|«« | «« | »» | »»| |
Городской сайт продолжает серию рассказов о выдающихся архитекторах нашего города.
Мы уже освещали подробно биографии Георгия Панафутина, Дмитрия Скоробогатова, Дмитрия Щербакова, Владимира Зуева и других зодчих.
Сегодня наш рассказ о Борисе Ивановиче Белозерском. Совершенно забытый ныне, но очень талантливый архитектор оставил свой заметный след в архитектуре послевоенного Днепропетровска. 18 марта исполнилось 130 лет со дня его рождения. К юбилею архитектора Городской сайт предлагает рассказ о нем.
Где родился и начал карьеру архитектор Борис Белозерский? Где он работал до Днепропетровска и как оказался в нашем городе? Какие выдающиеся проекты остались лишь на бумаге и почему? Какие задуманные объекты удалось реализовать? Какой была судьба архитектора?
На эти вопросы ответит давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.
«Этому человеку фатально не везло с карьерой, хотя его архитектурные идеи во многом определили облик послевоенного Днепропетровска, - рассказывает Максим Кавун. - Борис Белозерский с 1944 по 1947 годы был главным архитектором нашего города , и он же возглавлял коллектив, разработавший проект восстановления главного проспекта Карла Маркса (ныне Яворницкого). Основные его градостроительные идеи (площадь Ленина, обелиск Победы) реализовались, хотя лишь частично и со значительными модификациями. Реализовать с минимальными изменениями удалось только ряд объектов: Пропилеи входа в парк Чкалова (ныне Глобы) и… ажурная решетка ограды парка имени Шевченко.
Зато архитектору повезло с жизнеописанием. Это один из немногих зодчих нашего города, которому посвящено специальное издание. В 2005 году вышла из печати небольшая книга историка архитектуры Владимира Комена «Архитектор Борис Белозерский». Она содержит много ценных фактов и иллюстраций.
Борис Иванович Белозерский родился 18 марта 1889 года в Казани и происходил из семьи столяра-краснодеревщика. Творческая профессия отца, видимо, повлияла на выбор сына. Кроме Бориса, в семье были сестра и брат Владимир, также ставший архитектором. Борис окончил Казанское реальное училище. Затем в 1907 году поступил и уже в 1916 году, перед самой революцией, окончил Петербургский институт гражданских инженеров – старейший архитектурный вуз Российской империи. Интересно, что, не обладая достаточными средствами, Борис в годы студенчества стал подрабатывать электриком и вполне освоил эту профессию. Дипломный проект Беозерского в 1916 году назывался «Здание Биржи на Фонтанке».
Историк архитектуры В.С. Комен упоминает интересный эпизод, ставший символом в биографии молодого архитектора.
«В институте существовал веселый обычай – после защиты диплома выливать бутылку шампанского на стоявшую в вестибюле статую Аполлона, собирая при этом в бокал стекавшую с его интимных частей тела влагу.
Считалось, что если бокал набирался полный – будет успех в жизни. Дипломник Белозерский набрал только полбокала, что, возможно, сказалось на его судьбе».
После окончания вуза Борис поступил в Академию Художеств, на архитектурное отделение в мастерскую профессора Н.Л. Бенуа. Но тут грянула революция, Белозерский был мобилизован Временным правительством и служил в санитарных частях.
Революция и гражданская война не сказались коренным образом на биографии Белозерского. С 1921 года он работал в Крыму, где стал одним из ведущих архитекторов. Здесь он строил жилые дома, гостиницы, учебные заведения, клубы и санатории.
Вначале он приехал в город Феодосию, где по его проектам построили рыбоконсервный завод и несколько трехэтажных жилых домов. С 1922 года Белозерский фактически являлся главным архитектором Симферополя (заведующий строительным бюро горсовета). Архитектор разработал новый генеральный план города. С 1923 года Белозерский руководил архитектурной мастерской «Крымгоспроекта». Здесь он проработал 15 лет, и это был самый успешный период его жизни и творчества.
Среди самых известных работ Б.И. Белозерского в Симферополе – 3-х этажный жилой дом «В память 1905-го года»; жилые дома по типу коттеджей для творческих работников с элементами модерна; жилой дом для членов правительства Крыма; клуб строителей; реконструкция комплекса мединститута.
В 1930-х годах Б.И. Белозерский выполнил даже проекты реконструкции правительственных санаториев «Дюльбер» и «Карасан» под Алуштой. Отдельные проекты выполнял для Сочи и Кисловодска.
Однако стремительный взлет окончился столь же стремительной неудачей. В 1938 году Борис Белозерский был арестован по ложному доносу, находился в лагерях. В заключении перемещался по разным местам: Симферополь, Горьковская область, Нижний Тагил. Архитектор продолжал работать по специальности: спроектировал лыжную базу и пионерский лагерь. В лагере им был даже организован джаз-оркестр!
Освободился Борис Белозерский в 1943 году. Летом 1944 года он получил назначение в Симферополь, но его квартира была занята, и резонно, что ему не хотелось работать с людьми, по доносу которых он был арестован. Архитектору нужно было заново искать себя и на новом месте. Таким местом для уже зрелого мастера архитектуры стал Днепропетровск.
В сентябре 1944 года, через год после освобождения нашего города, Б.И. Белозерский был назначен управляющим и главным архитектором архитектурно-планировочной конторы «Днепропроект». Из этой «конторы» вырос ныне известный институт «Днепрогражданпроект». Коллектив под руководством Белозерского в кратчайшие сроки подготовил проекты восстановления центра Днепропетровска.
Основная задача концентрировалась на восстановлении главной магистрали города . В 1945–1946 годах был разработан проект восстановления проспекта Карла Маркса (сейчас – пр.Яворницкого) по всей его длине – 5 километров. В этой работе Белозерский возглавил коллектив, из которого вышли многие выдающиеся архитекторы послевоенного Днепропетровска: И.Р. Заиченко, Ф.Н. Дерябин, В.В. Самодрыга, Л.Р. Ветвицкий, Д.И. Щербаков, В.Е. Горбоносов и другие. Этот проект восстановления главного проспекта не удалось осуществить полностью, однако многие его положения были реализованы. Он задал планку развития дальнейшей архитектурной мысли в Днепропетровске.
В частности, вскоре была создана большая новая площадь по оси центрального моста (площадь имени Ленина, ныне Героев Майдана). На ней коллектив под руководством Белозерского предложил выстроить грандиозное здание Дома Советов (по образцу московских «сталинских высоток»). Эта идея была реализована в сильно урезанном виде – в итоге было построено здание Министерства черной металлургии УССР. К сожалению, здание завершено далеко не в первоначальном великолепии.
Реализована была и идея Белозерского по созданию ансамбля Привокзальной площади, предусмотренная проектом восстановления проспекта.
Но многие интересные идеи коллектива под руководством Б.И. Белозерского реализованы не были. Например, архитектор предложил увязку линии проспекта Карла Маркса с выходом к Днепру в районе нынешнего оперного театра. Тогда в этом месте находился парк, затем называвшийся Детский парк имени Войцеховича. Дальнейшие кварталы до Днепра занимали жилые и производственные здания.
Была предложена идея раскрыть это пространство к Днепру, полностью освободив его от застройки. В проекте восстановления проспекта К. Маркса предлагалось устроить широкий бульвар от проспекта к Днепру между ул. Плеханова и Серова-Набережная, для чего необходимо было снести все сооружения застройки этих двух кварталов.
В результате реализации этой идеи возникла бы огромная площадь, напоминавшая по типу петербургское Марсово Поле. Увы, эта грандиозная идея не была реализована. В 1960-е годы участок на Набережной заняла огромная (на тот момент) 9-этажка института «Укргипромез». Затем, в 1968-1974 годах на месте Детского парка было возведено здание театра оперы и балета – спорный «шедевр» архитектуры брежневской эпохи.
Не была реализована в точности и идея Обелиска освобождения Днепропетровска. Как сообщала газета «Днепровская правда» в декабре 1945 года, архитекторы Б.И. Белозерский и Т.И. Чуянов:
«…разработали обелиск 28-метровой высоты, который будет поставлен на пересечении осей проспекта К.Маркса и улицы Шмидта. Он будет вертикальным ориентиром встречать приезжающих в город. На фасаде обелиска размещена чугунная доска с приказом товарища Сталина» (об освобождении города в 1943 г.)».
Обелиск так и не появился на этом месте и в срок. Однако идея торжественного Монумента на тему подвига и освобождения не была забыта. Эта идея была воплощена в 1967 году в Монументе Вечной Славы в другом месте – месте выхода проспекта к Днепру. Поэтому Бориса Белозерского можно считать автором идеи этого Монумента.
Б.И. Белозерский вместе с полтавским архитектором и историком И.А. Бурлаковым выполнили первый послевоенный проект реконструкции парка имени Т.Г. Шевченко. Парк сильно пострадал во время артобстрелов. Большая часть насаждений перестала существовать. Уже начиная с 1945 года удалось приступить к реконструкции. В целом проект был реализован до начала 1950-х годов.
Особо следует отметить проект ограды парка имени Шевченко, выполненный Б.И. Белозерским и архитектором А.П. Меркуловым. Рисунок ограды выполнен в манере классицизма и напоминает образы оград Петербурга. Это не случайно – в качестве прообраза была выбрана знаменитая решетка Казанского собора в Санкт-Петербурге начала XIX века. И хотя наша ограда не является точной копией решетки Казанского собора, их общие образы аналогичны.
Сегодня единственное конкретное сооружение, оставшееся в Днепропетровске от проектной деятельности Б.И. Белозерского – это Пропилеи главного входа в парк имени Чкалова (ныне Глобы) со стороны проспекта Яворницкого.
Пропилеи возведены в 1946 году, сразу после войны. Это сооружение стало одним из первых, построенных после освобождения города. Поэтому их облик – своеобразный архитектурный символ Победы.
Сам Борис Белозерский так описывал проект:
«Вход в парк им. Чкалова в виде объёмной композиции с двумя портиками, на которых размещены две Доски почета ритмом колонн, в два ряда с интервалом, образующим вход. На фоне оси входа запроектирован памятник Чкалову. Композиция входа, выполненная наиболее утонченно, с легкими и изящными деталями, прекрасно контрастирует на зеленом ландшафте парка, создавая интересный архитектурно-скульптурный силуэт на площади демонстраций».
Дело в том, что площадь на проспекте, на которую обращены Пропилеи, служила в советское время главным местом сбора демонстраций, что не могло не отразиться на архитектуре главного входа. Сейчас эта площадь уже около 30 лет (!) занята стройкой метро. И несколько поколений горожан даже не догадываются, что когда-то эта площадь была главной в городе, что здесь устанавливалась торжественная трибуна, и проходили шествия.
Пропилеи, построенные в 1946 г., стали одним из самых торжественных по архитектуре сооружений «сталинского ампира» в Днепропетровске. Следует отметить единство архитектуры и скульптуры здесь: Пропилеи обильно украшены барельефами на темы военной и гражданской жизни, лозунгами «9 Мая – День Победы» и другими.
Весьма интересно, что вместо проектировавшегося памятника Чкалову по оси Пропилеев был установлен памятник И.В. Сталину, простоявший, как и другие памятники «вождю народов», до 1961 г. После чего на его месте осталась только большая клумба.
Большую роль в восприятии Пропилеев играло их завершение – четыре огромных арматуры (оружия, знамена) с изображением герба СССР. Эти арматуры, со временем нуждавшиеся в реставрации, в 2001 году были просто «обрезаны». Пропилеи в целом находятся в хорошем состоянии (сохранен основной декор), хотя потеряли свое значение в архитектурном окружении. Реконструированное в начале 1980-х годов соседствующее здание Дома союзов частично задавило их, а стройплощадка метро вообще закрыла Пропилеи со стороны проспекта.
Творческая жизнь архитектора Белозерского в Днепропетровске протекала в целом ровно, без потрясений. Был в жизни архитектора и вовсе уникальный случай – в октябре 1947 года, к 30-летнему юбилею творческой деятельности, он был премирован автомобилем «BMW». В приказе Управления по делам архитектуры при Совете Министров Украины отмечалось:
«Лично директором и главным архитектором «Днепропроекта» т. Белозерским за период 1944–1947 г.г. проделана большая организационная и творческая работа, в результате которой контора «Днепропроекта» увеличила свою производственную мощность почти в 7 раз (от 600 тыс. руб. в 1944 г. до 4 млн. руб. в 1947 г.) и превратилась в одну из лучших архитектурно-проектных организаций… Объявить тов. Белозерскому Б.И. благодарность и премировать с передачей в собственность легковой автомашиной марки БМВ».
Однако Б.И. Белозерскому все-таки фатально не везло с карьерой, как и «предсказала» еще в 1916 году статуя Аполлона. В 1948 году, его, как беспартийного, уволили с должности директора «Днепропроекта», хотя и оставили главным архитектором «Днепропроекта». Интересный случай, довольно нетипичный. Думаю, здесь сыграли свою роль квалификация и способности зодчего.
В 1952–1955 годах Борис Иванович Белозерский сосредоточился на преподавании: в строительном техникуме и горном институте, а затем и вовсе вышел на пенсию. В 1960-е годы наступила эпоха «хрущевок», и такой мастер архитектуры, как Борис Белозерский, оказался не востребован. Увы, он не пережил эпоху «сталинского ампира».
Борис Иванович был добрым, жизнерадостным человеком. Был очень счастлив в браке – супруга Нина Константиновна Менчинская, пианистка, была опорой и поддержкой мужу. Дома у них собирались друзья – архитекторы, инженеры, писатели, давались домашние концерты.
К огромному сожалению, данные о последних годах жизни Б.И. Белозерского крайне скупы. Известно лишь, что он скончался в Днепропетровске в 1977 году, будучи забыт многими...
***
В современном Днепре имя Бориса Ивановича Белозерского совершенно забыто, как и личности многих других талантливых архитекторов XX века. Вроде бы это недавняя, но уже история. Люди уходят, забываются подробности биографии. Но работы архитекторов живут, их ежедневно видят тысячи людей», - завершает Максим Кавун.
Автор: Константин Шруб
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |