Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
вт, 26 ноября 2024
01:38

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Каменское может остаться без нардепов

Каменское может остаться без нардепов

Мы уже привыкли, что как минимум один-два депутата Верховной Рады представляют интересы Каменского в высшем законодательном органе страны. Хорошо они там работают или плохо – другой вопрос. Однако, с принятием нового избирательного кодекса, уже поддержанного нардепами в первом чтении, город может вообще лишиться такого представительства.

А это значит, что ни лоббировать интересы города в высоких кабинетах, ни использовать статус нардепов для решения проблем отдельных жителей Каменского – мы уже не сможем. «5692» решил разобраться в некоторых тонкостях предлагаемых изменений в избирательное законодательство.

Главные изменения

Начать нужно с того, что парламентарии решили свести все законы, касающиеся выборов, в один большой избирательный кодекс. В нем прописаны все процедуры избрания – от президента до депутатов местных органов власти и мэров городов. Пока избирательный кодекс принят только в первом чтении, и до второго чтения этот законопроект будет существенно доработан. И все же, некоторые его новации настолько радикальны, что даже с поправками могут существенно изменить не только сам избирательный процесс, но и расстановку политических сил в стране.

Ключевых изменений три. Во-первых, народных депутатов предлагают избирать по открытым региональным партийным спискам. Во-вторых, проходной барьер для партий снижается с 5% до 4%, что дает шанс попасть в парламент значительно большему количеству политических сил. В-третьих, изменения касаются представительства в избирательных комиссиях: в будущем членов избиркомов обяжут проходить специальное обучение, подтвержденное сертификатом.

Народный депутат Александр Дубинин, голосовавший за этот законопроект, в комментарии «5692» пояснил, что новая модель выборов в парламент является компромиссом между мажоритарной системой и выборами исключительно по партийным спискам.

- Если проводить выборы только по партийным спискам (чистая пропорциональная система – прим.авт.), то проявляется партийный диктат. Возьмем мой случай. Я не был членом партии, но выдвигался от БПП по мажоритарному округу. Когда я через полгода увидел, что партия делает со страной, то сказал, что не хочу разделять ответственность с этой партией и вышел из ее фракции. Если бы я был членом партии и шел по партийным спискам, то должен был бы или выйти из партии и потерять мандат депутата, или молчать. Сегодня много таких депутатов, которые только разводят руками и говорят, что ничего не могут сделать, так как потеряют мандат. Это партийный диктат и это очень плохо.

С другой стороны, я вижу в парламенте и таких мажоритарщиков, которые начинают торговаться: а кто больше даст? У них желание заработать, восстановить или расширить свой бизнес, получить лакомый кусок бюджета.

Поэтому европейская система выборов предусматривает открытые региональные партийные списки.

Депутатская рулетка

Новый избирательный кодекс представляет собой достаточно сложную систему избрания народных депутатов, состоящую из трех этапов определения победителей.

На первом этапе Центральная избирательная комиссия (далее – ЦИК) будет определять партии, прошедшие 4% барьер. Затем будет высчитана так называемая избирательная квота (все голоса избирателей, принявших участие в выборах, разделят на 450 депутатских мест и определят: сколько нужно набрать голосов, чтобы получить мандат). Далее, все голоса, отданные за партии, преодолевшие 4% барьер, разделят на избирательную квоту и вычислят: сколько депутатских мест получит та или иная партия.

На втором этапе ЦИК проведет ранжирование партийных списков по количеству голосов, отданных за того или иного кандидата в депутаты. Те, кто наберет больший процент голосов, окажутся вверху списка. После чего ЦИК определит: кто конкретно из кандидатов станет народным избранником согласно количеству мандатов, высчитанных для партии на первом этапе. Право стать депутатами получат те кандидаты, которые наберут больший процент голосов избирателей в своем регионе.

Далее ЦИК перейдет к третьему этапу и распределит среди партий все оставшиеся депутатские места. Теперь кандидаты от партий будут получать депутатские мандаты согласно своему номеру в избирательном списке: чем он выше, тем больше шансов. Количество голосов, отданных за кандидата, уже не будет иметь значение.

Третий этап может повторяться несколько раз, пока все депутатские места в парламенте не будут распределены среди партий, набравших более 4% голосов.

По этой системе, преимущество стать депутатом будут иметь те кандидаты, которые окажутся вверху партийного списка. Именно за это критиковали нынешнюю избирательную систему, при которой партии могли продавать бизнесменам проходные места в списках.p> А вот высокий результат на выборах в своем округе, даже если он будет выше, чем у кандидатов от других партий, - не будет гарантией прохождения в парламент.

- Может так случиться, что тот, кто выиграет выборы на своем округе, не обязательно станет депутатом. Так у нас было на местных выборах, - считает Александр Дубинин. – На прошлых местных выборах хорошим было то, что система подкупа избирателей не работала. Точнее, не дала своего эффекта, потому что сложно было посчитать результат: нужно было иметь доступ к информации по всему города, а не только в своем округе.
В контексте будущих парламентских выборов это означает, что нужно будет иметь весь массив информации по ходу голосования по всей стране, а не только в одном из региональных округов. Поэтому желание «купить» голоса избирателей не будет иметь значения, так как окончательное решение будет приниматься на уровне ЦИК.

Выиграют мегаполисы

- Если закон будет принят в том виде, в котором он проголосован в первом чтении, то депутат парламента будет избран уже не от Каменского, а от Днепропетровского региона, - поясняет риски нового избирательного кодекса Александр Дубинин. – Может так случиться, что вообще от Каменского не будет представителя в Верховной Раде, а будет от Днепра.
Все это может случиться по той простой причине, что если при смешанной системе страна делилась на 225 мажоритарных округа, и хотя бы один из них приходился на наш округ, то по новой системе Украину будут делить всего на 27 округов. То есть, фактически центрами таких округов станут крупные областные центры. В добавок ко всему, в нашей области будет два избирательных округа – с центрами в Днепре и Кривом Роге.

Александр Дубинин привел наглядный пример того, почему от новой системы выборов выиграют, прежде всего, крупные города:

- По новому кодексу партия должна будет выдвинуть не менее пяти кандидатов в региональном списке. Возьмем, к примеру, УКРОП: Корбан, Филатов, Дубинин, Куприй, Дидыч, еще кто-то. Избиратель должен будет проголосовать за кого-то одного. Меня в Днепре никто не знает, а Филатова, к примеру, знают на всех пяти округах этого города.
Эта схема наглядно показывает, что преимущество быть избранными получают лидеры партий и известные политики крупных городов, где много избирателей. Таким образом, на парламентских выборах 2019 года Каменское может впервые остаться без своего представителя в парламенте.

Впрочем, шансов на то, что избирательный кодекс будет принят в нынешнем виде немного.

- В нашей стране все законы, которые принимаются, даже очень хорошие, обязательно будут иметь ложку дегтя. Мы готовим ко второму чтению свои правки. В целом депутатами подготовлено уже более 300 поправок к избирательному кодексу, - резюмирует Александр Дубинин. – У меня мало веры в то, что этот избирательный кодекс будет принят нынешним составом парламента. Но это возможно. Все будет зависеть от правок.
Виталий Куприй, народный депутат Украины об открытых региональных партийных списках:

- Я за новые избирательные правила. Открытые списки – неплохая альтернатива. Но мне не нравится, что до сих пор мы не меняем систему подсчета голосов. Нужно равняться на лучший опыт, внедрять новые технологии автоматической обработки данных.
Gorod.dp.ua на Facebook.


111  (08.12.17 13:05): Навіщо селу влада ? Ответить | С цитатой
Fergs  (08.12.17 12:39): Так хорошо, что без депутатов! Наконец-то город вздохнет свободно. С такой властью безвластие самая лучшая альтернатива! Ответить | С цитатой
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
50
лет дворцу культуры «Шинник»

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте