С начала года горючее в стране дорожало на 2–6% в неделю. Но в марте ситуация стабилизировалась, цена наиболее популярного бензина А-95 застыла на отметке 5,7 грн./л. На минувшей неделе произошло только одно событие, которое могло подтолкнуть участников рынка к изменению своей стратегии: и. о. председателя Антимонопольного комитета Украины Александр Мельниченко заявил, что его ведомство завершило исследование региональных рынков горюче-смазочных материалов, на основании которых был сделан вывод о том, что стоимость бензина на заправках завышена в среднем на 40 коп/л. Однако нефтяные магнаты уже давно игнорируют санкции АМКУ, отменяя их решениями судов. Например, в конце февраля Киевский апелляционный хозсуд подтвердил неправомерность наложения антимонопольщиками 500 тыс. грн. штрафа на Лисичанский НПЗ «за необоснованное повышение цен на бензин в ноябре-декабре 2007 г.».
Сейчас рынок нефтепродуктов стабилизировался по личной инициативе его участников, которые тем самым пытаются стимулировать рухнувший потребительский спрос на горючее. Так, если в январе-феврале 2008 г. емкость рынка розничных нефтепродуктов составляла соответственно $880 и $930 млн, то по итогам января-февраля текущего года эти показатели снизились до $500 и $510 млн. В погоне за потребителем нефтяники идут не только на стабилизацию цен, но и на их беспрецедентное краткосрочное понижение. Например, в конце февраля в Запорожской, Донецкой и Черновицкой областях стоимость 95-го на несколько дней была снижена сразу на 20% — до 4,7 грн./л. Организаторами аттракционов невиданной щедрости выступили крупные заправочные сети, объединенные любовью к Игорю Коломойскому: «Укрнафта», ANP и «Авиас».
Похоже, торговцы всерьез опасаются за будущее своего бизнеса. В погоне за потребителем нефтяники даже развязали войну со своими основными конкурентами — торговцами сжиженным газом. На минувшей неделе в парламенте был зарегистрирован законопроект, которым предлагается ввести на этот энергоноситель акцизный сбор в размере 80 евро/т. Если нефтяное лобби сможет «продавить» данную норму, то сжиженный газ подорожает в Украине как минимум на 18% — до 2,9 грн./л, что неминуемо сократит спрос на данный ресурс. «В конце февраля парламент принял закон, которым была обнулена ставка на экспорт сжиженного газа, а сейчас на него предлагается ввести акциз. Тем самым в стране создаются условия для того, чтобы «выдавить» этот энергоноситель с рынка Украины, где он занимает существенную долю. Например, в прошлом году в месяц реализовывалось порядка 60 тыс. т сжиженного газа. Это втрое больше, чем в 2007 г. Сейчас, в условиях стабилизации цен на бензин, рынок сжиженного газа станет куда менее привлекательным для потребителя, ведь из-за его удорожания увеличится срок окупаемости газобаллонного оборудования», — считает замдиректора НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев.
В любом случае борьба нефтяников за рынок играет на руку в первую очередь автомобилистам. Ведь сейчас трейдеры могут перейти от стабилизации к снижению цен. Особенно с учетом того, что продавцы нефтепродуктов на рентабельность не жалуются. «Горючее должно быть значительно дешевле, чем сейчас. На сегодняшний день экономически обоснованная цена на 95-й бензин отечественного производства должна составлять порядка 5 грн./л, но поскольку на украинском рынке не существует конкуренции, то ожидать такого снижения не стоит», — считает г-н Рябцев. По его словам, к концу марта А-95 может подешеветь максимум на 2% — до 5,6 грн./л.
Автор: Дмитрий Рясной
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Вообщем все хорошо, на улице весна!! Ответить | С цитатой