В прямом эфире 51 канала «Вечерняя мясорубка» побывал главный финансист Днепра, заместитель городского головы Владимир Миллер. Ольга Палий и Сергей Шишкин выпытали у него все бюджетные тайны Днепра и некоторые личные.
Почему бюджет приняли и начали осваивать так поздно, за счет чего наполняется городская казна и как на этот процесс повлияла децентрализация, зачем Днепр хранит свои деньги на депозитах и почему Владимир Миллер боится заполнять электронную декларацию.
— Бюджет принимался долго и мучительно, почем так было и не навредило ли это нам?
Владимир Миллер: Безусловно, навредило, потому что приняв бюджет 30 марта, мы, по сути, на квартал отложили все хорошие, полезные, добрые дела, которые могли бы сделать для города. Отвечаю с конца. Почему так? Бюджет – это не просто цифры собранные в определенные таблички и графики. Это предмет или продукт согласования разного рода участников бюджетного процесса, в том числе профильных и прочих депутатских комиссий и коалиций в сессионном зале, которые готовы или не готовы голосовать за бюджет. Поэтому учитывая тот факт, что комиссии были собраны в феврале, наверное, коалиция или какое-то понимание коалиции собралось вообще в марте, поэтому цифры собрали гораздо раньше. В связи с этим депутаты не готовы были за них голосовать. В итоге остаток февраля и весь март шел процесс согласования.
— Могли ли народные избранники сделать это быстрее?
Владимир Миллер: Нет. Народные избранники, как единица, может, и хотели бы проголосовать за бюджет раньше, но бюджет – предмет согласования не каждого депутата в отдельности, а предмет согласовании фракций, групп, опять же комиссий, представленных разными фракциями – это нормальный демократический процесс в любом обществе. Просто у нас он начался позже.
— Успеем ли мы потратить все деньги или, как всегда, что-нибудь перенесется на 2017 год?
Владимир Миллер: Мы вошли в этот год с 700 млн грн на остатке. Этот процесс неодиозный, его не нужно демонизировать.
— Это связано с децентрализацией? Ведь мы получаем больше денег, чем раньше.
Владимир Миллер: Это связано с разными факторами. Да, децентрализация дает возможность больше заработать. Но это не значит, что мы можем больше потратить, больше заработав на нужные правильные дела. Основным фактором, который может привести к тому, что бюджет в этом году будет освоен не полностью, является то, что озвучили вы: бюджет поздно принят. Второй фактор: до середины августа, я точно не помню даты, были заблокированы все основные тендеры. Тут опять вмешивается политика. Антимонопольный комитет по протекции политических оппонентов заблокировал все ключевые тендеры: на ремонты дорог, ремонты объектов инфраструктуры, даже какие-то текущие моменты – уборка, благоустройство. Все крупные инфраструктурные проекты этого года были заблокированы, тендеры не проходили.
— Может, неправильно заполняли документацию?
Владимир Миллер: Если бы были неправильно заполнены документы, то процесс не завершился и на сегодняшний день.
— И все же, успеем ли мы потратить деньги?
Владимир Миллер: Сейчас все службы работают в этом направлении очень активно, тендеры разблокированы. Каждый день, насколько я знаю, проходит несколько крупных тендеров. И если никакие внешние силы не вмешаются, то мы освоим. Есть еще одно обстоятельство. За каждым тендером стоит подрядчик. Когда проигран тендер, заключен договор, мяч переходит на сторону подрядчика. Если он вовремя выполнит все работы, подпишет акты, профильные службы проверят и подтвердят, что все в порядке, у нас нет желания держать деньги. Наоборот, есть желание быстрее сделать наш город красивее, чище, модерновее, и так далее.
— Вы сказали, что даже больше 9 млрд грн. Так каков же у нас сейчас бюджет?
Владимир Миллер: У нас было 9,2 млрд грн., потом повысили до 9,4 млрд грн., а в октябре мы сделаем конечную цифру 9,6-9,7 млрд грн.
— Откуда все берется?
Владимир Миллер: Есть основные источники поступления в бюджет. Налог на доходы физических лиц (ДНФЛ) – 50 процентов поступления в бюджет. Возвращаясь к децентрализации: у нас не 50 процентов сборов остается во владении громады, а 60. Эта дельта дает достаточно большой плюс к бюджету города, и этот налог – 50 процентов от общих поступлений.
— То есть этот налог платит каждый, кто получает заработную плату?
Владимир Миллер: Да. А теперь подумайте, что будет, если все будут получать зарплату не в конвертах, а официально. Я помню, на совещании при премьер-министре Яценюке он называл цифры, сколько людей официально оформлены – это очень смешная цифра. А сколько из этих официально оформленных получают заработную плату больше минимальной – это еще одна смешная цифра. У Украины будет колоссальный резерв для получения бюджета, как только мы перейдем к нормальному пониманию со стороны работодателя по выплате заработной платы.
— Кроме этих денег, что еще?
Владимир Миллер: Второй источник – плата за землю. Примерно 28 процентов в бюджете. У нас с этим тоже есть проблемы. Это тот налог, который действительно бьет по предпринимателям, потому что, очень высокий инфляционный коэффициент за последние два года, они влияют на эту ставку и, к сожалению, у города нет полномочий по льготам, по понижению.
— Ведь что-то принимали?
Владимир Миллер: Это были точечные мероприятия, в отдельной категории землепользователей. Глобально город или в 2010, или в 2011 году пытался понизить ставку. Прокуратура оспорила, и все вернулось на круги своя. Это один из ключевых источников поступлений. Он тоже идет у нас в плюсе по сравнению с планом, но, по-моему, 130 млн грн задолженность на сегодня перед бюджетом города по аренде земли и по налогу на землю.
— Еще остается 20 процентов.
Владимир Миллер: Да. Акциз, очень существенный источник, и единый налог. Еще один момент, который позволил повысить собираемость бюджета — это тот факт, что центральная власть сделала некоторые перераспределения по уплате единого налога между группами предпринимателей. Основная группа плательщиков единого налога теперь попадает под планку 5 процентов. Если в прошлом году было чуть проще для предпринимателей, можно было заработать до 20 млн грн и платить 200 грн – я утрировано говорю, то сейчас основная группа «единоналожников» попадает в планку 5 процентов – это достаточно серьезный источник для города. Мы на эту площадь сделали нулевую ставку.
— Давайте поговорим о новых налогах. Говорят, появился новый налог на недвижимость, начали рассылать какие-то квитанции. Заметны ли деньги?
Владимир Миллер: Трудно оценить объективно. В этом году мы получили 35 млн грн для города. Это немало, но в рамках бюджета – не так и много. Если мы говорим о налоге на недвижимость, то он был и раньше. Просто сейчас немного поменялись ставки. А та норма, если говорить о квартирах и жилых домах, что сокращена льготная площадь… Просто город ввел нулевую ставку.
— Почти 80 процентов жилого фонда идет без налога?
Владимир Миллер: Да. Как не политик, я скажу, что это неправильно, что весь мир живет по другим принципам, и в Украине только Харьков и Днепропетровск абсолютно освободили жилой фонд от земельного налога. Но есть политическая воля, есть понимание городского головы, который считает, что в настоящее время так будет правильно по отношению к гражданам и жителям Днепра. Наверное – это правильно.
— Насколько эффективно освоили бюджет в первом полугодии?
Владимир Миллер: Неэффективно. По общему фонду в процентном отношении выполнили 72 процента бюджета расходов. То есть 7 из 10. То есть общий фонд – это все расходы, которые не связаны со строительством, реконструкцией и приобретением новых основных средств. То есть общий фонд выполнили на 70 процентов. В основном – это социальная сфера, заработная плата бюджетникам. Если говорить про специальные фонды, по которым идут все стройки и реконструкции, приобретение каких-то основных средств, то выполнено порядка 30 процентов, то есть 3 из 10. Причины я вам уже говорил. Поздно стартовали, и нас еще два месяца сдерживали.
— Сколько у нас сейчас на депозитах?
Владимир Миллер: На депозитах у нас, как и было еще и июне, 600 млн грн.
— Ничего не поменялось?
Владимир Миллер: Мы провели один краткосрочный конкурс. Это была для нас новая «фишка», поэтому боялись, попали на очень хорошие ставки 18,3 процента, заработали за 2 месяца 14 млн грн. А потом провели второй конкурс, ставки были уже ниже, кажется, 16 процентов. И сейчас у нас под эту ставку в двух банках по 300 млн грн лежат депозиты. Рассчитываем к концу этого года где-то 35 млн грн заработать.
— В каких банках?
Владимир Миллер: Один Нацбанк, другой Ощадбанк. Я скажу больше, что видя сейчас определенные торможения в освоении, мы будем на текущие депозиты доразмещать средства. Будем стараться зарабатывать больше. Грубо говоря, мы заработаем дополнительно 50 млн грн, даже если сейчас ничего не будем размещать. Мы утвердили программу «Теплый подъезд» на 20 млн грн за счет этих денег. Мы утвердили программу субсидий, субвенций ЖСК, ОСМД на 20 млн грн. Мы утвердили, опять же — это была политическая позиция городского головы, что мы должны из того, что зарабатываем на операциях, помогать самым незащищенным слоям населения. Мы отобрали 7 тысяч семей разных льготных категорий, и каждая из них получит по 1 тыс. грн из этих денег как целевую помощь от мэра. Это будет в ближайшее время.
— Удачно зашел разговор о вашей декларации в 2015 году. У вас было около 4 тыс. грн в месяц. Как же так?
Владимир Миллер: Не самый удачный год в моей жизни, кстати, этот тоже будет неудачным. Есть пирамида Маслоу, у которой есть разные ступеньки и потребности. С 2007 года у меня в трудовой книжке написано «директор» – в разных ипостасях. Я был достаточно высокопоставленным руководителем уже почти 10 лет. У меня были разные периоды в жизни, однажды хотел купить в кредит машину и мне говорили в банке: «Зачем ты нарисовал такую справку о доходах?». В то, что это моя настоящая справка о доходах, мне не поверили. Есть определенные внутренние резервы, и сейчас, удовлетворяя какие-то ступеньки пирамиды, я могу какой-то год не «взлететь» по финансам.
У меня сейчас очень интересная работа. Крайне сложная, но крайне интересная. Есть какие-то личные амбиции, есть какие-то перспективы. У меня нет какой-то шикарной жизни. Я не отдыхаю в Куршавеле. Нет парка автомобилей, достаточно скромная семейная жизнь, которая меня устраивает. У меня нет каких-то колоссальных расходов, которые не позволили бы мне один или два года перетерпеть на небольшой зарплате.
Опять же обращу внимание, на то, что ситуация одиозная. Она вызывает правильные вопросы не только у вас, журналистов, но и у населения. Не может чиновник в ранге заместителя мэра прожить на 3700 грн «грязными» заработной платы. Суть в том, что город будет идти на непопулярные меры. Есть политическая воля, и вы скоро об этом узнаете более подробно. Я не буду открывать все секреты, но мы уже готовим основания, чтобы выйти с решением о приведении в соответствие этическим и моральным, бытовым нормам жизнь чиновников. Может, я первый, кто сказал это публично, но мы стараемся привести эту ситуацию в нормальный вид. У меня есть история, и я могу показать копию трудовой книжки. Не у всех эта история есть. И поверить, что какой-то чиновник на уровне заместителя городского головы полез в этот бой, чтобы прожить на 3700 грн. Не поверит никто!
— Вы пробовали заполнять электронные декларации?
Владимир Миллер: В силу своей профессиональной деятельности я не очень хорошо подкован технически, и электронная декларация меня пугает. Думаю, что найду специально обученного человека, который мне поможет. Я пока не знаю, как она выглядит, где ее искать. Может, это мое личное упущение.
— Говорят, создали электронный тренажер?
Владимир Миллер: В силу ограниченности во времени, я постараюсь этого не делать.
— Сколько сэкономили на «ProZorro»?
Владимир Миллер: Ежедневную статистику не веду, но знаю, что у «ProZorro» есть своя статистика, которая позволяет смотреть миллион разрезов сделок системы. Я специально не готовился, это не моя тема. Пусть «ProZorro» сама декларирует, сколько сэкономили ее пользователи.
О том, что система нужная и правильная, тоже не буду лукавить. Считаю, что – да, нужная и правильная. Я долгое время проработал в Приватбанке, и там был такой комплекс документооборотов – Приватдок. Изначально он был тяжелым в эксплуатации. А за 10 лет для меня стал вершиной электронного документооборота. Это введение в электронную систему всех аспектов жизни крупного предприятия. То же самое и «ProZorro». На данном этапе, может, кому-то сложно, но это этапы большого пути. Постепенно правильная, нужная система перемалывает ретроградов, и, я думаю, что она скоро заработает на полную катушку.
— Вы считаете, когда чиновники отказываются работать с «ProZorro», то это связано не с кражей, а просто они ленятся обучиться?
Владимир Миллер: Есть словосочетание – «освоение бюджета». Считают, что оно равное воровству. А я считаю, что освоение бюджета – наша задача. Мы должны, имея какой-то ресурс, правильно его потратить. Те, кто говорит, что не будет работать в «ProZorro», это в основном люди, которые боятся и не хотят.
Мы три месяца «лепили» комиссии, коалиции, договаривались друг с другом, как будем работать. И все правильные для города процессы три месяца были в стагнации – как только они запустились. Не готова сразу отрасль, которая имеет только по одному жилому фонду в этом году более 3тыс. объектов. А в следующем будет 4,5 тысячи.
— Говорят, что специально оставляли окно для людей, имеющих отношение к нецелевому освоению бюджета.
Владимир Миллер: «ProZorro» предполагает, что там обо всех допороговых закупках отчеты уже выставляются. Это товары и услуги до 200 тыс. грн, работы – до 1,5 млн грн. Если контролирующие органы или кто-то из общественности, видя отчет в «ProZorro» допороговой закупки, увидит так какое-то воровство, то ведь никто не отменял административное и криминальное преследование.
— Чем закончилась попытка воровства 700 млн грн на дорогах?
Владимир Миллер: Это та же тема. Когда говорили об уходе от «ProZorro», тогда же говорили и о том, что 700 млн грн хотят украсть. 700 млн грн — это сумма средств из бюджета, которая запланирована на текущий и капитальный ремонты дорог. 600 млн грн было на текущий и капитальный ремонты жилого фонда в бюджете. Из этих денег освоена только часть, я говорил. Опять же, отчеты – доступны, все сделки – документированы. Вы представляете, сколько было сделано и отремонтировано дорог? Не останавливалась уборка дорог, снега, притом что была определенная блокировка, все в процессе.
— Есть группа общественных деятелей, которые хотят проконтролировать и проверить, что происходит. Куда им следует обращаться?
Владимир Миллер: Не всегда общественные активисты зрят в корень, и у нас очень много криков «Зрада!» абсолютно беспочвенных. И эти крики транслируются через Киев, и потом мы просим уважаемых людей в «Громадском контроле» и в «ProZorro» опровергнуть факты. И они, изучая материалы, пишут опровержения.
Есть прописанное Законом правило, что мы должны все бюджетные формы и таблицы публиковать на сайте. В этом году внедрена система «Открытый бюджет», которая позволяет увидеть не в старом виде, а в графических формах, сравнение с другими городами, с разными периодами. Есть на нашем сайте специальная иконка «свинка». Можно зайти и посмотреть, проанализировать, задать вопросы.
Безусловно, мы работаем с общественниками, появилась новая персона Яника Мерило, которая возьмёт эту работу под свою ответственность, или уже взяла. У нас буквально в понедельник запланирована встреча с «Громадским контролем», где мы будем обсуждать их инновации в бюджетном процессе. С координаторами «ProZorro» мы работаем постоянно в тесном режиме. От них постоянно поступают разные вопросы, задачи. Мы их исполняем, собираем конференции, рассматриваем жалобы. В Facebook внедрим программный комплекс, который помогает работать в «ProZorro» нашим предприятиям, которые входят в городское хозяйство. Это не только методические материалы, но и образцы техзаданий, договоров. Мы все время в процессе, может быть, это происходит недостаточно публично, но мы будем исправляться.
— И, как всегда, наша рубрика «Минута славы»! Ваше обращение к жителям города и области?
Владимир Миллер: Господа, не готовился к этому вопросу, очень хотелось, чтобы был мир, наверное, — это главный фактор, и хотелось, чтобы децентрализация, которая состоялась, хотя бы в том же виде продлилась на достаточно длинный период. Чтобы город, муниципалитет имел право выбирать свою дорогу, выбирать свои пути работы с бюджетом, с доходно-расходной частью.
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |