|«« | «« | »» | »»| |
Городской сайт выяснял, что ждет исчезнувшую со здания епархиального управления УПЦ КП статую Музы и сколько фигур Муз служат источником вдохновения для горожан.
Недавно Городской сайт рассказал о ходе реконструкции здания бывшего областного кожвендиспасера (до революции – Екатеринославская уездная земская управа) по ул.Сечевых стрельцов, 3-а.
В ходе реставрации здания с его фасада исчезла дореволюционная статуя Музы. Секретарь епархии, протоиерей Виталий Лопушанский об этом говорит следующее: «Епархиальное управление – это все-таки культовое сооружение. Обнаженная женская фигура на его фасаде смотрелась бы весьма странно. Она бережно демонтирована, хранится у нас и будет передана в исторический музей. На ее месте установлена статуя святителя Киевской Руси, святого князя Владимира». К сожалению, представители епархии мне так и не смогли показать эту статую, сославшись на то, что она находится в другом здании. Но заверили в том, что в ближайшее время Муза будет передана в наш исторический музей.
А эта ситуация стала прекрасным поводом поинтересоваться у давнего друга Городского сайта, кандидата исторических наук, заведующего отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максима Эдуардовича КАВУНА: а сколько в Днепре вообще Муз и какова их история? Кстати, именно Максим Кавун первым обратил внимание на таинственное исчезновение Музы с епархиального центра.
«Здания города на Днепре украшают десятки мужских и женских скульптурных изображений, - рассказывает Максим Кавун. - Это и обычные люди, и мифологические персонажи. Из героев античной мифологии на фасадах домов исторического центра чаще всего встречаются Амуры и Сатиры. А вот женских мифологических изображений намного меньше. В основном это скульптуры муз, которые было принято помещать на фасады зданий в XIX и XX веках.
Днепр может похвастаться обилием бронзовых и гипсовых муз. Самая известная горожанам муза расположилась возле оперного театра на углу проспекта Яворницкого и улицы Юлиуша Словацкого. С каких еще зданий нашего города на нас смотрят музы?
Традиция использовать скульптуры муз в оформлении зданий берет начало из древнегреческой культурной традиции. Музы (от древнегреческого – «мыслящие») – в древнегреческой мифологии дочери бога Зевса и титаниды Мнемозины (Мнемосины). Это покровительницы наук, поэзии и искусств, живущие на холме Парнас. Всего муз насчитывалось девять, и каждая покровительствовала одному виду наук и искусств. Каллиопа – муза эпической поэзии, Эрато – муза любовной поэзии, Эвтерпа – муза лирической поэзии и музыки, Полигимния – муза пантомимы и гимнов, Клио – муза истории, Урания – муза астрономии, Терпсихора – муза танцев, Талия – муза комедии, Мельпомена – муза трагедии.
В современной культурной традиции и в нашем языке масса производных от слова «музы». Например, музыка – раньше это слово понимали максимально широко, имея в виду любую область деятельности, связанную с музами. Храмы, посвященные музам, в Древней Греции носили название «Мусейон». От этого слова произошло современное понятие «музей». Хотя, как видим, музеем в греческом смысле можно называть и театр, и любое другое культурное и научное учреждение.
В истории Екатеринослава каменные женские статуи в полный рост использовались нечасто, а тем более статуи муз. Широко распространены были изображения женских голов, которых до сих пор сохранилось несколько десятков. Изредка в нашем городе встречались кариатиды – изображения женщин, маскирующие консоли, и бюст-кариатиды – погрудные изображения. При этом полноростовые кариатиды сохранились сегодня только в интерьере театра имени Шевченко.
Полноростовые женские статуи как элемент декора зданий в Екатеринославе, скорее, были исключением, нежели правилом. Сегодня же это вообще уникальные памятники искусства, имеющие особую ценность. Сегодня сохранилось всего две женские статуи на зданиях екатеринославской поры, и обе могут быть оценены как музы. Это очень мало по сравнению с другими европейскими городами, даже если сравнивать с расположенными неподалеку Одессой и Харьковом.
Самая загадочная женская статуя Екатеринослава украшала до недавнего времени второй этаж здания особняка Ф. Андерегга (угол улиц Шевченко и Сечевых Стрельцов). Это роскошное здание построено в 1880–1890-х годах, к сожалению, точная дата строительства и архитектор неизвестны, но дом славится своим вычурным декором. Позже здесь располагалась Екатеринославская уездная земская управа, а в советское время – кожвендиспансер.
Статуя, помещенная в специальной нише второго этажа по фасаду на ул. Сечевых Стрельцов, выполнена в древнегреческом стиле. Она изображала некую молодую красивую женщину, застывшую в изысканной позе. Учитывая архитектурную моду того времени, вполне вероятно, что это было изображение музы. Статуя имела ироничное выражение лица, будто скрывая некоторую загадку. И правда, семантика этой статуи не выяснена до сих пор: кого она изображала, какое смысловое значение несла? Возможно, что первоначально эта статуя была не одинока: другие пустующие ниши на фасадах, вероятно, также были украшены скульптурой. Эта одинокая женская статуя, к сожалению, сильно пострадала от времени: у неё отсутствует рука и даже черты лица довольно сильно стерты…
До недавнего времени здание бывшего кожвендиспансера довольно быстро приходило в упадок. В 2016 году оно было передано Днепропетровскому епархиальному управлению Украинской православной церкви Киевского патриархата. Сейчас полным ходом ведется реконструкция здания. В октябре 2016 года статуя музы была снята с фасада, и заменена на изображение Святого равноапостольного князя Владимира с крестом. В дальнейшем статуя музы, возможно, будет передана в исторический музей.
Вторая женская статуя, оставшаяся от екатеринославской поры – тоже «безрукая муза». Однако от первой её отличает то, что изначально так и было задумано. Муза находится на втором этаже здания бывшего дома Бродского (около 1900 г., ул. Воскресенская, 10, архитектор неизвестен). Это здание – тоже энциклопедия архитектурного декора Екатеринослава рубежа XIX–XX веков: здесь есть и большие львиные головы, держащие в зубах гирлянды из цветов и корзины с фруктами, и загадочные головы, в которых угадываются и мужские и женские черты. Здесь в начале XX века располагалось Общественное собрание – один из фешенебельных городских клубов, а затем гостиница «Лондон», в советское время называвшаяся «Красная». После войны здесь располагался институт «Укргипромез», а сейчас находятся различные учреждения.
Но самое интересное украшение здания – это женская статуя. Она помещена на специальном выступе в центральной части второго этажа. Статуя воскрешает в памяти античные хорошо узнаваемые образы, например, Венеру Милосскую. Характерно, что статуя помещена под барельефом… композитора Людвига ван Бетховена. Объясняется вся эта композиция на самом деле просто: здание театрально-концертного и клубного назначения должно было иметь характерный «говорящий» декор, что и было выполнено. Статуя, видимо, изображавшая одну из муз – покровительниц искусств, и барельеф Бетховена, играли, таким образом, еще и роль своеобразной рекламы. Эти элементы возвращали посетителей клуба в культурную атмосферу Древней Греции.
Сегодня эта прежняя смысловая суть утеряна, а декоративные элементы смотрятся неким курьезом на фасаде. Они вызывают вопросы у горожан и туристов, не поленившихся поднять голову…
А если вы все-таки не поленитесь поднять голову, то увидите всего в десятке сантиметров возле «безрукой музы»… новехонький кондиционер. Такой «декоративный элемент» появился здесь в 2015 году. Еще одно свидетельство того, что законодательство об охране памятников архитектуры у нас выполняется плохо. Теперь эту композицию родом из старого Екатеринослава можно назвать «Муза с кондиционером».
В советское время с фасадов зданий по понятным причинам исчезли кариатиды, Амуры и Сатиры, а их место заняли каменные рабочие, студентки и колхозницы. Однако о музах не забыли, и к тридцатым годам XX века вернулись к практике украшать театрально-концертные здания изображениями покровительниц искусств.
На здании театра русской драмы имени Горького мы можем видеть целых шесть муз. Первоначально их там не было. Здание пережило несколько реконструкций: начато строительством в 1900 г. как гимнастический зал Общества попечения о детях, в 1905-1907 годах было превращено в Новый Зимний театр и имело фасады в стиле «модерн». Только в 1941 г. здание театра было реконструировано по проекту известного архитектора А.Л. Красносельского. Однако вскоре оно было разрушено и восстановлено только в 1956 г. В нем разместился Дворец культуры строителей, в 1958 г. сюда на постоянное место работы был переведен русский драматический театр им. Горького.
В 1956 г. при восстановлении здания портик его главного фасада украсили скульптуры шести муз. Они были выполнены харьковскими скульпторами О. Кудрявцевой, Ж. Дандо, И. Мельгуновой, Л. Лопатинской.
Интересно отметить, что «советские музы» на здании театра имени Горького получили соответствующую идеологическую нагрузку: над статуями расположился круглый медальон с серпом и молотом, расположенным на фоне театрального занавеса. Такая композиция была очень редкой в архитектурном декоре и символизировала ситуацию, когда музы были поставлены на службу идеологической политике государства. Фигуры шести музы на здании театра стоят и сегодня; а вот серп и молот был убран 16 апреля 2015 года. Теперь над музами – одинокий театральный занавес.
Самая известное изображение музы в нашем городе - это, безусловно, огромная бронзовая фигура, «возлежащая» уже больше 40 лет в центре фонтана возле оперного театра.
В 1974 году на месте бывшего детского парка имени Войцеховича поднялась громада из стекла и бетона – театр оперы и балета по проекту архитектора Б.П. Жижерина. Площадь перед театром была оформлена по проекту архитектора П.Р. Ниринберга. 30 сентября 1974 г. на площади у здания театра начал работать цветомузыкальный фонтан, первый в нашем городе. Открывали фонтан исполнением Первого концерта П.И. Чайковского для фортепиано с оркестром. Фонтан, где ввысь поднимались 770 водяных струй, по периметру окружали 116 светильников. Тогда на открытие собрались сотни людей…
Малоизвестный факт – вместо одной музы возле театра оперы и балета планировались первоначально две – Талия и Мельпомена. Газета «Днепр вечерний» 1 октября 1974 г. разместила интервью со скульптором Ю.П. Павловым. Вот что он рассказывал: «Пока это только часть будущей композиции. Она получит завершение весной, когда в бассейне поставят две бронзовые скульптуры – музы искусства. Будет создаваться впечатление, что они играют на гигантских струнах».
Однако вскоре в бассейне появилась…. только одна муза. Газета «Прапор юності» в мае 1976 г. утверждала, что помещенная в фонтан скульптура музы изображает музу комедии Талию:
«Сьогодні ви бачите одну з двох статуй, які будуть встановлені біля театру, – розповідає автор роботи Ю.П. Павлов…- Статую відливали на Дніпропетровському заводі металургійного устаткування… Друга скульптура – муза трагедії Мельпомена буде встановлена на ДЗМУ… Дві покровительки мистецтв, осяяні всіма кольорами веселки, перебиратимуть чутливі струни – сріблясті струмені водограю».
Однако радужная картина, нарисованная в газете, не была реализована. В результате скульптура музы Талии работы Юрия Павлова надолго «устроилась» в бассейне на площади, а Мельпомена почему-то так и не появилась.
Муза возле оперного театра, держащая в руках театральные маски, сразу стала одним из самых популярных объектов среди горожан и гостей города. Особенно учитывая, что новое здание театра вышло, мягко говоря, не шедевром архитектуры, будучи доработанным вариантом проекта… Житомирского музыкально-драматического театра. На фоне «брежневского минимализма» в архитектуре оперного театра, скульптура музы очень оживляет площадь.
Фонтан «Муза» в советское время изображали в путеводителях и на открытках. Изначально фонтан был частью системы кондиционирования театральных помещений. В 1990-е годы фонтан некоторое время не работал. 14 сентября 2002 г. фонтан открылся после реконструкции и стал музыкальным. Он состоит из 6 каскадов и 190 струй, каждый час здесь используются 3,5 тонны воды, объем фонтана – 672 кубометра. Оригинально оформлена подсветка фонтана.
С 2002 г. началась также традиция проводить в холодное время года консервацию фонтана. С наступлением холодов «Музу» и весь бассейн фонтана заботливо упрятывали в защитное покрытие, от которого освобождали с наступлением весны. Эта традиция существовала больше десяти лет. Зимы 2015 г. и 2016 г. «Муза» снова провела неприкрытой на холоде, что конечно, не пойдет на пользу замечательному фонтану.
В конце 1970-х годов еще один театр украсился изображением музы. Мало того, произошел интересный эпизод «скульптурной эмансипации», когда женская статуя сменила мужскую. Речь идет о театре имени Т.Г. Шевченко. Это бывший театр Английского клуба, построен в 1913 г. (ул. Воскресенская, 5).
Раньше главный фасад театра увенчивала статуя Аполлона с четверкой лошадей, как было принято в большинстве крупных театров страны. Однако после капитальной реконструкции 1979 г. (архитекторы Е.Б. Яшунский, Л.П. Халявский) здание предстало уже без Аполлона, но с массивной фигурой музы на завершении главного фасада. Так к музе, «лежащей» возле оперного театра, добавилась муза «трубящая» над театром имени Шевченко. Муза на театре имени Шевченко (скульптор Ю.П. Павлов) в левой руке держит трубу, в правой руке – театральную маску.
Интересно, что еще несколько муз «устроились» в интерьере театра имени Т.Г. Шевченко. Зимний сад украсили аллегории муз. Известный искусствовед Л. Тверская отмечала в газете «Днепр вечерний» в ноябре 1982 г.: «Монументальность скульптурных композиций, олицетворяющих аллегории муз – «Поэзию», «Архитектуру» (скульптор П. Куценко), «Театр», «Музыку» (скульптор В. Щедрова), «Славу» (скульпторы В. Щедрова и П. Куценко) не кажется подавляющей, так как классическая простота и обобщенность пластической формы соразмерны камерности архитектурного пространства».
Еще одна скульптура, аллегорически подходящая под категорию «муза», также выполнена нашим известным скульптором Ю.П. Павловым. Она помещена в 1972 г. на главном фасаде средней школы № 44 (улица Софьи Ковалевской, 6). Это огромное изображение пышногрудой женщины, в правой руке держащей раскрытую книгу, а в левой руке – школьный звонок.
Это очень интересная статуя, находящаяся в отдаленном районе города, и, к сожалению, малоизвестная горожанам и туристам. Каждый волен считать, кого она изображает – аллегорию музы, зовущей к наукам, или символ труда учительницы. А может, и то, и другое одновременно.
***
Как видим, каменные и бронзовые музы в городе на Днепре «обитают» уже более ста лет, и в основном на зданиях театрально-концертного назначения. Музы заняли свое особое место в скульптурном декоре города наряду с кариатидами, студентками-комсомолками, дородными женщинами эпохи «социалистического реализма» и святыми. Новая рыночная эпоха, полная зданий из стекла и бетона, пока не очень «жалует» женские скульптуры. Будем надеяться, что каменные и бронзовые музы навсегда останутся в культурном пространстве нашего города», - завершает свой рассказ Максим Кавун.
Автор: Владимир Городченко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Вами были упомянуты останки подземных ходов под Соборным холмом!Известно что часть подземных ходов были перестроины под бомбоубежище, а часть безвозвратно утрачены. Проводились ли исследовательские работы в этом направлении? И что ещё Вам известно на эту тему!
P.S. спасибо. Ответить | С цитатой