Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
вс, 24 ноября 2024
15:01

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Владимир Окороков: легенда четырех видов спорта

|«« «« »» »»|

Достижения ветерана спорта, почетного работника физической культуры и спорта Владимира Окорокова из Днепра – уникальны не только для нашего города, но и, наверное, для всей Украины.

Его награды с трудом помещаются на двух парадных лентах. Среди десятков медалей особое место занимают награды 12-кратного чемпиона и призера Украины, 2-кратного чемпиона Белоруссии, чемпиона и призера Вооруженных Сил СССР по автоспорту. Но главное отличие Владимира Окорокова – он мастер спорта в четырех разных видах спорта: велосипедном кроссе, велосипедных гонках по шоссе, мотокроссе и автоспорте.

В мире спорта есть люди, которые успешно осваивают целый ряд видов спорта. Таким был легендарный футбольный вратарь и телекомментатор Владимир Никитович Маслаченко, с которым мне довелось быть знакомым лично. Таков и наш земляк, неутомимый пропагандист подвесных канатных дорог Юрий Артемьевич Ершов… Но особенность таких многофункциональных спортсменов в том, что они являлись мастерами (по признанию и статусу) в одном, максимум двух видах спорта, остальные же для них были хобби.

В этом плане судьба Владимира Окорокова, ставшего четырежды мастером спорта, - исключение. В июне 2018 года Владимир Петрович отметит 70-летний юбилей. Накануне юбилейного года ветеран-рекордсмен дал эксклюзивное интервью Городскому сайту.

В юности довелось погонять на «Ламборджини»

А начиналось все благодаря отцу-велогонщику…

- Мой отец был кандидатом в мастера спорта по велоспорту, не раз участвовал в многодневных велокроссах, в том числе продолжительных Минск-Москва-Киев, - вспоминает Владимир Окороков. - И я уже с пяти лет уже гонял на спортивном велосипеде «Турист». Не доставал от сиденья до педалей – крутил их, виляя под рамой. В 12 лет я уже выступал на соревнованиях по шоссейным велогонкам, даже завоевал третий взрослый разряд. Помню, одно время гонял на итальянском велосипеде прославленной марки «Ламборджини», а потом пересел на харьковский «Чемпион-шоссе». В 14 лет был уже перворазрядником! Но отца через четыре года не стало, и тренер Колганов забрал меня из родной для меня Ясиноватой продолжать заниматься велоспортом в Донецк. Вскоре стал двукратным чемпионом союзных юношеских соревнований ЦС «Локомотив». Привлекался даже в олимпийскую сборную СССР, проходил с командой сборы на высокогорном озере Севан…

- Как судьба свела вас с нашим городом?

- Благодаря армии свела не только с городом, но и с будущей женой Татьяной. Во время службы в Днепропетровске познакомился с очаровательной девушкой, которая долго не хотела признаваться, что она дочь подполковника. И от своего отца она скрывала, что ее избранник служит. Мы с Таней до свадьбы встречались год, живя в разных городах. Порой без нее становилось настолько невыносимо, что садился в Донецке на велосипед, 250 километров пути - и через 10-11 часов я в гостях у любимой. Таким образом я пару раз ездил на свидания в Днепр. И как-то в один из таких приездов решил заглянуть в местную секцию по велоспорту клуба «Монтажник», где занимались мои друзья, братья Милюковы. Когда тренер узнал, откуда я и какой путь проделал, был просто потрясен. Ставил меня в пример всем своим воспитанникам: «Вы от кросса в 10 километров стонете, а человек 250 в одну сторону намотал!». Мне же коротко сказал: «Перебирайся в Днепропетровск. Покажешь результат – сразу дадим квартиру!». А так как я уже решил жениться, такое предложение стало решающим аргументом.

Числились слесарями высшего разряда

- И как – сбылось обещанное?

- Выступая за команду клуба «Монтажник» общества «Авангард», в том же 1971 году стал серебряным призером чемпионата СССР в групповой гонке и занял второе место на престижной всесоюзной гонке «Критериум». Вскоре от треста №17 выделили вот эту квартиру на жилмассиве Солнечный, в которой с вами и беседуем…

- Признайтесь: велоспорт в то время все-таки был профессиональным или любительским?

- Ведущие велогонщики сборной Украины (куда я входил), конечно, занимались только спортом. В тресте мы числились слесарями высшего, 6-го разряда, получая в месяц 130-140 рублей. Плюс деньги на усиленное питание и возможность отовариваться в спецмагазине «Спартак». Но мы не купались в роскоши…

- А как удавалось совмещать выступления в шоссейных гонках и велокроссе, получив звание мастера спорта в каждом из этих видов спорта?

- Когда заканчивался летний сезон в шоссейных велогонках, начинались соревнования по велокроссу. Мне удавалось безболезненно переходить из одного графика соревнований в другой, сил хватало на все. Выносливость достигалась ежедневными тренировками минимум по 100 км и соревнованиями по крутым горкам. К примеру, чемпионат Украины по велокроссу проходил в киевском Голосеевском парке, где очень резкие подъемы. Но больше всего изматывали тренировки и соревнования по горному Крыму. 180-километ¬ровой гонке предшествовали заезды по маршруту: Симферополь-Бахчисарай-Ай-Петри-Ялта-Алушта- Симферополь… Но вскоре моя велокарьера закончилась. В советское время велосипедист в 25 лет уже считался «пенсионером».

Мотоцикл почувствовал с первого заезда

- Что оставалось делать? Осваивать профессию слесаря в реальности?

- Я пошел работать на СТО «ВАЗ» на ул. Винокурова, где познакомился с тренером по мотоспорту Владимиром Сидоровым. Загорелся испытать себя в авторалли. Но Сидоров, знавший о моем велосипедном прошлом, уговорил: тебе, мол, по духу ближе мотоцикл – попробуй себя… Приезжаю в балку на Космической – и мне с ходу дают тяжелый спортивный CZ-500, на котором гоняют уже опытные спортсмены. Не знаю, может, хотели меня сразу проверить «на слабо»? Ну я им и выдал класс, сразу почувствовав машину и пройдя без единой заминки, на предельной скорости пять кругов по сложной трассе Тоннельной балки.

- А опыт вождения мотоцикла был?

- Еще в юности отец научил меня водить мотоцикл Иж-56, позже я иногда практиковался на тяжелом К-750. Но больше всего помогал опыт велокроссов. Хотя я в мотоспорте поначалу и уступал конкурентам по технике и опыту, но обладал козырем, позволявшим обходить их, - я более ловко ездил по грязи, уверенно проходил крутые повороты. Спустя год я уже стал мастером спорта, выиграл всесоюзный кросс памяти генерала Пушкина. Позже завоевывал призовые места на других соревнованиях. К сожалению, все закончилось на чемпионате Украины 1978 года в Николаеве. На большой скорости упал, сломал четыре ребра, лопатку, ключицу, после чего долго восстанавливался.

В автоспорте – сразу в тренеры!

- Но, как понимаю, эти травмы не затормозили желание ринуться в автогонки?

- Выздоровев, я сначала закончил курсы вождения и даже работал инструктором при ДИИТе. Но вообще опыт вождения у меня уже был. Еще занимаясь мотокроссом, работал на дежурном развозном автобусе в АТП-2190. А в 1979 году при областном ДОСААФ открылся клуб по автоспорту, для него выделили новенькие ВАЗы, и я пошел в автоклуб. Машины для участия в соревнованиях сами доводили до ума.

- А помните свои первые соревнования?

- Конечно! Это был чемпионат области по ралли, который мы с Борисом Пергатом в роли штурмана с ходу выиграли! Вскоре победили на чемпионате Украины в Черкассах, успешно выступили во всесоюзных соревнованиях, — и понеслось. Стал призером чемпионатов СССР по шоссейно-кольцевым и проводимым зимой на снегу ипподромным гонкам, пятикратным чемпионом по автокроссу. В чемпионатах Украины по ралли 12 раз завоевывал золотые, серебряные, бронзовые медали. Был дважды чемпионом Белоруссии, побеждал в соревнованиях Вооруженных Сил СССР.

- Долго ли просуществовал ваш тандем с легендарным Борисом Пергатом?

- Около года. Борис сам хотел быть пилотом, и в итоге ушел развивать карьеру в другой клуб.

…С тех пор Владимир Окороков и Борис Пергат на всю жизнь остались друзьями. Борис Петрович об Окорокове говорит следующее:

- Володе в его карьере автогонщика повезло, что у него сразу оказался такой штурман! Когда он только пришел в автоклуб, я уже был опытным штурманом, кандидатом в мастера спорта. Еще с 1976 года я открыл школу штурманов при облавтоуправлении, одним из воспитанников которой стал Евгений Червоненко… В чем секрет успехов Окорокова? Активная и успешная молодость велогонщика, мотогонщика закалила и приучила его к целенаправленному достижению результата. Этот опыт, годами накапливаемый гонками в грязи, по снегу, сразу лег в копилку автогонщика и помог ему быстро реализоваться. С ним было легко находить общий язык, работать на общий результат, у нас быстро сложился успешный тандем, сразу удививший раллийную элиту. Почему распался наш, считавшийся очень успешным и перспективным, тандем? Каждому из нас хотелось реализовать себя в качестве пилота. Но все эти годы мы остаемся с Володей хорошими друзьями!

Академия гонок - ралли

- А кто стал вашим штурманом после Пергата?

- Евгений Червоненко – тот самый… С 1982 года с ним выступали пять лет, за это время став 4-кратными чемпионами Украины по ралли и много раз побеждая в соревнованиях по кроссу, кольцевым гонкам.

- На каких машинах вам довелось выступать? Какие виды автогонок самые сложные?

- Начинали с доведенных собственноручно до раллийной кондиции ВАЗ-21011, потом были раллийные ВАЗ-2105, 07. А завершал карьеру уже на ВАЗ-2108 – машины для начинающих и стариков, в которых нет ощущения драйва, нет заносов… Каждый вид автогонок – специфический. Особняком стоят ипподромные гонки, в которых по кругу, с заносом, фактически боком несешься на укатанном снегу 110-120 км в час. После таких гонок на льду я спокойно мог ехать на любой машине 200 км в час хоть под дождем, хоть по снегу!.. Кроссовые гонки – это тоже прекрасная школа! Но все-таки академия автогонок – это ралли, которое концентрирует в себе все полученные навыки. В ралли я и завоевал большинство своих наград.

- Насколько знаю, у вас был продолжительным опыт выступлений и за рубежом?

- Автоспорт начали серьезно развивать в советской армии. Гоночные команды создавались в группах советских войск, дислоцирующихся в соцстаранах. Многие чемпионы СССР, члены сборной по автоспорту (Нуждин, Забродин, Дробот, Леонов, Салюк и другие) уехали выступать за группы наших войск в Венгрии, ГДР, Чехословакии. А меня сосватали гонять за Северную группу войск в Польше. И с 1984 года уехал на такие гастроли…

- Признайтесь - выбор был продиктован и материальными соображениями?

- В том числе… Там шла двукратная зарплата. Хватало всего. За годы выступлений заработал на свой автомобиль. Вернувшись в Днепропетровск, три года отгонял на «восьмерке». Но Союз разваливался, то же самое происходило и с автогонками…

Наставник олигархов и водителей Президента страны

- И чем вы занялись в эту эпоху безвременья?

- Передавал свой опыт другим. С начала 1990-х начал формироваться круг состоятельных людей, среди которых было немало любителей скорости. Но просто купить крутую машину мало – ею еще надо толково управлять. Олигархи стали приглашать учить ездить. Некоторые хотели заявить о себе как о гонщиках. Четыре года занимался с крупным на то время предпринимателем Юрой Ярило, который начинал на кроссовых трассах с гоночной ВАЗ-2110. Кстати, штурманом у него был Андрей Скрипкин, ставший известнейшим коллекционером старой и редкой форменной одежды. «Довел» я их все-таки до титула чемпионов Украины по автокроссу. Был среди учеников и Александр Фельдман. Был период работы экспертом по перевозкам и личным водителем у Червоненко, который к тому времени стал уже заметной фигурой в мире бизнеса и политики.

- Знаю, что в Днепропетровске вы даже вели школу экстремального вождения для сотрудников ГАИ…

- Был такой этап. А еще передавал опыт водителям спецгаража Верховной Рады. Занимался с ними и теорией, и практикой – особенно вождением и прохождением поворотов в экстремальных условиях: на скользкой дороге, на льду. Для тяжелых бронированных «Мерсов», БМВ, «Ауди» это крайне специфично. За мной был закреплен бронированный 7-тонный «Мерседес» Ющенко… Сейчас учу, тренирую, контролирую водителей на одном частном предприятии в Днепре.

- Немалого вы добились и в ветеранском велоспорте…

- Когда уже думал, что со спортом покончено, встретил велосипедистку, с которой был знаком еще с юных лет - Нину Алексееву. Она искренне удивилась тому, что я не принимаю участие в ветеранском движении. На тот момент я целых двадцать лет не крутил педали. Меня приятно удивили и вдохновили современные велосипеды, на которых можно взять любой подъем. Вначале изнурительными тренировками привел себя в норму. Огромную роль в моем возвращении в велоспорт сыграл мастер спорта международного класса по велоспорту Дмитрий Доброгорский. Он очень помог мне с инвентарем, формой, оплатой поездок на зарубежные соревнования. В итоге я сначала победил в чемпионате Днепропетровской области, а потом два раза завоевывал победу в шоссейных гонках на Кубке мира в Австрии… Кстати, как-то подсчитал – за свою жизнь на велосипеде я проехал около полумиллиона километров. И планирую на этой цифре не останавливаться!

Gorod.dp.ua на Facebook.


Уважаю этого Человека  (20.01.18 20:03): Владимир Пертович - человек легенда, с большим уважением отношусь к нему, как Человек он заслужил уважение. Здоровья и нескончаемой жизненной энергии тебе дорогой. Ответить | С цитатой
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
65
лет со дня первой местной телевизионной передачи в Днепре

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте