|«« | «« | »» | »»| |
Ровно 100 лет назад произошли события, которым был посвящен снимавшийся в Днепропетровске фильм «Оптимистическая трагедия».
В советское время в тогда еще Днепропетровске снималось немало фильмов. И если о картине «Родня» знают многие жители города старшего поколения, то об истории других кинофильмов, снятых на берегах Днепра, знают считанные киноведы.
Среди таких фильмов – и вышедшая на экраны в 1963 году «Оптимистическая трагедия». Эта картина входит в топ-10 самых известных фильмов, которые снимали в нашем городе, о чем уже рассказывал Городской сайт.
Этот фильм стал главной сенсацией советского кино в том году, завоевал приз «Лучший фильм года», собрал в советском кинопрокате рекордную аудиторию в 46 миллионов зрителей. Был признан и за рубежом. Например, на Каннском кинофестивале его удостоили специального приза «За лучшее воплощение революционной идеи».
Сегодня уже не многие любители кино помнят этот фильм. Он посвящен событиям, которые произошли ровно 100 лет назад, в 1917 году, когда бурлили революционные вихри, вылившиеся сначала в Февральскую, а потом – в Октябрьскую революции.
Признан лучшим фильмом года. 25-летняя в ту пору Маргарита Володина признана лучшей актрисой года по опросу журнала «Советский экран». Фильм стал лидером проката в 1963 году — его посмотрело 46 миллионов зрителей.
…1918 год. В отряд матросов-анархистов, который возглавляет анархист Вожак (роль сыграл Борис Андреев), от ЦК партии большевиков назначена комиссар (ее роль исполняла Маргарита Володина). Ей поручено переформировать отряд в Первый матросский полк. Единственный оставшийся на корабле живой офицер должен стать его командиром и вместе с комиссаром повести полк на фронт.
Вожак провоцирует попытку группового изнасилования комиссара («А давайте, товарищ, женимся!»), наблюдая за развитием событий со стороны. Но комиссар из своего браунинга хладнокровно в упор стреляет в одного из насильников. После чего произносит фразу, ставшую крылатой: «Ну, кто ещё хочет попробовать комиссарского тела?»
Между комиссаром и Вожаком происходит попытка объясниться. В разговоре участвуют Сиплый и моряк-анархист Алексей (в его роли – знаменитый Вячеслав Тихонов). Вожак: «Вот ты мне объясни, что получается? Отдаём мы свои головы за вашу власть? Отдаем. А вы нам ещё условия ставите». Сиплый: «Нас проспиртовали и зататуировали на кораблях. Дайте нам спокойно получить свою пулю». Алексей: «Я никому не верю. Ни вам, ни им. Это ведь он нас послал тебя попугать». Комиссар: «Условия ставим, потому что их принимают. Потому что за нами идут. Потому что мы знаем, куда надо идти. А работать надо с теми людьми, которые есть».
Завершается фильм ожидаемо для той эпохи. На помощь комиссару приходят матросы-большевики. Полк под командованием красавицы-комиссарши отправляется на фронт…
В 1994 году исполнительница главной роли Маргарита Володина уехала к дочери во Францию, живёт в Париже. Написала книгу «Исповедь актрисы». В этом, 2017-м году отметила 75-летие…
Нам удалось разыскать одного из актеров этой картины. История и жизни, и кинодебюта 88-летнего Николая Миновича Тертышника удивительна!
Родился он в 1929 году в селе Могилев Царичанского района нашей области. И уже в четыре года остался без отца.
- До революции мой отец Мина Тимофеевич был зажиточным крестьянином, - рассказывает Николай Тертышник. – Было в семье большое хозяйство, созданное своими руками, была своя мельница, крупомолка. Но все, конечно, пришлось отдать в колхоз. В 1932-33 годах село, как и вся Украина, переживали страшный голод. Люди выгребали последние горсточки зерна и шли к отцу, чтобы он смолол их в муку. Вот за это «преступление» его и арестовали, сослав на 10 лет на Соловки без права переписки.
Мама Николая Варвара Михайловна осталась одна с семью детьми, из которых трое из-за голода умерли маленькими. Среди четырех выживших Николай был единственным сыном, остальные трое – его сестры. До сих пор Николай Минович без содрогания не может вспоминать, как приходилось выживать в Голодомор 1932-33 и 1946-47 годов.
- Хлеба вообще не видели. Ели лебеду, - рассказывает он. – Спасались сочной травой козельки и какиши, у которой была съедобная сердцевина. «На десерт» были цветочки акации. Но все равно люди сотнями гибли от голода.- Когда мы бываем на родине папы и мамы, то посещаем могилы родственников, - добавляет его дочь Людмила Николаевна. – На погосте есть большой участок с захоронениями теперь уже неизвестных людей, без табличек и крестов. Там сотнями, целыми семьями хоронили людей, погибавших в Голодоморы 1930-40-х годов.
Из этого же села Могилев – и супруга Николая Анна Максимовна, которой уже 93 года! Конечно, они были знакомы с детства. И так получилось, что в 1947 году, спасаясь от голодной смерти, независимо друг от друга переехали в Днепропетровск, где на заводах хотя бы гарантировали тарелку горячего супа с хлебом. В нашем городе уже и познакомились всерьез, сыграв вскоре свадьбу.
Что же до судьбы отца Николая, то самого конца войны об этом семья ничего не знала. Только после войны в Могилев вернулся бывший председатель колхоза, арестованный вместе с Миной Тимофеевичем. Он и рассказал страшную правду: до Соловков тот даже не доехал. Просто на одном из этапов исчез. Как говорили конвоиры – внезапно умер. Но, скорее всего, был расстрелян…
Впрочем, не прямо с рабочего места.
- В 1962 году меня забрали на военную переподготовку, - вспоминает Николай Минович. – А потом поступил приказ: из пехотинцев срочно будем переквалифицироваться в моряков и сниматься в кино! Для съемок отобрали около 50 молодых ребят, как раз и проходивших переподготовку. Мы, конечно, были очень удивлены этим и гордились внезапной возможностью прикоснуться к миру искусства.
В Приднепровске проводили съемки массовых сцен, в которых Николаю и другим «переподготовистам» как раз и пришлось изображать моряков.
- Съемки продолжались полтора месяца,- рассказывает наш герой. – Все это время жили мы в лесу в палатках на 6-7 человек, только на выходных разрешали уехать и повидаться с родными. Сначала нас вводили в образы – учили правильно носить форму моряков, гоняли, муштровали! Там же, в палатках, переодевали, гримировали. Через неделю-другую начались съемки массовых сцен. Больше всего запомнилась сцена, в которой мы подымали мятеж – очень все экспрессивно было! Вообще, конечно, съемки в кино – тяжелое дело. Съемки проходили в октябре-ноябре, вода в Днепре была уже холодная, а нам приходилось не раз купаться и плавать для фильма. Сцены переснимали по много раз, пока режиссеру не понравится. К вечеру чувствовал себя, как выжатый лимон.
До сих пор Николай Минович помнит песню, которую хором затягивали матросы – «Была бы шляпа…».
На самой дорогой памяти фотографии – матросы вместе с главной героиней, комиссаршей, роль которой исполнила Маргарита Володина.
- Все звезды участвовали в съемках в Приднепровске, - рассказывает Николай Минович. - И вели себя очень обычно, без налета звездности. Ближе всего с нами общались Борис Андреев, Всеволод Санаев, рассказывали о своей жизни, актерской судьбе. А вот Вячеслав Тихонов вел себя немножко обособленно. Нет, он еще не был живой легендой кино, и никакого зазнайства у него в помине не было. Он играл роль матроса-анархиста Алексея, и со своей бандой во время съемок жил на каком-то из островов Днепра. Оттуда же, по сценарию фильма, и приплывал на лодке. До сих пор помню, как они плывут к нам с острова на лодке, а над Днепром разносится песня о кукушке.
- Конечно, ей симпатизировали все! – улыбается собеседник. – Она общалась с нами как равными, с радостью сфотографировалась с нами на память, но было заметно, что роль дается ей очень нелегко. Она была женственной, хрупкой, а режиссер требовал от нее образа жесткой комиссарши и гонял ее безбожно. Наверное, это была не совсем ее роль. Вела она себя на съемках очень скромно и сдержанно. Никаких вольностей или романов! Уверен, что комиссарского тела никому «отведать» так и не удалось!- смеется Николай Минович.Карьера киноактера для него могла продолжиться и после съемок в Приднепровске. Самых фактурных актеров массовых сцен отобрали для продолжения съемок уже в Крыму. Прежде всего – тех, у кого были бороды, усы. До сих пор родные в шутку корят Николая, что он начал отпускать усы уже после этих съемок.
Узнать об этой удивительной истории автору строк помог мой давний хороший товарищ по учебе в ДГУ, а нынче – продюсер, теле- и радиожурналист, внук нашего киногероя Евгений Креминский. Он вместе с родными любит просмотреть эти старые фото, на которых замерла история.
- О съемках дедушки в кино я узнал благодаря этим фотографиям еще в моем детстве, - говорит Евгений. - И, зная живой характер дедушки, ничуть этому не удивился. Они с бабушкой прожили прекрасную жизнь рабочих людей, в этой жизни эта киноистория осталась прекрасным фрагментом, о котором всем нам приятно помнить. Когда по ТВ в очередной раз показывали этот фильм, с радостью его смотрели всей семьей.
Автор: Костянтин Шруб
Gorod`ській дозор | |
Фоторепортажі та галереї | |
Відео | |
Інтерв`ю | |
Блоги | |
Новини компаній | |
Повідомити новину! | |
Погода | |
Архів новин |