|«« | «« | »» | »»| |
Житель Днепра Александр Карпов собрал уникальную коллекцию старинных настенных часов.
Автору строк посчастливилось быть знакомым с этим удивительно разносторонним человеком уже с десяток лет.Он давно и серьезно интересуется историей нашего города, в своих увлечениях пытается сберечь осколки нашей общей истории. Городской сайт уже рассказывал о его жизни и увлечениях – коллекционировании старинных утюгов и фотографий дореволюционных люков Екатеринослава.
В прошлом году мы рассказали о книге «Фантомы города Д», которую совместно создали Александр Карпов и историк, краевед Виктор Хохолев.
А сегодня мы представим еще одно интересное увлечение Александра Георгиевича – старинные настенные часы. Примечательна не только коллекция сама по себе, но и история, связанная с ее созданием.
Все начиналось с семейной реликвии…
- Вы помните, с чего начинался ваш интерес к старинным часам?
- Воспоминания о моем первом знакомстве с часами, с которых и началось это увлечение, относятся где-то к 1957-1959-ым годам. То есть, пролетело уже шестьдесят лет. Это - старинные настенные часы с боем и открытым маятником с тесненной фигурой Посейдона. Только спустя 15 лет, уже будучи студентом, я разобрался, что это настенные часы компании «Junghans Clockmaking» или просто «Junghans» (Унгханс, братья Унгханс, Юнгханс). Производство - Германия, раннее начало 20-ого века, тип часов – так называемый «недельник», в корпусе типа «купеческий» (художественно-оформительские излишества, переходящие в аляповатость). Часы – с маятником в стиле «модерн» и металлическим ажурным циферблатом желтого цвета. На механизме клеймо: «Восьмиугольная звезда» с надписью «Junghans»и цифры B09, что, согласно принятой маркировке, обозначает «второе полугодие 1909-ого года». Так что часы (исправные и «живые») в этом году отпразднуют свое 110-летие со дня рождения.
- Какая история у этих часов и этого предприятия?
- Они были выпущены на часовой фабрике в Шрамберге (горный массив Шварцвальд), основанной в 1861-ом году промышленником Эдгардом Юнгхансом (вместе с братом Якобом Целлер-Тоблером), - первоначально владельцем предприятия по производству соломенных шляп. Потом (после смерти владельца) к управлению компанией приступила его жена Луиза Юнгханс, а 1875-ом году управление компанией взяли на себя сыновья основателя - Эрхард младший и Артур. К 1903-ему компания «Объединённые часовые заводы Gebr. Junghans AG и Th. Haller AG, в Швеннингене» была самой крупной часовой компанией мира. На ней работало 3000 сотрудников. Но тогда эти дотошные подробности меня еще абсолютно не интересовали. Тогда мне, 4-летнему ребенку, часы представлялись просто маленьким сказочным домиком, гипнотизирующим громким тиканьем и хрипловатым боем, и оставили это воздействие на долгие годы. По сей день. Часы висели в большой гостиной комнате (по советски - «столовая») восстановленного после войны в 1949-ом году дома работников метизного завода по тогдашнему адресу пр.К.Маркса, 24 - сейчас пр. Д.Яворницкого, 42 (так называемый «Доходный дом Мовергоза»- трехэтажное здание, построенное в начале ХХ века, 1911-ый год). И появились в гостиной, согласно фотографии моего молодого отца из сбереженного мною семейного архива, не позднее 1949-ого года. В конце XIX века часы фирмы “Юнгханс” наводнили российский рынок. В основном это была недорогая, но качественная продукция, рассчитанная на потребителя среднего достатка.
- Известно, как они попали в вашу семью?
- Ни моему деду, ни моей бабушке они изначально принадлежать не могли. Оба они были выходцами из очень бедных, многодетных семей и прибыли в Днепропетровск в 1932-ом году из Севастополя, где дед Карпов Александр Лаврентьевич нес 4-х летнюю воинскую повинность кочегаром (старшина-краснофлотец) на крейсере «Червона Украина». По всей видимости, это был чей-то послевоенный подарок деду, который к этому времени был уже замдиректора трубопрокатного завода им. Карла Либкнехта. Очевидно, это был чей-то офицерский трофей, неожиданно ставший нашей семейной реликвией, а потом и основой моего небольшого, но многолетнего увлечения.
- Наверняка для привыкшей к аскетическому быту семьи часы представляли некий особо ценный элемент декора…
- Да, к ним относились с некоторым пиететом. Первым «смотрителем» часов стал мой отец Георгий, а после того, как он создал собственную семью, - его младшая сестра Тамара. Часы украшали большую гостиную до 1969 года, а потом захандрили, захромали. Пружину хода пережали. Она лопнула и, казалось, «Юнгханс» остановился навсегда. Так незаслуженно посчитали, а потому снесли часы в подвал, где они были мною случайно найдены, извлечены в 1974-ом году и отремонтированы у старого еврея-часовщика по фамилии Барух, проживающего в тогда еще не снесенном (после наводнения в июле 1977-ого года) реставрацией театра им. Т.Шевченко и формированием Театрального бульвара «Доходном доме Петрова» на тогдашней ул.Ленина,7. С тех пор, вот уже 45 лет «добрый Унгханс» сопровождает меня по жизни, кочует по разным квартирам и служит верой и правдой. Не как антиквариат, но как определитель времени. Достаточно точный. Работает по графику: «неделя через четыре». В остальные недели по такому же графику его заменяют «коллеги» по коллекции: «Schlenker-Kienzle»,«Mauthe», «GustavBecker» и екземпляр не установленного производителя (малого размера без клейм на корпусе и буквой «А» в маленькой звезде Давида на циферблате, по типу маятника, торговая марка«LeRoi a Paris»/«Король Парижа»). Не считая приобретенных по случаю настенных часов времен позднего СССР (начало 1980-х г.г.) марки «Jantar» производства Орловского часового завода в деревянных корпусах из карельской березы трех разных вариантов дизайна с маятниками закрытого типа.
- Первыми компанию «Унгхансу» в 2000-ом году составили настенные часы компании «Schlenker-Kienzle» («Кинзле», «Кинцле»), либо, как их иначе называют - «F.M.S.» («Мауте») под торговой маркой « LeRoi a Paris». Германия, корпус «модерн», «навершие» («надверхие», «корона», «кокошник») отсутствует, циферблат эмалированный, «недельник», приблизительно 1908-1910-ый год. Исходя из «отслеживания» истории этого экземпляра и источника его появления, с достаточной степенью вероятности можно утверждать, что находился он в Днепропетровске еще с дореволюционных Екатеринославских времен. Достался мне в рабочем, но крайне плачевном состоянии. Циферблат паялся, корпус полностью разбирался и реставрировался в мастерской исторического музея. Идут безупречно. У них простой надежный механизм.
- Что известно об этой марке часов?
- В конце XIX - начале XX века под такой престижной и популярной маркой как «LeRoi a Paris» («Король Парижа») выпускали настенные часы одновременно несколько немецких фабрик, крупнейшими из которых были «Shlenkler-Kienzle», «Yunghans», «F.M.S.» и «P.H.S.». Так под маркой «LeRoi a Paris» настенные часы известной немецкой часовой фабрики «F.M.S. - FriedrichMauthe, Schwenningen» (Фредерик Мауте из Швеннингена) ввозились в Царскую Россию в начале ХХ-ого века массово (хотя, скорее всего, не официально), поскольку зажиточные россияне хотели чего-то красивого с французским шармом, но с немецким высочайшем качеством. В связи с этим маркировка циферблатов надписью «Король Парижа» была удачным маркетинговым ходом немецких часовых фабрик, так как тогда в Европе и в царской России царила мода на все французское, на вещи из Парижа. Часы «LeRoi a Paris» относились к разряду недорогих и доступных широким слоям населения. По сути это были механические часы с пружинным заводом и с эмалевыми циферблатами, отдаленно напоминающие “Венские регуляторы” (дорогие часы высокого качества со строгими архитектурными контурами корпуса из эбенового дерева или самшита и четвертным и получасовым боем). На территорию Российской империи «LeRoi a Paris» поставлялись эшелонами, в том числе под видом запчастей, где их собирали в большом количестве в маленьких часовых мастерских и изготовляли на них корпуса различной формы (из отечественного сырья) по типовому родному дизайну из каталогов, либо с «национальными особенностями» типа вышеупомянутого «купеческого стиля». Маркировка торговой марки «LeRoi a Paris»(«Король Парижа») ставилась либо на белой эмали циферблата (в нижней части) либо на маятнике «R=A», где «A» и «R» означали соответственно «Avance» и «Retard». То есть, по-французски «вперёд» и «назад»: регулировка хода.
- А имели ли немецкие часовщики выпускать продукцию с «парижским» названием? В наше время такую вольность быстро бы пресекли!..
- Французская марка «LeRoi a Paris» не была официально зарегистрирована в Германии, и предприимчивым немецким фабрикантам достаточно долго удавалось без последствий использовать имя знаменитой французской фирмы, существовавшей с конца XVIII века. Но 16-ого марта 1909-ого г. в международном патентном бюро в Лондоне немецкая часовая компания «Schlenker-Kienzle» официально зарегистрировала старинную торговую марку «LeRoi a Paris» на себя. С тех пор надпись «LeRoi a Paris» можно было встретить, как правило, только на настенных часах производства «Kienzle».
- Да, спустя некоторое время подборку старинных настенных часов дополнили необычайно приятного исполнения экземпляры «Mauthe» и «Gustav Becker», приобретенные в антикварном магазине Львова. Сложился «многоголосый квартет».
- В чем особенность этих часов?
- Часы настенные марки «Mauthe» («Мауте») широко известной немецкой часовой фабрики «F.M.S. – Friedrich Mauthe, Schwenningen» (Фредерик Мауте из Швеннингена). Год выпуска по клейму - между 1902-ым и 1925-ым годами (механизм с прорезными платами). Состояние корпуса превосходное. Корпус модели «балкон». Очень богатый и интересный по исполнению. Боковые окна отсека корпуса для механизма открываются. Маятник закрытого типа в собственном отсеке корпуса. Крышка отсека открывается (скользит вниз по направляющим). Циферблат металлический медный. Цифры арабские с завитушками. Красивый тяжелый золоченый маятник. Литье декоративное с тремя лилиями.
- На клейме заметна нацистская свастика! Неужели ее ставили еще до прихода к власти Гитлера?
- Клеймо часов – это действительно «Орел с волнистыми крыльями» и буквами FMS в секторах круга. Но, вопреки распространенному мнению, логотип FMS c орлом не имеет никакого отношения к нацистской символике и появился много раньше соответствующего нацистского символа. Более того, немецкое правительство в 1930-е годы несколько раз обращалось к фирме FMS с официальными письмами, требуя изменить логотип, но тщетно.
- А что вам известно об истории этого производителя?
- Вот некоторые факты о компании Мауте с 1844-ого по 1976-ой годы. Фредерик Мауте (1822–1884) никогда не был часовщиком, он был торговцем. В 1844-ом году он вместе со своей женой Марией (в девичестве Кинцле, из той самой семьи Кинцле) открывает бакалейный магазин в своем родном городе Швеннинген, а уже в 1850-ом году, на волне популярности часового производства в Шварцвальде, организует лавку по продаже шварцвальдских настенных ходиков и запчастей к ним. В то же самое время начинает активно искать партнеров для создания своего часового предприятия. Первая фабрика Mauthe предствляла собой арендованное промышленное помещение с 10 рабочими, среди которых трудились два известных часовщика: Jakob Haller и Friedrich Walcher. Основным выпускаемым продуктом были механизмы и части для стенных часов. Новое фабричное здание было выстроено лишь в 1870-71-ом г.г., тогда же начинается выпуск корпусов и часов в стиле венских регуляторов, повторяющих модели фирмы «Lenzkirch». В 1876-ом году Фредерик отходит от дел, а руководство предприятием берут на себя его сыновья, Кристиан (1845-1909) и Джейкоб (1847-1915). К 1900-му году фабрика Mautheна считывает 1000 работников, а к 1930-ому году - 2000. Она производит 45000 часов в неделю и находится в пятерке крупнейших часовых производств мира! Компания пережила Вторую Мировую войну. К сожалению, часовой кризис 1970-х годов не пощадил никого, в 1976 году компания объявила банкротство и закрылась.
- Какие часы вы считаете самыми интересными в вашем собрании?
- Пожалуй, наиболее интересный по исполнению экземпляр коллекции - часы компании «Gustav Becker» («G.B.»,«Густав Беккер»). Это интерьерные часы (так называемый «GrossUhren»). Германия, начало 20-ого века, «недельник». Часы выполнены в модели «Silesia» в корпусе «Берлинер» с открытым маятником. По стилистике исполнения «эклектика» или, как еще называют, «историзм», либо по народному - «балкон». Корпус оригинальный каталожный, «навершие» («корона», «кокошник») присутствует. Маятник выполнен в стиле «модерн», что несколько диссонирует со стилистикой корпуса, но это нормальное явление для «G.B.» (они позволяли дилерам "мешать" корпуса и аксессуары по вкусу клиента). Циферблат металлический желтого цвета. Механизмы такого удешевленного типа (с прорезными платами) без серийного номера«G.B.» начал производить в 1909-ом году.
У «G.B.» было два типа механизмов. Первый, с цельно-точеными трибами (зубчатые колеса с малым числом зубьев), маркировался якорем «G.B.» и надписью «Silesia» и производились только на фабриках в г. Браунау (Braunau) в Богемии с 1909-ого по 1926-ой г.. Второй тип механизма имел цевочные трибы и производился на фабрике в г. Фрайбург (Freiburg) в Силезии (ныне Свободица, Польша) с 1912/13 по 1932-ой год. В 1932-ом г. и эта фабрика была закрыта. Такие механизмы, производимые в Фрайбурге, не имели надписи «Silesia» в логотипе под якорем. Судя по тому, что у имеющегося в «квартете часов» экземпляре механизм с надписью «Silesia», можно утверждать, что часы сделаны на фабрике в г. Браунау в период с 1909-ый по 1926-ой год. Фабрика в Австрийском Браунау-на-Инне (BraunauamInn), более известном как родина А.Гитлера, начала выпуск продукции на рубеже 1887-1888 г.
Но история часов «Gustav Becker» началась не в Браунау, а во Фрайбурге. В 1847-ом году, когда 28-летний Густав Беккер решил начать выпуск там высокоточных часов. Часовой мастер Густав Беккер родился в 1819-ом году в Силезии, исторически польской, а в то время прусской области в бассейне реки Одер. В 1837-ом году Беккер закончил часовую школу в родном регионе, а затем еще десять лет совершенствовал мастерство в часовой школе в Вене. В 1847-ом году он открыл свою собственную мастерскую при часовом магазинчике во Фрайбурге.
- Да, в XIX веке Германия считалась безоговорочным лидером в производстве интерьерных часов (так называемых «Gross Uhren»), оставив позади англичан и французов. Огромные фабрики в Баварии, Пруссии, и других регионах производили десятки и сотни тысяч деревянных коробов с механизмами, которые потом разлетались по всему миру благодаря удачно найденной немецкими часовщиками формуле «простота-качество-умеренная цена». Вторая мировая война и последующее разделение Германии на две части фактически убили часовое дело в восточных землях. Баварский регион Шварцвальд по прежнему поставляет всему миру крупногабаритные часы, а вот саксонским и прусским маркам пришлось надолго прервать свое развитие.
- А какое место в иерархии производителей занимало предприятие Беккера?
- В далеком 1848-ом году маленькая мастерская настенных Густава Беккера (формально считается, что это первая в Германии фабрика настенных часов) была устроена по типу венских, на которых еще с конца XVIII века производили так называемые “пенделовки”-настенные маятниковые часы (от французского Pendelue -«маятник»). Долгое время Беккер работал один, не имея возможности нанимать квалифицированных помощников, что было довольно трудно, поскольку производителю крупногабаритных часов приходилось совмещать стразу три профессии: краснодеревщика, часовщика и ювелира. С 1860-ого года часовое дело «Gustav Becker» начинает стремительно расти, и, начавшись с маленькой мастерской в городе Фрейбурге, в итоге к 1875 году превратилось в самую крупную часовую фабрику в Европе того времени. В этом же году кайзер Вильгельм выдал Беккеру именной сертификат на производство 300 000 часов. Густав Беккер становится почетным членом Королевского торгового общества.
Спустя пять лет, находясь в самом зените славы, Густав Беккер скончался. Марка осталась в семейном управлении, которое возглавил его сын мастер Пауль Беккер. В 1889-ом году компания сменила название на «Объединенную Фрайбургскую часовую мануфактуру», бывшую «Gustav Becker», и стала одним из крупнейших экспортеров германских больших часов на мировой рынок, в том числе и в Россию. А в 1926-ом году она вошла в альянс с еще одним известным производителем крупногабаритных часов «Junghans Clockmaking».С экземпляра часов этой марки (семейной реликвии) и начался наш рассказ.
- Многоголосьем коллекции можно насладиться только в дневное время. Ночью «квартет», тем более в сопровождении «орловских курантов», не выступает никогда. В противном случае, когда он исполняет «Полночь», его слышно в соседних квартирах на нескольких этажах, и тогда ему со всех сторон отвечает громкий «барабанный бой» в стены крайне недовольных разбуженных жильцов.
- Какими экземплярами вам хотелось бы еще пополнить это собрание старых часов?
- В семье деда был еще очень интересный и, к сожалению, не попавший ко мне экземпляр. Настольные часы «Весна» с боем Владимирского часового завода (ПО «Точмаш») – так называемые «Владимирские колонны». Ореховый корпус, стекло с фацетом, сталинский ампир. Массово выпускались с 1947 года. Удивительный по нежности бой. Завода хватало на две недели. Надеюсь когда-нибудь найти подобные часы…
Вот, пожалуй, и вся история. О людях, датах, часах и скоротечности времени…
Автор: Константин Шруб
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
- У меня есть, рабочие, бой действительно мелодичный.
Помогите связаться с Александром Ответить | С цитатой