|«« | «« | »» | »»| |
В феврале небольшой юбилей – 105 лет – отмечает здание, знакомое, без сомнения, всем горожанам. Сначала здесь располагался офис Санкт-Петербургского международного коммерческого банка. Ныне здесь находится Днепропетровское отделение Национального банка Украины (улица Воскресенская, 13).
Чем интересно место, на котором находится здание? Для чего оно было построено и чем интересна его архитектура? Какие загадки связаны с его историей и обликом? Об нам расскажет давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.
«В 1909 г. один из самых значительных банков царской России – «Санкт-Петербургский международный коммерческий банк» – решил построить в Екатеринославе новое здание филиала, - рассказывает Максим Кавун. - Сам филиал был открыт в нашем городе десятью годами ранее.
Банк был основан в 1869 году, а в 1913 году по величине основного капитала занимал третье, а по объему баланса – второе место в империи. Он имел отделения во многих городах (Москва, Киев, Варшава, Баку, Кишинев, Одесса и другие), а также был связан с крупнейшими банкирскими домами в Париже, Берлине и Нью-Йорке, - в частности, с финансовыми учреждениями семьи Ротшильдов. Банк просуществовал до декабря 1917 года, когда он был национализирован советским правительством, а его капитал влит в Государственный банк.
В начале XX века банк особенно активно инвестировал в тяжелую промышленность и железнодорожный бизнес. Поэтому неудивительно, что отделение этого банка появилось в стремительно развивавшемся Екатеринославе, «городе железной лихорадки».
Для строительства банк приобрел участок с домом Брагинских на углу Екатерининского (сейчас - Яворницкого) проспекта и Клубной улицы (улица Воскресенская). Путем различных махинаций банк увеличил площадь участка, несмотря на сопротивление городских властей.
С мая 1910 по февраль 1912 года на этом месте строилось знакомое теперь всем горожанам здание. Оно стало самым большим банковским офисом и одним из самых больших зданий Екатеринослава того времени. По площади банк уступал только нескольким отелям и зданию Городской Думы (просп. Яворницкого, 47).
Это было русло речки Половица, вытекавшей из Жандармской (Долгой) балки, затем протекавшей по линии проспекта посредине нынешней площади Героев Майдана, и поворачивавшей к Днепру как раз между нынешним зданием банка и советской высотки с бывшим магазином «Лотос».
Эти места всегда отличались повышенной сыростью; во время дождей «канава» выходила из берегов, и затапливала стоявшие дома, лавки и лабазы. Жители этих кварталов постоянно жаловались в Городскую Думу с просьбой утихомирить «зловонную канаву». Из-за этой канавы улица, отходившая от проспекта, получила название Проточная (затем Клубная, ныне начало улицы Воскресенской).
Почему же такое фешенебельное здание возвели на таком «непрестижном» месте? Строить здесь было довольно рискованно, но в Екатеринославе начала XX века почти все свободные места были заняты. Участки ценились на вес золота, и даже такое место облюбовали под застройку.
Кто же стал архитектором здания банка? Сначала был проведен всероссийский архитектурный конкурс. Первую премию получил проект петербургского архитектора А.Л. Лишневского, вторую – проект польских зодчих Г. Гиршенберга и М. Файна, а третью – проект петербургских архитекторов Н.В. Васильева и А.И. Ржепишевского.
Его автором был Виктор Эстрович, начинающий архитектор. Этот проект стал для него фактически «путевкой в жизнь», после чего в том же 1912 году архитектор обосновался в Харькове.
Виктор Абрамович Эстрович прожил не очень долгую жизнь, всего шестьдесят лет. Он родился в 1881 г. в г. Россиены Ковенской губернии, теперь это на территории Литвы. Специальность получил в Петербургском Институте гражданских инженеров, который окончил в 1907 г. После этого короткий период работал в городе Александровске (ныне Запорожье). В 1912 г. архитектор перебрался в Харьков, в то время крупнейший город Юга России, где интенсивно развивались промышленные корпорации и коммерческие учреждения. Харьков предоставлял обилие различных заказов для талантливых архитекторов. Эстрович, успешно экспериментировавший в разных архитектурных стилях – от неоклассицизма до модерна, стал одним из самых востребованных зодчих Харькова первой половины XX века.
До революции Эстрович проектировал доходные дома и особняки по заказам финансово-промышленной элиты Харькова. Его здания и сейчас украшают здесь центральные улицы, например, Сумскую и Пушкинскую. Основные постройки Эстровича – многоэтажные доходные дома в стиле неоклассицизм, богато украшенные колоннами и статуями, или причудливые особняки в стиле модерн. Архитектор старался максимально отразить вкусы заказчика, и в то же время создавал здания высокой художественной ценности. Эстрович продолжил работать и в советский период. Архитектор проектировал уже не доходные дома, а многоэтажные здания для рабочих и чиновников. В тридцатые годы XX века построил много учреждений медицины – рентген-академию, мединститут, рабочую поликлинику. Зодчий предпочитал работать в традиционном неоклассическом стиле, хотя среди его построек советского времени много образцов конструктивизма.
Виктор Эстрович погиб в оккупированном немцами Харькове. Он был расстрелян в декабре 1941–январе 1942 гг., как и тысячи других евреев, в Дробицком Яру на окраине города.
Здание, построенное в Екатеринославе Виктором Эстровичем, сразу вошло в «золотой фонд» городской архитектуры.
Архитектура банка выдержана в очень популярном в начале XX века неоклассическом стиле. Монументальное трехэтажное здание выглядит очень торжественно и нарядно, по форме напоминает букву «Г». Дом имеет фасады по проспекту Яворницкого и улице Воскресенской. Причем фасад на Воскресенской намного длиннее, однако, больше украшен декоративными элементами именно фасад по проспекту. Верхние этажи здания украшены колоннами и пилястрами ионического ордера. На фасадах можно увидеть и символ торговли – кадуцей бога Меркурия.
Интерьеры здания банка решены не менее интересно. Внутри здания сохраняются два вестибюля и двусветный операционный зал. Столетняя «начинка» здания, включая сейфы, до сих пор исправно служит современным владельцам. Импозантное здание в стиле неоклассицизм за сто лет почти не изменилось.
В картушах над вторым этажом на фасаде по проспекту Яворницкого и над всей угловой частью расположены гербы Санкт-Петербурга, отражавшие название банка-владельца. Герб Санкт-Петербурга был утвержден в 1730 году и дополнен в 1857 году. Он представлял собой перевернутые и скрещенные два якоря (морской и речной), а посредине положен императорский скипетр – символ власти. Щит увенчивался императорской короной и обрамлен снова двумя скипетрами.
На здании банка есть еще один декоративный элемент, на который раньше не обращали никакого внимания. Это бюст-кариатиды – род женских статуй, которые используются в декоре, маскируя собой чаще всего консоль. В нашем городе сохранилось очень мало зданий с кариатидами, ну а с бюст-кариатидами - всего несколько (ул. Центральная, 16, ул. Шмидта, 1).
Бюст-кариатиды на здании банка хранят свою тайну – это изображения молодой женщины, с величавым выражением лица, на голове которой покоится капитель ионического ордера, а посредине – пятиконечная звезда. Ничего советского в этом нет, хотя мы привыкли считать звезду одним из символов СССР. На самом деле такие женские изображения очень любили изображать в… мировом масонстве.
Пентаграмма – один из древнейших символов, которые фиксируются в культурах Вавилона и Египта. В древнем Вавилоне пентаграмма символизировала траекторию планеты Венера. В Вавилоне пентаграмму изображали на зданиях магазинов и складов, дабы уберечь товары от порчи и кражи. Пентаграмма также являлась для посвященных символом царской власти, она встречается и на царских печатях Вавилона. По некоторым версиям, пентаграмма в Вавилоне символизировала богиню Иштар (Астарту) – богиню плодородия и плотской любви, олицетворение планеты Венера. В арабской магии пентаграмма называлась «печать царя Соломона».
Изображения женских фигур с пятиконечной звездой на голове часто можно встретить в масонских документах и знаках масонских лож XVIII – XIX веков. Под такой фигурой часто понималась богиня Афина-Паллада – богиня мудрости. На здании Нацбанка помещены восемь женских голов с пентаграммой. Они акцентируют окна третьего этажа – три головы со стороны проспекта Яворницкого и пять – со стороны улицы Воскресенской. Можно предположить, что такие изображения на фасаде здания имеют масонский подтекст. Молчаливые богини со звездой хранят свою тайну и открывать ее пока не собираются.
Любопытно, что здание банка относится к числу немногих исторических зданий города на Днепре, которые сохраняют свое назначение уже более 100 лет. Дом никогда не менял своего банковского назначения, что также выделяет его из архитектурного окружения.
После революции 1917 года банк-основатель здания быстро прекратил свое существование. Но само здание не стали перепрофилировать, и оно сохранило свои функции. С 1921 года дом заняла контора советского Государственного банка. С 1991 г. здесь располагается Днепропетровское областное отделение Национального банка Украины.
За более чем 100 лет на фасаде здания менялись только надписи на фризе над третьим этажом. До революции здесь располагалось полное название банка, в советское время – «Государственный банк», с 2006 г. – «Національний банк України». А на угловом фронтоне всегда было написано «Банкъ», правда, сейчас уже без твердого знака.
Фасад здания за сто лет абсолютно не изменился, что тоже нетипично для нашего города. В советский период с крыши были убраны внушительные декоративные вазы. А вот с гербом Санкт-Петербурга произошла загадочная история. Почему-то даже в СССР герб императорской столицы сохранили. Этот случай абсолютно уникален в истории нашего города. Всю советскую эпоху горожане наблюдали герб Петербурга на фасадах и на завершении угловой части.
Правда, и тут была сделана маленькая хитрость. Была ликвидирована большая корона в завершении герба, которая прямо указывала на Российскую империю, и замазан императорский орел в навершии скипетра на гербе. Интересно, что в советское время на угловой части здания размещалась огромная иллюминация с изображением серпа и молота. Получается, что имперский и советский символы соседствовали друг с другом, что было очень необычно.
В 2007 году состоялся капитальный ремонт фасадов здания. Здесь ставилась задача полностью восстановить первоначальный декор. Герб Санкт-Петербурга в угловой части был полностью восстановлен, появилось утраченное завершение – корона. Декоративные вазы вновь появились в завершении здания. Всего ваз над фасадом – одиннадцать.
***
Свой 105-летний юбилей здание Нацбанка встречает почти в идеальном состоянии. На фоне удручающего состояния многих памятников архитектуры города, это не может не радовать. Здание банка – архитектурная жемчужина нашего города символ стабильности в нашей стремительно меняющейся жизни»,- завершает Максим Кавун.
Автор: Владимир Городченко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Дальше будет... Ответить | С цитатой