По двум реально известным векторам воздействия на экономику Украины, не уточняя их сущности, и не вступая в политическую составляющую, предлагается рассмотреть один из возможно оптимальных вариантов государственной, лучше экономической политики страны. Здесь однозначно следует понимать, что спрос и потребление есть основной источник успешного развития экономики. В моём понимании это звучит как формула: есть деньги – хочу купить. Важно, что эта формула не работала даже в период развитого социализма: были деньги – нечего было купить, что вероятно не однофакторно привело к независимости нашей страны.
В известные периоды экономического развития формулу: есть деньги – хочу купить, определяли конкретные маркеры. На памяти у всех один из потребительских, даже более популистических маркеров, была гречка. От власти предлагались эквиваленты, например – капуста. Но, фактически, появилась импортная гречка, и не только она. В связи с этим, в формуле изменилось одно звено – стало меньше денег, но больше товаров и услуг не отечественного производства - что сулит стране такая оценка? Данные статистики говорят о том, что если мало денег – то мы и производить будем меньше. Здесь важно определить - как найти дешевые деньги. Существующие направления правительства очевидны – это займы. Экономики многих стран используют этот инструмент, однако факториальные оценки показали, что эффективность займов в наших условиях незначительная.
Социально патриотическая активность населения, не всегда базируемая на реальных экономических оценках, приводит к тому, что в балансе спроса и предложения меняются ориентиры, в сторону: могу, потому что хочу. Действительно, реализуя свои свободы люди хотят лучшего, тем более что это лучшее обещают с трибун. В результате этого, происходит очевидное заблуждение: могу, потому что хочу. И что существенно, это незаметно переходит в разные сферы деятельности, что ведет к уменьшению трудовой активности и спроса, к сокращению производства и рабочих мест.
Относительное наличие денег у населения, в короткий период нашей истории, а также их реальное желание купить, при отсутствии необходимых товаров и услуг, стали одним из исходных условий рождения украинского капитала. Достаточно сказать, что Днепровский регион в короткий период явил миру четырех списочников журнала Forbes , которые дали людям желающим купить необходимый товар, в своей основе не отечественный. Таких темпов роста капитала, за короткий промежуток времени, не имела ни одна экономика мира. Это говорит о том, что в стране были и есть люди, которые весьма успешно использовали формулу: могу и хочу купить, насытив страну импортным товаром, получив огромный капитал. Возникает вопрос – что делать: если сейчас есть что купить и люди хотят купить, но не могут – нет денег. Где эти успешные люди с капиталом, которые возродят возможности населения к покупке товаров и услуг.
Улучшить возможности купить поможет простое печатанье денег, что в некоторой степени использует власть. По моему мнению, нужно реализовать программу активного кредитования экономики под проценты на уровне европейских, используя украинский капитал. При этом кредитование направлять не сразу на потребление, а параллельно на создание производств дающих рабочие места. Это с одной стороны дает рост доходной части, а с другой – будет обеспечивать товарный и услуговый рост. Сильной аналогией здесь, есть принцип: если дрова будешь колоть сам, то согреешься дважды. Из этого следует, что самая короткая дорога к деньгам, идёт через труд, посредством которого сейчас украинцы согревают экономику других стран.
Перспективы выхода на европейский рынок, туманны не только потому, что Европа условно сносит наши объединительные усилия на 20-25 лет. Наши иллюзии о том, что нам помогут, не должны были существовать по определению. Тем, кому запад помогал, они известны. В частности, Польша, которой просто списали многомиллиардный долг, что обеспечило ее экономический рост, даже при сохранении своей валюты. Оценка хода нынешней деятельности в экономике на уровне кредитования и инвестирования напоминает дискуссию о том, как строить мост – вдоль или поперёк реки. Хорошо, что мы его пока не строим вдоль. Но с учетом нашей находчивости, введена новая форма строительства – на косынку. И все это объясняется тем, что это приведет к большему финансированию. Очевидно, и уже всем ясно – мост не будет построен, а финансирование растворится, но главное было заявлено как основная цель получения финансирования для строительства моста.
Важный здесь является не то, что новое правительство готово носить инвесторов на руках, во всяком случае оно это открыто декларирует. Если эту готовность трактовать на уровне законов, и нормативных актов от правительства, обеспечивающих конкретные преференции как для собственников украинского ресурса как инвестора, так и заёмщика, то это будет решающим для прихода наших денег в страну.
Инвестиционный портфель Украинского капитала дает определенные надежды, поскольку около 80% его уходит в офшоры. Если предположить, что власть и МВФ даст конкретные международные гарантии украинскому капиталу, то он на условиях либр плюс может пойти в страну. Этой оценки достаточно для дешевого кредитования. Вопрос кого и как кредитовать, а так же как сопровождать это кредитование. Здесь могут сработать документы, подписанные с Европой по ассоциации с 24 странами. Вторая составляющая украинского капитала это деньги, ушедшие из депозитных программ наших банков. Его собственники, готовы вложить деньги в экономику страны, в случае действия кредитной цепи украинский ресурс —› гарантии МВФ —› украинский заёмщик. Существенно, что эта часть капитала более патриотичная чем офшорная. Аналитические оценки в этой части по Днепровскому региону, который является не первым, но и не вторым, подтверждаются.
Тяжелые наши исторические страницы: мировые войны, отсутствие независимости, захваченные территории, Чернобыль и просто все пережитое за столетия дают право говорить о себе как о лошади, которая всегда была в труде. Сейчас Госдепы и фонды одели на нашу шею финансовый хомут и поставили в долговую телегу. Теперь эти кормчие убеждают нас, что хомут и телега лучше помнят и знают дорогу чем лошадь. Здесь следует вспомнить про наш украинский капитал не работающий на экономику нашей страны.
Дискуссию с финансовыми структурами следует направить не по пути получения займов, а по пути предоставления украинскому капиталу, заводимого в страну, международных гарантий. Этот подход существенно меняет экономический фон страны, он подымает нас с позиции просящего и частично ставит на уровень партнера. Какой возможный механизм этих гарантий, думается, что региональный подход может быть определяющим, ведь в Днепровском регионе находятся крупнейшие промышленные и технологические активы, которые, минуя разговоры о приватизации, могут стать маркерами гарантий.
В решение вопроса увеличения спроса и роста производства по цепочке: украинский ресурс —› гарантии МВФ —› украинский заёмщик, эффективно может сработать человеческий фактор. Власть постоянно вынашивает надежду на то, что устойчивому экономическому росту помогут чиновники иностранцы. Перенося эту логику к регионально-гарантийному сопровождению кредитования, следует добавить фактор смотрящих от МВФ, а не только от власти. Этот слоган следует трактовать в лучшем смысле, чем его трактуют некоторые представители власти с целью получения личных доходов. Важно здесь, чтобы институт смотрящих от МВФ и региона был ориентирован на реализацию формулы: хочу и могу купить, потому что произведу. Механизм такого гарантийного сопровождения должен существенно отличаться от действующих грантов под проекты, которые дают западные финансовые институты.
Основой механизма обеспечения перехода украинского капитала через МВФ, очевидно, может стать обозначенная активность молодых политиков. Не вникая в их адресность, можно однозначно утверждать, что сейчас эта активность направлена в прошлое, а также другие формы популизма. Очевидным, даже каноническим законам, является то, что обвинительные посылы из прошлого не приведут к успеху, однако эта активность, направленная в будущее, может стать основой дешевого кредитования компаний, которые могут и хотят через труд украинцев установить баланс спроса и потребления. Коммуникатором в цепи: украинский ресурс —› гарантии МВФ —› украинский заёмщик, должен стать закон, согласованный с МВФ, где следует детально конкретизировать инструментарий обеспечения гарантий украинскому капиталу. Здесь также возможна схема покупки нашим капиталом облигаций, номинированных МВФ и другими финансовыми институтами.
Каждый второй доллар, приходящий в экономику имеет аграрную составляющую, раньше такая оценка имела место в металлургии. Сейчас это только третий доллар. Такая динамика может сформировать не только логику цепочки кредитования в аграрный сектор, требующих небольших их объемов, но и инструментом гарантийного сопровождения – это залоговые обязательства по земле и доходность по кредитам. Кроме того возможен инструментарий по гарантиям через создание земельного банка. Надежды на гарантии по украинскому капиталу от МВФ, при передаче его на кредитование бизнеса есть. В подтверждение этому может быть сотрудничество с фондом в реструктуризации украинских долгов перед кредиторами, что дало конкретные результаты.
В выборе кредитного заемщика и сопровождении кредитных ресурсов, должны участвовать представители собственников этого капитала, идущего через МВФ. Оценки финансовых аналитиков в среде собственников украинского капитала указывают не только на значимые их объёмы, но и на их готовность участвовать в цепочке: украинский ресурс —› гарантии МВФ —› украинский заёмщик. Таким оценкам есть определенные основания: рискованное размещение ресурса на офшорных финансовых рынках; недоверие украинским банкам; патриотические настроение собственников ресурса с желанием помочь стране. Офшорные сигналы мировой экономики должны и могут стать сигналом украинскому капиталу - идите домой в свою страну. В связи с этим законодательные инициативы о дискриминации офшорной деятельности будут мобилизующим фактором кредитной цепи.
Поскольку МВФ не только инструмент заработка денег, а в настоящее время настоящий регулятор украинской экономики, то обеспечить украинскому капиталу гарантии вместе с Госдепом, вполне возможно. Примером гарантийных обязательств для нас, в незначительных размерах делают США, долговые обязательства которых, астрономические. При этом наша страна находит реальные деньги под выделенные обязательства в разных финансовых институтах. Вопрос, как второй вариант обеспечения схемы дешевого кредитования Украины через наш капитал взять у основного управляющего Госдепартамента. Думаю, такой реальный институт гарантий для Украинского капитала может быть найден. Плюсом в этом могут быть не только мои слова, но и действия украинских диаспор в разных странах мира.
В настоящее время очевидно утвердилась оценка нашего политикума в том, что олигархат управляет парламентом, оказывает конкретные воздействия на правительственные и другие управленческие решения. В этих условиях привлечение олигархата в кредитную цепочку являются возможным. Вышеуказанные заключения о том, что украинский капитал готов войти в эту цепочку имеет свои основания, во всяком случае, в Днепровском регионе. Мы должны быть рады, что социологические оценки среди молодежи в сфере как нас спасти обнадеживающие: мы спасём себя сами, ответили более 95%; нас спасёт власть - процент на уровне статистической погрешности. Этот факт стал утверждающим в выборе названия этой статьи.
Швайдак Вячеслав Николаевич, Аспирант Национальной Академии Управления.
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |