|«« | «« | »» | »»| |
В начале ХХ-го века Рождественский праздник в Екатеринославе по значению намного превосходил Новый год и отмечался с куда большим размахом.
Только позже, в советскую эпоху, религиозный праздник отошел на второй план и даже поменялся с Новым годом местами.
Как отмечали в нашем городе Рождество 100 лет назад, Городскому сайту расскажет кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.
В начале XX века в Екатеринославе основным праздником конца года было именно Рождество. Новый Год не являлся главным по значению и самым масштабным праздником, как это сложилось в XX веке. Даже в начале столетия, перед революцией, Новый Год уступал по значению религиозным праздникам – Пасхе и Рождеству Христову.
Этому имелась еще одна причина: до 1918 г. действовал старый, юлианский календарь. Новый Год не предварял Рождество (как сейчас, 7 января по новому стилю), а следовал за ним. Рождество отмечали 25 декабря. Поэтому основная часть торжеств начиналась именно на Рождество, а праздник Нового Года, так сказать, оставляли на «закуску». Оба праздника прекрасно уживались друг с другом. Больше того, сто лет назад существовал целый цикл новогодних торжеств длиной в две недели. Он заканчивался только на Крещение 6 января (19 января по новому стилю).
Праздник Рождества не просто увенчивал собой календарный год. В условиях доминирования религиозного мышления, духовное начало ставилось на первый план. Поэтому праздник Рождества был временем переосмысления прожитого, внутренних размышлений. Современный праздник Нового Года приобрел чисто развлекательное значение. А сто лет назад жители Екатеринослава сначала истово молились, и уже потом шли чисто развлекательные мероприятия.
В храмах Екатеринослава все время с 24 декабря по 6 января (Крещение) проводились обязательные молебны. Обязательная рождественская литургия происходила в Спасо-Преображенском кафедральном соборе. Далее сам праздник Нового Года тоже официально начинался с молебнов. Например, в декабре 1914 г. в газете «Приднепровский край» сообщалось:
В самый день Новаго года владыка совершит в соборе литургию, и после оной молебен в сослужении духовенства; облачение желтое».
Праздничные богослужения не прекращались в церквях города. Некоторые церкви даже печатали объявления богослужений в местной прессе. Например, в декабре 1914 г. в газете «Приднепровский край» было помещено «Расписание богослужений в Рождественские праздники в домовой церкви коммерческого училища имени Императора Николая II». Начинались они 24 декабря в 17:30 и заканчивались 6 января, в Крещение, в 10 часов утра.
Сто лет назад чиновники Екатеринослава в полном составе уходили на «рождественско-новогодние» каникулы. Длились они десять дней. Вот пример из газеты Приднепровский край» от 21 декабря 1914 г.:
Сегодняшние шумные коллективные празднования, - «елки» в общественных учреждениях и театрах, - существовали и в Екатеринославе. Но перед ними обязательный комплекс мероприятий охватывал и Рождество.
Вот объявления екатеринославской прессы из сохранившихся подшивок газет за декабрь 1914 года (за декабрь 1916 года подшивки в городе не уцелели). Учебные заведения устраивали «рождественские базары» с благотворительной продажей сделанных руками учащихся изделий.
На Базаре будут продаваться по очень доступным ценам: рукоделия, ученическия и кустарныя изделия, игрушки, парфюмерия, безделушки, посуда, цветы, рождественские подарки и т.п. Вход на базар безплатный. Цены вещам от 10 коп.».
Магазины Екатеринослава в декабре 1914 года наперебой соревновались, кто предложит самую изысканную праздничную программу товаров. Не было специальных «новогодних» или «рождественских» предложений – эти слова соседствуют в завлекательных объявлениях. Однако больше рекламы было со словом «рождественский».
Например, «рыбно-гастрономические магазины Илья Солодуха» рекламировали «ежедневное получение свежих рыбных, колбасных, молочных и других товаров. Принимаются заказы на полныя праздничныя меню. Продажа живой рыбы из аквариума. Цены крайне доступныя». Другой аналогичный магазин завлекал: «Получены знаменитые тамбовские окорока, семга подледного улова, нежного вкуса. Дичь всевозможная. Живые фазаны. Икра. Капчушки. Навага. У Михаила Иоффе. Проспект».
Возьмем для примера кондитерские магазины, соревновавшиеся перед клиентами рождественской программой. Элитная кондитерская «Ренессанс», находившаяся на Проспекте «под гостиницей Бристоль» (сейчас на этом месте памятник А. Полю), предлагала «к праздникам Рождества Христова принимаются заказы на: торты, струцеля, мазурики и другия кондитерския изделия». В объявлении был и постскриптум: «P.S. Цены на конфекты и другие товары не повышены».
Другая кондитерская приглашала: «Внимание! К празднику Рождества Христова в кондитерской П.А. Лаверченко заготовлен большой запас конфект, сухарей, печенья, струцеля, кекса, торта и проч. Цены ни на что не повышены, несмотря на изготовление товара из продуктов лучшаго качества под личным наблюдением. П. Лаверченко». А находилась эта кондитерская на углу проспекта и нынешнего Екатеринославского бульвара, напротив Городской Думы (ныне колледж культуры), дом сохранился.
К сожалению, и сто лет назад празднование Рождества омрачалось военными событиями Первой Мировой войны (1914–1918). Газеты того времени пестрят военными сводками совсем рядом с яркими рекламными объявлениями магазинов. Газета «Приднепровский край» 21 декабря 1914 г.: «Прибытие раненых. 20 декабря в Екатеринослав прибыли 355 раненых нижних воинских чинов, которые в санитарных трамвайных вагонах и автомобилях были перевезены в местные лазареты».
В канун праздника местные власти с городским архитектором вынуждены были искать пригодные помещения для размещения раненых солдат. Комиссия состояла из шести человек, в том числе заведующего санитарной частью Смидовича и городского архитектора Д.С. Скоробогатова. Сообщение от 21 декабря 1914 г.:
«Комиссия… осматривала разныя общественныя здания для выяснения их пригодности под лазареты для больных и раненых воинов. Интересно, что комиссия признала годными 4 здания: духовная семинария (ныне четвертый корпус ДНУ, просп. Яворницкого, 35), бесплатная школа общества попечительства о женском образовании (ныне Дом Союзов, просп. Яворницкого, 93), железнодорожное училище (ныне техникум), и железнодорожное общежитие. А «забраковала» комиссия почему-то провиантский магазин – выдающийся памятник архитектуры 1825 г., в советское время хлебозавод № 1 (просп. Яворницкого, 106).
Екатеринослав начала XX века был ярко выраженным городом контрастов: в двух кварталах от Городской Думы на Проспекте (ныне колледж культуры, просп. Яворницкого, 47) начиналась Жандармская (Долгая) балка – рассадник криминала. А колорит района вокруг «Озерки», и знаменитых слободок – Подгорной, Чечелевской, Фабричной, - вообще мог дать фору сюжету детективного романа.
Газеты в преддверии Рождества сто лет назад, вместе с репортажами о богослужениях и приеме раненых, пестрели криминальными сводками. Судя по всему, «праздничная программа» екатеринославских воров включала обязательное похищение шуб и золотых изделий. 21 декабря 1914 года «Приднепровский край» писал: «Кражи. Из квартиры К. Дроздовского (Елисаветградская ул., д. 45) похищена дамская шуба, стоющая 150 руб. – Из квартиры А. Ситковского (Философская ул., д. 15) похищена мужская шуба, стоющая 120 руб. – Из квартиры Д.И. Скульского (Новосельная ул., д. 63) среди бела дня, посредством взлома замка, были похищены разныя золотыя вещи и до 30 руб. наличными деньгами. Кража эта, как установлено,… совершена известным вором Ходосом». В тот раз вора удалось задержать по горячим следам. Но множество воров растворялись в переулках криминальных слободок, пользуясь праздничной расслабленностью городских служб.
***
Таким было Рождество в нашем городе сто лет назад. С него тогда начинался праздничный цикл. Большинство людей было занято предпраздничными хлопотами. Духовенство с епископом во главе проводило двухнедельные богослужения. Чиновники уходили на каникулы. В учреждениях устраивали благотворительные мероприятия. Магазины наперебой завлекали «рождественской» программой. В госпиталях размещали раненых. Ну а воры крали шубы и золото у зазевавшихся горожан. Сто лет спустя картина практически не изменилась», - завершает свой рассказ Максим Кавун.
Автор: Владимир Городченко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |