Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
вс, 22 декабря 2024
19:39

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Тайны Днепра: Шевченковскому району – 45 лет

|«« «« »» »»|

Городской сайт продолжает цикл очерков по истории районов Днепра. По традиции мы рассказываем о городских районах в их юбилейные Дни рождения.

Сегодня «герой» нашего очерка – это Шевченковский район. 12 апреля исполняется 45 лет со дня образования в составе нашего города тогда еще Бабушкинского района. Новое название району было присвоено в 2015 году в ходе декоммунизации.

45 лет назад это был седьмой по счету район города. «Моложе» его только Самарский район, об истории которого мы рассказали в день его 40-летнего юбилея.

Кстати, в нынешнем, 2018 году – это не единственный район-юбиляр в Днепре. В этом году исполнилось ровно 100 лет создания Амур-Нижнеднепровского района! Вековой юбилей АНД-района собрались отмечать в апреле, хотя историю района принято отсчитывать от 25 января 1918 года, когда состоялось первое заседание президиума Совета Амур-Нижнеднепровска. Об этом Городской сайт уже писал.

К слову, и 45-летие Шевченковского района, похоже, будут праздновать с некоторым опозданием. В райсовете нам сообщили, что торжества намечены, но – ориентировочно в мае-июне…

Шевченковский район имеет свое яркое лицо и интересную историю – историю поселков и зданий, которая, кстати, намного старше 45 лет.

Сегодня мы вспомним основные вехи истории Шевченковского района Днепра. Почему 45 лет назад был создан новый район города? Из каких древних и новых поселений состоит район? Какие знаковые экономические и культурные объекты находятся на территории района? Чем известна главная магистраль района? Что интересного есть на «Корее» и «12 квартале»? Чем известен жилмассив Тополь?

Вехи истории района нам поможет раскрыть давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.

Седьмой район Днепра: от ЦУМа до реки Суры

«Новый городской район был образован 12 апреля 1973 года, в очень ответственный и яркий период развития тогдашнего Днепропетровска, - рассказывает Максим Кавун. - Семидесятые годы были этапом интенсивного территориального, градостроительного и промышленно-экономического роста. Осваивались новые территории, строились новые жилмассивы. Городская власть приняла решение разукрупнить районирование и образовать новый район города.

Согласно тогдашнему законодательству, решение об образовании новых районов принимала Верховная Рада Украины. 12 апреля 1973 года вышел указ:

«Указ Президії Верховної Ради Української РСР про утворення нових районів Української РСР

Президія Верховної Ради Української РСР постановляємУтворити такі нові райони:
Бабушкінський – у місті Дніпропетровську за рахунок території Жовтневого, Кіровського і Красногвардійського районів.

Голова Президії Верховної Ради Української РСР
І. Грушецький

Секретар Президії Верховної Ради Української РСР
Я. Колотуха

Київ, 12 квітня 1973 року».

При образовании район получил имя Ивана Васильевича Бабушкина (1873-1906) – видного революционера, жившего в Екатеринославе. В 1897 г. он образовал здесь первую революционную организацию – «Екатеринославский союз борьбы за освобождение рабочего класса». Вел нелегальную революционную пропаганду среди рабочих. Боролся за улучшение прав рабочих Брянского завода и других. Бабушкин, проведя в Екатеринославе несколько лет, затем работал в других регионах. Был расстрелян после революции 1905 года на станции Мысовая в Сибири.

Если Ивана Бабушкина можно признать старым символом района, то какой же – района с новым названием, Шевченковский? Таким, на наш взгляд, можно назвать памятник молодому Тарасу Шевченко (скульптор В.Небоженко, архитектор В.Положий), который был торжественно открыт на ул. Ленина (сейчас – Воскресенской) 24 августа 1992 года, в годовщину независимости Украины.

На территории района в момент его образования проживало 126 тысяч человек. В районе находилось 20 промышленных предприятий (шинный завод, заводы прессов, «Полимермаш», газовой аппаратуры и другие) и 25 строительно-монтажных организаций. В состав района вошло 21 учебное заведение. Здесь же расположились крупные НИИ - «Днепрогражданпроект», «Приднепровскпромстройпроект» и другие. Работали 129 торговых точек, 154 столовых и буфетов, 130 предприятий бытового обслуживания.

Газета «Днепр вечерний» 13 апреля 1973 года в статье «В добрый путь» пафосно отметила:

«Итак, на карте нашего города появился новый, седьмой район… Новый Бабушкинский район отсчитывает свои первые трудовые дни. Пожелаем его трудящимся больших успехов в выполнении пятилетнего плана и укреплении и развитии лучших революционных и трудовых традиций нашего города!».

Новый район протянулся от самого Днепра до реки Мокрой Суры. Если присмотреться, в плане он напоминает… дерево. Корни его – на территории старого Екатеринослава (кварталы вокруг ЦУМа), а крона – южная часть застройки вплоть до поселка Мирный.

Застройка Шевченковского района напоминает мозаику. Во второй половине ХХ века Днепропетровск стремительно выдвинулся на юго-запад, застраивая свободные площади промышленными и жилыми объектами вдоль улицы Днепропетровской (Героев Сталинграда, ныне проспект Богдана Хмельницкого). Это одноэтажные поселки Строитель, Корея, Мирный, появившиеся после Великой Отечественной войны. Промышленные гиганты – заводы шинный и прессов, и построенные для рабочих этих предприятий жилмассивы. Огромный жилмассив Тополь – один из крупнейших жилых районов города.

«Старая» часть района: архитектурные шедевры и главная площадь города

Северная часть Шевченковского района охватывает сердце Екатеринослава – кварталы от улицы Андрея Фабра до Баррикадной. Трудно перечислить все архитектурные и исторические достопримечательности этой части района.

Здесь находится главная площадь города – Героев Майдана (бывшая Ленина). Площадь, спроектированная еще в 1792 году, была сформирована только 150 лет спустя и открыта в 1957 году. Главное здание площади – Министерство черной металлургии – достроили еще позже, в 1962 году (сейчас здесь офисный центр). Архитектурными акцентами площади служили памятник В.И. Ленину (снесен в феврале 2014 года) и два универмага – ЦУМ (1938 г.) и «Детский мир» (1939 г.). Оба здания работы известного архитектора Александра Красносельского. К сожалению, «Детский мир» был снесен ровно 10 лет назад, в апреле 2008 года.

В северной части района расположены жемчужины архитектуры Екатеринослава. Это Троицкий кафедральный собор (1845 г.), особняк Щербакова – Дом губернатора (1830-е годы), гостиница «Астория» (1913 г.), почтамт (1905 г.) , филармония (1912 г.), театр имени Шевченко (1913 г.) и многие другие. Очень известно здание «Украинского дома» в стиле украинского модерна, ныне гранд-отель «Украина» (1910-1913 годы, реконструкция 1953 г.).

К югу от улицы Святослава Храброго (Чкалова), за кварталами улицы Светлова, до тупика 4-го трамвая, расположен исторический район Новые Планы. Это кварталы с регулярной планировкой, которые были застроены после двух наводнений 1891 и 1892 годов. Здесь еще сохранились целые кварталы домов старого Екатеринослава. Много ценных образцов архитектуры «екатеринославского кирпичного стиля» и других. Прогуливаясь здесь, можно ощутить ауру старого города вековой давности.

Заканчиваются исторические Новые Планы тупиком 4-го трамвая и выходом на проспект Богдана Хмельницкого (бывшая ул. Героев Сталинграда). Это место окаймляют два здания – Шевченковский райсовет и областной архив.

Два «прыжка» на юго-запад: за полвека город дошел до Развилки и до 12-го квартала

Здание Шевченковского райсовета, находящееся на углу проспектов Богдана Хмельницкого и Пилипа Орлика, – не просто «цитадель» местной власти, а символ двух эпох и двух пространств. Вся южная территория района, от начала проспекта Богдана Хмельницкого – результат бурного развития Днепропетровска в XX веке.

Сейчас уже сложно представить, что в 1917 году Екатеринослав заканчивался на… нынешнем тупике 4-го трамвая. Здание райсовета как раз стоит на границе старого города. Дальше начиналась степь. В начале ХХ столетия на нынешней «Развилке» расположили два новых городских кладбища – Новое городское и Новое еврейское, потому что тогда казалось – город не скоро придет на юго-запад.

Тенденция интенсивного развития города в юго-западном направлении проявилась уже с конца сороковых годов ХХ века. В 1944 г. началось строительство Автозавода – нынешнего «Южмаша» и, чуть позже, застроились поселки для рабочих этого завода. В конце 1950-х годов уже полностью застроился участок современной «Развилки», улица Титова, и кварталы к юго-западу – поселки Верхний, Строитель, Шинник.

Историк архитектуры О.А. Швидковский в 1960 г. в книге «Днепропетровск» предсказал «прыжок» города в юго-западном направлении. Вот что он писал:

«Неподалеку от поселка Строителей возводится ряд кварталов с многоэтажной застройкой. Следует отметить, что именно в этом направлении происходит наиболее интенсивное расширение правобережной части Днепропетровска и это не случайно, так как здесь имеются свободные, удобные для застройки и здоровые территории».

А строительство промышленных гигантов – завода прессов и шинного завода – только ускорило интенсивное заселение и освоение территории. С 1958 г. была проложена трамвайная линия по Сурско-Литовскому шоссе. Появились массив «12 квартал» и поселок Мирный.

Главная магистраль района имела «нескромное название»

Проспект Богдана Хмельницкого, ранее улица Героев Сталинграда – главная артерия Шевченковского района. Длина проспекта – около 11 километров. Но многие старожилы называют ее по-старому – улица Днепропетровская. Так она называлась несколько десятилетий.

Неизвестно точно, кому и когда пришла в голову идея назвать длинную магистраль именем своего же города. Еще во время «эпохи застоя» местная пресса высказывала справедливые упреки, что это, по меньшей мере, нескромно. В 1970-х годах предлагали варианты переименования улицы – например, в проспект имени Бабушкина. Однако его имя уже носила улица (бывшая 2-я Чечелевка, где располагался и дом Бабушкина). Этот вариант принят не был.

Автор статьи, помещенной в газете «Днепр Вечерний» (5 февраля 1975 г.) справедливо возмущался:

«Давать улице название своего города, по-моему, и не принято, и неуместно. Но коль так случилось, может быть, лучше бы присвоить ей более близкое название – Днепровского проспекта, тем более, что в нашем городе уже есть улица Бабушкина. Вспомним, как красиво и впечатляюще звучит известное всем название – Невский проспект».

Впрочем, и это «красочное» предложение не подействовало на городские власти. «Днепропетровской» улица называлась несколько десятилетий, пока ее в 1975 году не переименовали в Героев Сталинграда. Правда, до сих пор на некоторых указателях домов можно прочесть «улица Днепропетровская». В 2015 году, в рамках политики «декоммунизации», магистраль переименовали. Хотя на память Героев Сталинграда никто не посягал, в названии имелась фамилия И.В. Сталина, которую, согласно норме закона, было необходимо изъять. Поэтому улицу переименовали в проспект Богдана Хмельницкого.

- Переименование это вызывает большие сомнения – считает Максим Кавун. - Во-первых, потому что Сталинградские улицы и площади есть даже во многих городах Европы. Например, станция метро в Париже и улица в Милане. Всем понятно, что таким образом увековечена память героев крупнейшей битвы Второй Мировой войны. Во-вторых, потому, что в городе уже есть улица Богдана Хмельницкого на левом берегу, и в результате возник еще один дубляж. Единственное, что можно принять без оговорок – это то, что улица по праву является проспектом – это самый длинный проспект Днепра.

А первое название проспекта – Сурско-Литовское шоссе. Потому что крайней южной точкой магистрали является старинное село Сурско-Литовское (в Днепровском сельском районе). Оно основано в конце XVIII века и первую часть названия получило от реки Мокрой Суры, а вторую – от того, что его населили рабочие екатеринославской казенной суконной фабрики, переведенные из Белоруссии. В XVIII веке жителей и Белоруссии, и Литвы часто называли «литвинами». Отсюда и Сурско-Литовское.

Поселок Строитель: коттеджный рай эпохи «развитого социализма»

С конца 1940-х гг. к югу от поселка Верхнего в степи застроился поселок, получивший название «Строитель» (ныне территория вдоль просп. Б. Хмельницкого к югу от ул. Энергетической). Застраивался он однотипными одно-двухэтажными жилыми домами.

Современник этой застройки, историк архитектуры О.А. Швидковский, дал в 1960 г. такое описание поселка:

«К Сурско-Литовскому шоссе примыкает поселок Строителей, который по своей планировке, застройке и благоустройству является одним из лучших на Украине. Поселок имеет тупиковую систему планировки… Территория поселка отлично озеленена, участки огорожены добротными красивыми оградами, по улицам проложены тротуары, водостоки, высажены цветы, установлены электрические фонари.

Привлекательно выглядит и застройка поселка, осуществленная, в основном, одноэтажными индивидуальными каменными домами. Следует отметить, что домовые участки очень невелики, что обеспечило сравнительно высокую плотность застройки и сделало индивидуальную малоэтажную застройку в условиях крупного города более экономичной».

После войны власти были вынуждены срочно решать проблему острой нехватки жилья. В это время застройка могла пойти по пути возведения коттеджных поселков, как это принято на Западе. Одним из полигонов для апробации такого метода стал Днепропетровск. К сожалению, вскоре возобладала практика возведения гигантских жилых массивов с их «каменными джунглями» (это было выгодно экономически).

Поселок Строитель остался памятником эксперименту по возведению «коттеджных поселков» эпохи «развитого социализма». Его «собратья» – «поселок Фрунзе» в районе проспекта Петровского (строился еще в 1920-х гг.) и «поселок Мирный» в Приднепровске (тоже послевоенный). И только сейчас вернулись к практике строительства «больших жилых массивов» – теперь уже коттеджных. Поселки Фрунзе и Строитель – советские «прадедушки» нынешних «Золотых Ключей».

Днепровские самострои: поселки «Корея» и Мирный

В Шевченковском районе существует поселок, имеющий экзотическое название «Корея». Это юго-восточная часть бывшего поселка Строитель – частный сектор (главные улицы – Казака Мамая (Юных Ленинцев), Рындовской (Перекопской Победы) и другие). Корея расположена между «12 кварталом» и жилмассивом Тополь.

Застраивалась «Корея» после войны, в 1950-х гг., когда массово ощущалась нехватка жилья, стихийно осваивались окраинные районы города. Таким путем появилась и днепропетровская «Корея» – попросту говоря, «самострой».

Почему поселок получил столь странное название? Одни говорят, что из-за отдаленности от центральной части города – по аналогии с Амуром и Сахалином на левом берегу. Другие – что название придумано в память о проходивших в 1950–1953 гг. военных событиях на Корейском полуострове, где СССР принимал самое непосредственное участие. Третьи – из-за характера застройки – разномастных домиков, часто из непрочных материалов, что могло вызвать аналогии с застройкой азиатских городов. Сейчас уже трудно подтвердить или опровергнуть эти версии. Ясно одно – название «Корея» прочно вошло в городскую топографию. Здесь есть даже улица Корейская.

В 1950-1960-х годах на юго-западной окраине Днепропетровска возник еще один новый жилой поселок, получивший название «поселок Мирный». Толчком к его застройке послужило строительство шинного завода и завода прессов. Назван поселок был после войны «как бы в подтверждение того, что мы мирные люди», как писала газета «Днепр Вечерний» в ноябре 1990 года. Особых достопримечательностей в Мирном нет. Зато здесь очень занимательные названия улиц – переулки Вечерний и Привольный, улицы Спутника и Астронавтов, Баженова и Старова, Росси и Паганини.

«12 квартал» и другие: промышленные гиганты и их жилмассивы

В 1953 г. на южной окраине Днепропетровска, на Сурско-Литовском шоссе началось строительство завода прессов . Первая очередь была введена в строй в феврале 1955 г. – инструментальный цех, а первую продукцию завод выдал в 1956 г. В 1965–1967 гг. на заводе прессов был построен крупнейший в СССР цех шинных прессформ. Днепропетровский шинный завод был построен методом «Всесоюзной ударной комсомольской стройки» и начал работу 1 августа 1961 г. А в 1968 г. начала работать вторая очередь предприятия – цех по производству крупногабаритных шин.

Начиная с 1970-х гг., по линии улицы Днепропетровской южнее поселка Строитель стали возводить многоэтажные жилые дома для рабочих шинного завода и завода прессов. Как всегда, отдельными кварталами. В то время появились такие понятия, как 2, 3, 11, 12, 13 кварталы. Со временем название «12 квартал» (или просто «Квартал») закрепилось в сознании горожан как собирательное для всей местности. Это застройка вдоль проспекта Б. Хмельницкого в районе улиц Инженерная, Марии Ермоловой, 152-й дивизии.

С 1975 г. стал застраиваться еще один жилмассив для рабочих шинного завода, получивший имя Кротова (сейчас улица Данилы Нечая). Первое здание – профилакторий – появилось в 1975 г. После этого дома-малосемейки стали тут расти, как грибы: значительно укрупнившийся завод решал таким образом жилищную проблему, а параллельно и проблему закрепления кадров. Перспективы этого жилмассива были довольно туманными. Как часто это бывает, здесь «забыли» про многие объекты – недостаток детских садов, торговых точек и других объектов ощущался и в то время, и сейчас. В 1991–1992 гг. планировалось построить 9-10-ти этажные жилые дома, детский сад, школу, общественно-торговый центр, АТС. Но, как писала тогда газета «Шинник», «это уже – из очень отдаленного будущего». Это будущее так и не наступило.

Зато в районе существует известный культурный центр – Дворец культуры «Шинник». Он – ровесник района, открыт в апреле 1973 года. Для того времени это было крупное «здание общественно-культурного назначения», обладавшее всей необходимой базой для проведения культурного досуга жителей района. Перед Дворцом была устроена обширная площадь для митингов и собраний. Пережив эпоху Перестройки и распада СССР, Дворец сейчас возрождается.

Другим известным местом отдыха являлся КДЦ «Днепропресс». Когда-то это был кинотеатр имени Бабушкина. В девяностые он понемногу стал разрушаться. И только в 2000 г. открылся в переоборудованном виде как Культурно-деловой центр «Днепропресс». В историю города КДЦ вошел как место, с которого началось возрождение киноиндустрии в Днепропетровске на рубеже тысячелетий. Здесь впервые в городе были поставлены новейшие киноустановки со звуком «Dolby» и другими, как тогда казалось, «чудесами». К сожалению, кино в КДЦ уже давно не показывают…

Главные пантеоны города XX века: двое сохранились, двое стали парками

Шевченковский район интересен еще одной уникальной особенностью: здесь находятся целых 4 основных пантеона – исторических кладбища Днепра . Запорожское и Сурско-Литовское кладбища сохранились. Два более древних кладбища, Новое еврейское и Новое городское – превращены в парки на Развилке.

Запорожское кладбище – самое почетное место захоронения известных деятелей. Кладбище существует с конца 1950-х годов и занимает большой участок вдоль шоссе напротив массива Тополь-3. Ныне оно закрыто для захоронений; исключения делаются для лиц, имеющих особые заслуги перед городом. На центральном участке кладбища покоятся Александр Макаров – легендарный директор «Южмаша», тренер Евгений Кучеревский , почетные граждане города, Герои Советского Союза, видные ученые, академики – Александр Чекмарев, Кирилл Стародубов, Всеволод Лазарян, Зот Некрасов, Владимир Моссаковский и другие.

Сурско-Литовское кладбище – южная оконечность Шевченковского района. Оно было главным кладбищем города в 1970-80-х годах. Некрополь занимает огромную площадь больше 50-ти гектаров. Здесь также похоронены многие знаменитости – дирижер Гарри Логвин , спортсмен Султан Рахманов , архитекторы Олег Петров и Александр Дольник и другие.

А два бывших городских кладбища находятся на так называемой «Развилке». Парк «имени 40-летия освобождения Днепропетровска» - это бывшее Новое городское кладбище . Первые захоронения здесь совершались еще до Октябрьской революции 1917 г., последние – в 1958 году. От огромного массива захоронений сегодня сохранился воинский некрополь – здесь покоятся 2076 солдат Красной Армии, погибших в боях или умерших от ран в 1943–1946 гг.

Здесь же похоронен майор Борис Андреевич Кротов (1899–1941). В июле 1941 г. он был командиром 134-го кавалерийского полка 28-й кавалерийской дивизии, которая принимала участие в обороне Днепропетровска. 20-22 августа 1941 г. полк Б.А. Кротова защищал главное направление в районе Сурско-Литовского шоссе. 22 августа 1941 г. Кротов подорвал гранатой немецкий танк и был смертельно ранен. 9 ноября того же года посмертно ему присвоили звание Героя Советского Союза. Именем Б.А. Кротова назван жилмассив. В мае 1979 г. на Молодежном бульваре (ул. Гладкова, 12 квартал) открыли памятник-бюст Бориса Кротова.

В ближайшей к развилке части парка построены башня с часами, автозаправка, современный автосалон и ресторан. Среди деревьев в этом парке можно найти единственную уцелевшую могилу – знаменитого архитектора Александра Леонтьевича Красносельского (1877–1944). Перечень «его» зданий много скажет горожанам – ЦУМ, «Детский мир», театр Горького, второй корпус университета, корпус мединститута на Севастопольской улице, реконструированное здание областного совета, Дворец Ильича и многие другие. В 1982 г. установили новый памятник на могиле архитектора. Это гранитная колонна, обвитая металлической лентой с надписью и портретом архитектора (авторы – архитектор Е.В. Амосов, скульптор В.И. Музыко). К сожалению, сегодня от памятника осталась только голая колонна…

А напротив находится парк Писаржевского. Он расположен на месте надгробий Нового еврейского кладбища, основанного в начале ХХ века. В 1963 году кладбище было ликвидировано, разбит парк. В этом парке также оставили одну могилу – академика Льва Владимировича Писаржевского (1874–1938) – знаменитого ученого-химика. Приехав в Екатеринослав, сначала возглавил кафедру в Горном институте. Затем он был ректором Горного института, организовал Днепропетровский химико-технологический институт (ныне университет) и научно-исследовательский институт физической химии. Умер Писаржевский в 1938 г. После войны, когда было решено снести Новое еврейское кладбище, прах академика не стали тревожить и оставили в новосозданном парке, который назвали его же именем.

В 2009 году на участке парка открылся мемориал «Мацева» в память обо всех похороненных на кладбище. Соседние с парком дома и гаражи тоже построены «на костях», во время строительных работ продолжают находить бывшие захоронения…

Подстанция и Монумент космонавтики

Шевченковский район, поворачивая на юг, захватывает всем известную Подстанцию. Название «Подстанция» обозначает один из основных транспортных узлов Днепра. Здесь сходятся Запорожское шоссе – поток транспорта с Запорожского направления и потоки с проспекта Б. Хмельницкого и Титова – идущие с центра и в центр и на левый берег. Здесь завершается проспект Гагарина – транспортный хребет главного холма.

Оригинальное название связано с мощной электрической подстанцией, построенной западнее водонапорной башни (затем ресторана), когда массовой застройки еще не было. Сейчас подстанцию закрывают от круглой площади несколько многоэтажек. Полностью застроился район Подстанции только к восьмидесятым годам ХХ века. Появился 16-ти этажный «дом с колоннами» рыжего цвета, в 2003 г. выкрашенный в голубой цвет. Напротив построили несколько секций 14-ти этажных домов. Ну, и в 2000-е годы появился ресторан «Макдональдс».

Еще в 1976 г. в центральной части площади поставили камень с надписью «Здесь заложен монумент «Город чугуна и стали» в честь 200-летия Днепропетровска». Монумент этот так и не появился, а камень простоял до конца 1990-х годов. В 1982 г. площадь на Подстанции официально назвали «площадь имени 60-летия СССР». В 2003 г. здесь появился «Монумент космонавтики». Это сложное металлическое сооружение, напоминающее спутник на орбите. Постамент облицован черным полированным гранитом. Большинство жителей относятся к этому памятнику «со сдержанным недоумением». В принципе, он вписался в облик площади, но не мешало бы устроить еще и вечернюю подсветку. Памятник Космонавтики хорошо просматривается с Запорожского шоссе.

Жилмассив Тополь «разросся» в три ветви

Южная часть Шевченковского района – жилмассив Тополь. Еще в 1984 году газета «Днепр Вечерний» метко охарактеризовала образ этой территории в городской структуре:

«Место ответственное – здесь у гостей города складывается первое впечатление о Днепропетровске… Архитектура жилых домов микрорайона должна быть достойной южной визитной карточкой нашего города».

Сейчас, пожалуй, на роль «визитной карточки» могут потянуть только красно-белые здания Тополя-1. Зато радуют взгляд 6-полосное Запорожское шоссе и прекрасная панорама Тоннельной балки с нижней днепровской террасой и двумя «башнями» Победы.

До войны южную границу Днепропетровска обозначала одинокая водонапорная башня, переоборудованная затем в ресторан «Старая башня» (на Подстанции). Жилой массив Тополь формировался, начиная с 1973 года, вдоль Запорожского шоссе в южном направлении. Застройка производилась постепенно, с образованием трех частей (Тополь-1, 2 и 3 соответственно). Только за 1976–1980 гг. на массиве построили 600 тысяч квадратных метров жилья. В 1978 г. на Тополе проживало около 20 тысяч человек. В 1981 г. – уже 52 тысячи.

Снова вырос «целый город новоселов» и «город в городе», как соседняя Победа. Даже чуть больше. По этому поводу «Днепр Вечерний» в ноябре 1981 г. писал, что «Тополь в буквальном смысле разросся, стал крупнейшим жилмассивом города».

По уверениям той же газеты, «решению проблем, связанных с обслуживанием его жителей, постоянное внимание уделяли и уделяют горком партии и горисполком, руководство Бабушкинского района», но в реальности проблем было много. Основная причина – неравномерность застройки. Новое жилье вводилось в эксплуатацию быстрее, чем объекты социально-бытового назначения. Не поспевало и благоустройство территории. Не хватало детских садов, школ, немало нареканий вызывала организация торговли. Проблемы, достаточно типичные для большинства жилмассивов в городах Союза.

В ноябре 1990 г. газета «Днепр Вечерний» писала:

«Архитектурно-художественные приемы его застройки домами повышенной этажности, обращение его лицевой части к Днепру как бы подтверждают поэтичность наименования массива. Тополь – извечный образ украинской народной поэзии».

После трагедии на Тополе, случившегося 6 июня 1997 г. оползня пафос прессы советской эпохи воспринимается по-другому. Застройщики Тополя заложили невидимую бомбу, которая должна была обязательно взорваться. Многоэтажные здания строили на мягком лессовом грунте, в районах, обильных плавунами.

Утром 6 июня 1997 г. весь Днепропетровск облетела страшная весть: «Тополь провалился под землю». Рано утром под землю в прямом смысле этого слова ушел 9-ти этажный жилой дом. В течение дня грунт продолжал двигаться, разрушив два детских садика, среднюю школу № 99, еще ряд объектов. Оползень остановился неподалеку многоподъездного девятиэтажного дома, который тоже позднее пришлось отселить. Несколько лет понадобилось на то, чтобы забетонировать гигантский котлован. Новое здание школы № 99 открыли уже через два года. Несколько сот людей получили новое жилье. Но с того времени проблема оползней в Днепропетровске открыто признана одной из «кричащих».

Новая рыночная эпоха дала на Тополе лишь несколько заметных зданий. В 1994 г. на ж/м Тополь-2 торжественно открыли кинотеатр «Сич». Как раз после этого киноиндустрия резко пошла на спад и замерла. Зато в 2003 г. кинотеатр снова реконструировали в трехзальный мультиплекс. К сожалению, как кинотеатр здание уже не эксплуатируется…

В сегодняшнем архитектурном облике Тополя выделяются супермаркеты на улице Паникахи и на Запорожском шоссе. Здесь уже образовался целый квартал крупных зданий торгового назначения.

Вероятно, в будущем развитие жилмассива Тополь будет продолжено в южном направлении. Жилмассив Тополь фактически сросся с поселком Опытный, который примыкает с юга. Вполне возможно, в XXI веке город захватит новые кусочки степи, как это было на протяжении всего XX века.

***

Шевченковский район – это территория от старых кварталов центра до юго-западной оконечности Днепра. Кварталы старого Екатеринослава и главная площадь города. Троицкий собор и гостиница «Украина». Бывшие цеха промышленных предприятий, базы и железнодорожные пути соседствуют с малоэтажными поселками и островками многоэтажных жилых массивов. Характерный район мегаполиса на Днепре начала ХХI века», - завершает Максим Кавун.

Gorod.dp.ua на Facebook.


Ещё один житель  (15.04.18 17:36): Мало про Подстанцию как-то, в других источниках больше информации мелькало. Ответить | С цитатой
ватним  (13.04.18 12:21): макі-кавуну та костіку-шурупу слід було б знати що бабушкін-пєтґовській-сталін.. ЗЛОДІЇ.. а не відомі ґєвалюціанери.. та й те що ім'я людожера джугошвіллі-сталіна десь згадуєтья НЕ АРГУМЕНТ!! в деяких країнах і досы стоять опудала злодіям..
а в фєдєрастіі вааще тараньку людожера-лєніна демунструють...
Ответить | С цитатой
Паша  (12.04.18 13:20): не плохо было бы назвать имена тех, кто руководил этим районом (райисполкомом) нашего города. Ведь от их активности многое зависело. Тот же В.Пустовойтенко, например, многое сделал для района. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 2
Житель Шевченковского района  (12.04.18 12:07): Очень интересно узнать историю родного района, происхождение названий, планы застройки и увидеть как раньше выглядели знакомые с детства окрестности. Отдельная благодарность городскому сайту и Максиму Эдуардовичу за увлекательный рассказ. Ответить | С цитатой
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
5
млн евро на новые троллейбусы потратит город в 2025 г.

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте