проектов застройки таких жилых массивов, как Красный Камень, Коммунар, Парус, Победа, Тополь, Сокол, Фрунзенский и других.
В частности, начиная с 1971 года, под руководством Е.Б. Яшунского проходила застройка жилого района «Петровский», который состоял из трех жилмассивов – «Красный Камень», «Коммунар», «Парус».
Наиболее известный жилой массив, создание его проходило при активном участии Е.Б. Яшунского – жилой массив «Победа». В 1983 году Е.Б. Яшунский в составе группы архитекторов – авторов жилмассива Победа (А. Хавкин, П. Ниринберг, М. Розанов, С. Зубарев, М. Кудрявский, А. Щербакова, В. Сотников, А. Воловик, В. Гудзь и другие) был удостоен Государственной премии СССР в области архитектуры.
В своей архитектурно-градостроительной деятельности Е.Б. Яшунский поднялся до историософского уровня. В 1970-х - начале 1980-х годов в недрах его мастерской сформировался проект Большого Днепровского ансамбля – качественно новое решение проблемы реконструкции центральной части Днепропетровска.
Самые большие составляющие этого проекта:
1) ансамбль «Корона» или «Корона небоскребов», который венчает вершину центрального холма;
2) проект организации пространства с выходом к реке Днепр в месте начала проспекта К. Маркса (Яворницкого) и Монумента Вечной Славы;
3) проект организации приднепровской части города в районе между площадью Ленина и набережной, со строительством комплекса «Брама».
Среди архитектурных проектов Е.Б. Яшунского (которым, к сожалению, не суждено было воплотиться в жизнь) первое место занимает «Брама» - проект гигантского по масштабам (для Днепропетровска 1970-1980-х годов) небоскреба на ответственном участке центральной части города, вблизи Набережной перед Новым мостом.
По выражению архитектора Игоря Задои (автора проекта «Мост-Сити-центра» и в известной степени преемника Е.Б. Яшунского в застройке этого участка):
«Брама – это извечная мечта и самоцель, поставленная целым архитектурным поколением. Идея Брамы в этом месте – огромный вклад, который внес в свое время в развитие города архитектор Е.Б. Яшунский. Наличие такого доминантного сооружения в этом месте должно было символизировать центр города, давать ориентацию центра по оси нового моста».
Проекты «Брама» и «Корона» Е.Б. Яшунского можно характеризовать как своеобразную архитектурную доминанту Днепропетровска 1970-х годов. И как творческую планку, поставленную поколением архитекторов 1970-х годов, которая по разным причинам так и осталась недостижимым архитектурным идеалом.
Одновременно с этим Яшунский дал ряд ценных планировочных идей, которые понемногу реализуются уже современными архитекторами во времена, когда тенденции развития городской архитектуры фактически полностью диктуют законы рынка.
Одной из самых известных реализованных архитектурных работ Е.Б. Яшунского стала реконструкция здания Украинского музыкально-драматического театра им. Т. Шевченко, которая была осуществлена в 1979 году в соавторстве с Л. П. Халявским. Реконструкция вылилась фактически в строительство новой, гораздо большей по размерам части здания, в которую было вмонтировано часть старого помещения (бывшего театра Английского клуба), построенного в 1913 году. При этом был сохранен зрительный зал с фигурами атлантов. Новый фасад здания (в 5 раз больше по размерам, чем старый) украсили три скульптурные барельефы на темы этапных постановок театра, а также скульптура «Муза», созданные известным скульптором Ю.П. Павловым.
Одним из направлений, где получил широкое признание Е.Б. Яшунский, стала ландшафтная архитектура. На этом поприще он работал вместе с талантливым зодчим Л.П. Халявским. Главные результаты творческого сотрудничества – реконструкция в течение 1970-х годов двух старейших и крупнейших парков Днепропетровска – им. Т. Шевченко и им. В.П Чкалова (ныне - Л. Глобы) .
Также Яшунский спроектировал «Сад Красный Камень» на месте бывшего карьера (создан 1976 в честь 200-летнего юбилея Днепропетровска). Е.Б. Яшунский и Л.П. Халявский - «архитектурные родители» Театрального бульвара в Днепропетровске, проложенного в 1978-1979 году. Это был совершенно новый градостроительный объект, который никогда не существовал в Екатеринославе-Днепропетровске.
Е.Б. Яшунский был человеком, целиком преданным любимой работе. Его коллега по институту «Днепрогражданпроект» конструктор Борис Медгауз вспоминает:
«Отличительной чертой поколения детей войны была их самозабвенная преданность работе. К примеру, Яшунский мог сутками не выходить из здания института […] Работа была для них жизнью. Это были очень эрудированные люди. Евгений Борисович был прирождённым градостроителем. За те 50 лет, что я занимаюсь проектированием, я ещё не встречал равных ему. Яшунский работал в Свердловске и Херсоне, и в начале 70-х – в самом начале расцвета Днепропетровска – приехал сюда уже сформировавшимся специалистом-градостроителем. Яшунский полностью выполнял планировочные решения по Победе, Тополю, Соколу, Солнечному. В 90-х работа пошла на спад, и он перешёл в Строительную академию, где работал доцентом, а позже и профессором. Мы с Евгением Борисовичем встретились незадолго до его смерти.
Он был доволен своей работой. Ему нравилось общаться с молодёжью и обучать молодых людей. Евгений Борисович говорил, что с ними и сам молодеет. Рядом с Яшунским выросли замечательные планировщики. Леонид Петрович Халявский вместе с Яшунским выполнил проект реконструкции парков им. Глобы и им. Шевченко, и за свою работу они получили золотую медаль ВДНХ. Для того времени это была отличная реконструкция. Тогда такое награждение было событием и общим праздником для проектировщиков. За них переживала вся архитектурная общественность».
Творческое наследие Е.Б. Яшунского впечатляет: за 50 лет творческой деятельности зодчий создал более 400 проектов: генеральные планы городов; проекты детальных планировок жилых массивов, проекты зданий, архитектурно-ландшафтные преобразования городских парков и скверов. Евгений Борисович принял участие в более чем 50-ти конкурсах, по итогам которых получил около 40 наград .
Среди них: Первая и вторая премии за конкурсную разработку центральной части Днепропетровска (1973 г.), Первая и вторая премии за разработку плана прибрежной части Днепропетровска (1981 г.), Золотая медаль Выставки достижений народного хозяйства СССР и премии Союза архитекторов СССР за работы по реконструкции парков им. Т. Шевченко и Л. Глобы. Как отмечалось выше, зодчий получил звание лауреата Государственной премии СССР в области архитектуры за архитектуру жилого массива «Победа» в г. Днепропетровск (1983 г.).
С 1990 года Е.Б. Яшунский существенно изменил профиль своей деятельности, полностью посвятив себя педагогической ниве. С тех пор он – доцент, с 1993 г. - профессор кафедры архитектурного проектирования Приднепровской государственной академии строительства и архитектуры. К преподаванию подходил творчески, энергично, умел увлечь молодежь и направить ее творческую энергию, пользовался большим уважением среди студентов. Отличился подготовкой совместных проектов со студентами в качестве дипломных работ, удостоенных высших наград на профильных конкурсах дипломных работ СССР и Украины.
Е.Б. Яшунский вел большую общественную работу. Был членом городского и областного градостроительных советов. Член Союза архитекторов СССР и Национального Союза архитекторов Украины (с 1955 г.). Много лет был членом правления Днепропетровской областной организации НСАУ. Участник 7-го съезда Союза архитекторов СССР. Делегат 7-го, 8-го, 9-го съездов Национального Союза архитекторов Украины.
В 1993 г. Е.Б. Яшунский был избран членом-корреспондентом Украинской Академии архитектуры. Это стало большим признанием его профессиональных заслуг.
Евгений Борисович Яшунский ушел из жизни 18 января 2002 года. Архитектору удалось получить при жизни общественное признание и увидеть воплощенными немало творческих замыслов. В то же время нужно отметить, что главный задел зодчего – его градостроительные идеи по реконструкции центральной части Днепропетровска, к сожалению, так и остались нереализованными...
***
Благодаря таким представителям архитектурного сообщества, как Евгений Яшунский, Днепропетровск во второй половине XX века стал одним из признанных лидеров СССР и Украины по масштабам градостроительных преобразований и творческому уровню архитектуры. И сегодня из колодца градостроительных идей Евгения Яшунского черпают вдохновение современные архитекторы Днепра. Пример тому – свежие планы по реанимации проекта «Брама», - завершает Максим Кавун.
Автор: Константин Шруб
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |