|«« | «« | »» | »»| |
Созданный 40 лет назад самодельный автомобиль жителя Днепропетровска Виталия Васюченко не просто дожил до наших дней, но и стал украшением Технического музея Днепра «Машины времени».
И тем удивительнее было в прошлом году создателю «Машин времени» Михаилу Прудникову получить такое предложение от Галины Аркадьевны Васюченко: «У нас после смерти мужа уже 12 лет пылится в гараже созданная им машина. Посмотрите – если вам подойдет, с радостью отдам в музей».
Уже позже, в беседе с автором строк, Галина Аркадьевна так пояснила свой шаг:
- Мой сын Юра как-то посетил этот удивительный музей и был поражен его потрясающими экспонатами и атмосферой. Наша «Балтика» - это главная память о муже и нашей жизни. Я с радостью подарила автомобиль музею, чтобы к этой памяти могли прикоснуться жители и гости нашего города…Благодаря любезному приглашению Михаила Прудникова на встречу с Галиной Васюченко журналист Городского сайта смог познакомиться с этой удивительной женщиной, узнать о судьбе ее супруга и узнать о судьбе его главного творения – «Балтики»…
- Мы были одноклассниками в 5-й школе Таллина, - вспоминает супруга изобретателя. – Помню, что на учебу Виталий приходил в подшитой по его размеру старой морской форме его отца. У нас еще в 7-8 классе возникла взаимная симпатия, но потом мои родители переехали в другой район Таллина и меня перевели в другую школу. Виталий меня там нашел, и у нас завязалась переписка, длившаяся пять лет, пока он служил на флоте…Вскоре после демобилизации Виталия они поженились, но судьба развела их по разным городам: муж учился в Ленинграде в Высшем инженерном училище на кораблестроительном факультете, молодая жена работала переводчиком в Риге. И даже переезд Виталия в Ригу (где он стал работать инженером на знаменитом заводе ВЭФ) не принес абсолютного счастья. В семье родилась дочь, а своего жилья не было. И тогда было решено переехать в родной для Виталия Днепропетровск, в бывшую родительскую хату на улице Мандрыковской.
- Стремление что-то изобретать, совершенствовать у мужа было в крови, - рассказывает Галина Аркадьевна. – Работая в Днепропетровске на заводе шахтной автоматики инженером, он подал множество рацпредложений. За различные изобретения был удостоен трех медалей ВДНХ. А одно из его изобретений 1970-х годов, закамуфлированного газоном подземного гаража на даче, забрали и засекретили в военном ведомстве.Одну из разработок супруга Галина Васюченко принесла на встречу. В 1976 году Днепропетровск готовился отметить свое 200-летие. И многим предприятиям города «сверху» дали разнарядку: подготовить к юбилею памятные сувениры. Завод шахтной автоматики выпустил партию сувениров в виде нашего Памятника Славы. Его проект как раз и разрабатывал Виталий.
К этому времени он уже «горел» будущим автомобилем. Но проверкой изобретательского таланта стала лодка… Набережной Победы в нынешнем виде в 1960-х годах еще не было и в помине. Огород и сад дома на Мандрыковской (в котором жили Васюченко) выходил прямо к берегу Днепра.
- Виталий решил сам сделать лодку, - вспоминает вдова. – Сам сделал чертеж, купил материалы, и за пару месяцев она уже была готова. Только мотор «Москва» для нее пришлось покупать. Лодка нам прослужила долго – возили друзей по Днепру, выбирались летом на острова. Но в конце 70-х по городу пронеслась буря. Лодку серьезно повредило. Виталий ее забрал в наш двор, но уже не восстанавливал – вовсю занимался автомобилем…А еще одним экзаменом на пути к своему авто стала помощь приятелю в ремонте его машины. Ее пришлось перебирать фактически заново. Когда Виталий и с этим справился, понял, что давишняя мечта о создании автомобиля может стать посильной…
- Двор дома у нас был небольшой, поэтому машиной муж занимался на чердаке, - со смехом вспоминает супруга. – Кузов автомобиля – пластиковый, его Виталий сам выклеивал из стеклоткани и эпоксидной смолы. Только колеса и передние двери купил от «Жигулей». Еще огромным дефицитом были автомобильные стекла. Переднее стекло в Москве купила моя подруга Анна и в одиночку довезла его в наш город. Решетку радиатора выпиливал лобзиком. Передние фары купил – кажется, от «Москвича», а задние придумал и изготовил из пластика. Проводку начертил и сконструировал самостоятельно. Сиденья для машины сделал на основе старого дивана, сам обшил их искусственной кожей и сделал на них чехлы. Самостоятельно из древесины ореха сделал оригинальную приборную панель и руль. Правда, при регистрации автомобиля руль потребовали заменить на стандартный.С регистрацией самодельных авто в СССР обстояло непросто. Помог случай. Оказалось, что у преподававшего в вузе брата Виталия студенткой была дочь тогдашнего первого секретаря обкома партии Бойко – пришлось использовать связи…
В 1978 году автомобиль впервые спустился с небес на землю – в смысле, с чердака во двор. Отметив событие, стали думать, как машину назвать. Первым вариантом было «Галка» - в честь жены. Но потом в семье вспомнили о Балтийском море, познакомившем их, - так и родилось это имя: «Балтика».
- Регулярно ездили на машине всей семьей на дачу, летом – в Крым, - с теплотой вспоминает Галина Васюченко. – Самым большим путешествием стала поездка по местам нашей молодости – Днепропетровск-Рига-Таллин в 1985 году. Машина проявила себя замечательно!
- А во время таких поездок люди интересовались необычным видом машины, расспрашивали о ней? Может, предлагали продать?
- Да, очень часто подходили, осматривали, расспрашивали. Гаишники отличались таким любопытством. Всегда ездившего аккуратно Виталия они часто тормозили на трассе – но не оштрафовать, а посмотреть на машину поближе. Но продать машину никто не просил.
- Приглашали ли его с «Балтикой» на торжественные мероприятия, свадьбы?
- Он был очень скромный, поэтому от всяких предложений отнекивался… Единственный раз катал новобрачных – да и то детей знакомых, бесплатно. Даже магарыч с них не взял!…В последние годы жизни Виталий Дмитриевич болел, за руль уже не садился. Но постоянно проведывал любимую «Балтику», любовно поглаживая кузов, руль. После его смерти автомобиль покрывался слоем пыли в гараже… Пока не переехал в «Машины времени», где у «Балтики» началась совсем другая история.
Кстати. При изучении истории этого автомобиля Михаил Прудников с потрясением узнал, что в Днепропетровске примерно в то же время был создан и автомобиль «Фантомас», очень похожий на «Балтику». Увы, пока не удалось установить, кем была создана эта машина, стала ли для нее прообразом «Балтика» или наоборот, какова ее судьба…На одной из приведенных иллюстраций эти машины показаны рядом. Будем благодарны читателям за подсказки по этому поводу.
Автор: Константин Шруб
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |