|«« | «« | »» | »»| |
На памятнике истории и архитектуре, бывших Мануфактурных рядах (Фабрика Лурье) по ул.Грушевского (К.Либкнехта), 4 проводятся работы по изменению облика здания – похоже, без всяких согласований и разрешений. Переделка исторических зданий без соответствующих согласований, а то и полная ликвидация таких объектов стали печальной «модой» Днепропетровска-Днепра.
Сегодня сложно даже подсчитать, сколько исторических зданий, особняков с уникальной судьбой было снесено в Днепропетровске за 25 лет независимости. Десятки старинных домов стоят в запущенном, аварийном состоянии, зачастую от них остались только голые стены. Если такими темпами наш город будет терять свое архитектурно-историческое наследие, то наши дети и внуки увидят его только на архивных фотографиях.
Всего три года, с 2009 по 2012 год в городе проработало управление охраны культурного наследия Днепропетровского горсовета. В компетенцию этого управления как раз и входила защита исторических зданий. Увы, управление, едва начав работу, было ликвидировано, его функции отчасти переданы другим структурам областного и министерского подчинения. Только от этой передачи ситуация с сохранением историко-архитектурного наследия города лучше не стала. От разрушения и переделок здания в статусе памятников защищает закон, но на деле его очень легко обойти.
На днях давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Д.И.Яворницкого Максим Кавун обнаружил, что в здании по ул.Грушевского, 4 начались странные работы. Рабочие в трех местах проломили несущую, выходящую на ул.Грушевского стену здания, выбурив в этом монолите три огромные проема, - очевидно, под двери и окна. Эти работы не вызвали ни протестов, ни возмущения – в отличие, скажем, от вырубки деревьев, на защиту которых дружно встают активисты. Можно предположить, что эта «реконструкция» будет продолжаться…
В нашем городе есть 19 знаменитых памятников архитектуры в статусе памятников национального значения, которые, знает, наверное, каждый житель. Это Потемкинский дворец, Преображенский собор, театр имени Шевченко, филармония, Дом губернатора и другие здания. Но даже этот национальный статус, например, не помог защитить единственный корпус бывшей Суконной фабрики (хлебзавода) на главном проспекте от уродования фасада.
Кроме памятников национального значения, в Днепре есть десятки менее известных зданий, которые, в то же время, являются ценными памятниками архитектуры, и без которых трудно представить себе лицо нашего города, его культурно-историческую среду. 135 зданий и домов в нашем городе имеют статус памятников истории местного значения, еще более 200 – статус «только что выявленных памятников истории». Если закон не защищает памятники национального значения, то о подобных объектах впору и говорить. Их зачастую уродуют дикой «реконструкцией», а то и вовсе сносят!
К таким зданиям относится и дом № 4 по улице М. Грушевского (бывшая К. Либкнехта). Он имеет статус «памятник истории местного значения» и, тем не менее, неуклонно разрушается вот уже два десятка лет. Внешне основные элементы декора здания еще сохраняются, но внутри уже царит хаос.
Внутреннее состояние бывших Мануфактурных рядов удалось обследовать блоггеру из Днепра Арсену Дроздаеву . Он был удручен царящей внутри грандиозного здания разрухой, фотографии его обследования были опубликованы на сайте blogr.dp.ua.
Встревоженный сигналом Максима Кавуна, иду проверить состояние здания.
На несущей стене уже зияют три огромные проема, закрытые железными листами. По печальной иронии судьбы, эти дыры смотрят прямо на… Дом архитектора. Внутри – ни души и ни звука.
Пытаюсь проникнуть в здание через входы внутреннего двора. В помещении в торце здания (смотрящим на Епархиальный центр – недавно здесь квартировал банк) идет ремонт, снуют рабочие. Они не дают пройти мне внутрь, говоря:
- Извините, запрещено, частная собственность. Мы здесь наводим порядок и устанавливаем сигнализацию. Что делается в нижней части здания, понятия не имеем.
Прохожу по внутреннему двору – несколько входов в Мануфактурные ряды наглухо закрыты. Возле одного из них – мешки, очевидно, со строительным мусором.
К самой нижней внутренней части здания примыкает явно современная пристройка в четыре этажа. На ней как раз ведут внешние отделочные работы. За ними наблюдает дама солидного вида с папками. Попросив меня представиться, она как-то сразу суровеет:
- Мы к внутренним работам никакого отношения не имеем. Занимаемся только этой частью. Называться не хочу.
В общем, в этом здании явно активизировались работы. Но каков их масштаб и конечная цель, не может или не хочет сказать никто. По нашей информации, здание около 20 лет находится в частной собственности. Сменило нескольких владельцев, у которых были разные планы – создать здесь отель к Евро-2012, Дом фотографа (о чем скажем ниже). Проект чего конкретно пытаются реализовать сейчас (или же просто открыть новый офис или магазин), - непонятно.
Не рассматривался подобный проект и на городских градсоветах. Заместитель начальника Главного архитектурно-планировочного управления Днепра Лариса Чайка на вопрос о судьбе здания и проводимых работах ответила следующее:
- По нашей информации, собственник здания обустраивает дополнительный вход в него. К нам материалы в отношении этих работ или же реконструкции здания в целом – не поступали.
…А уже через день Максим Кавун сообщил: всего за пару часов на месте спешно пробитых проемов установили окна и двери.
Давайте вместе с Максимом Эдуардовичем Кавуном вспомним об истории этого уникального здания.
«Многие горожане обращают внимание на изысканный фасад со стороны Троицкой площади с изогнутыми линиями, башенками и датой постройки «1914», - рассказывает Максим Кавун . - На самом деле 1914 год, обозначенный на фасаде, означает дату постройки не всего комплекса, а только крайней его части. Всего же это здание состоит из… пяти отдельных корпусов, каждый из которых имеет свои характерные архитектурные особенности. Просто нужно внимательно присмотреться.
Территория, на которой построено здание, вот уже двести с лишним лет имеет одно назначение – торговля. Этот и соседние кварталы осваивались первыми в Екатеринославе, начиная с 1790-х годов, на месте слободы Половицы. Территория была сплошь заполнена лавками и лабазами. Сначала они были деревянными, и плотно окружали деревянную Святодуховскую, затем построенную чуть восточнее каменную Троицкую церковь. Более полутора веков здесь существовал рынок, получивший название Нижне-Троицкий и уничтоженный только в конце 1940-х годов.
Интересно, что в этом месте еще с конца XVIII века планировалась крупная городская площадь. Она обозначена на генеральном плане Ивана Старова 1792 года и на генплане 1817 года Вильяма Гесте. Однако площадь здесь появилась… только в 1950-е годы (Ленина, ныне Героев Майдана). До этого Троицкую церковь называли «купеческой», потому что она находилась в самом центре торговых помещений города.
Во второй половине XIX века на месте дома № 4 уже располагался крупный деревянный торговый ряд. Каменные торговые ряды украшали кварталы Екатерининского проспекта (Яворницкого) на территории нынешней площади Героев Майдана (бывшая Ленина) и кварталы напротив (ЦУМ и «Пассаж»), а также квартал, ныне занятый огромным домом № 46 по проспекту Яворницкого. По иронии судьбы, все эти массивные каменные ряды не пережили середину XX века.
Следует отметить, что практически в каждом крупном городе бывшей Российской империи, не говоря уже о её столице Санкт-Петербурге, и по сей день сохранились корпуса торговых рядов XVIII–XIX веков, которые раньше были архитектурными доминантами, а ныне являются местными достопримечательностями. В качестве примера можно привести Гостиный двор конца XVIII века на Невском проспекте в Санкт-Петербурге, или Гостиный двор начала XIX века на Контрактовой площади на Подоле в Киеве.
Екатеринослав–Днепропетровск является в этом плане исключением. Бурный XX век и здесь сильно «наследил», поэтому дом № 4 по улице Грушевского является старейшим сохранившимся торговым комплексом. Правда, наш комплекс моложе, чем его «собратья», и в Киеве, и в Санкт-Петербурге, и относится уже к концу XIX – началу XX века.
В 1870-е годы в первом квартале улицы Казанской (Грушевского) по-прежнему располагался комплекс торговых помещений. Постепенно лавки переводились в камень. В 1880-х годах здесь возник каменный одноэтажный ряд лавок, получивший название 2-й Мануфактурный. На данном этапе никаких целей архитектурной выразительности владельцы не ставили. Архитектура подобных сооружений была типично утилитарной.
В начале XX века, с общим повышением этажности в центре Екатеринослава до 3-5 этажей, появилась насущная потребность реконструировать торговый ряд. Однако, поскольку у каждой лавки был свой владелец, сделать это по общему проекту не удалось. В результате лавки были надстроены, и визуально казалось, что они вообще заменены новыми зданиями.
Зоркий глаз поможет различить в едином, казалось бы, здании, формы пяти разных корпусов. Внешне сейчас они кажутся частью единого целого. Однако визуально схожим для всех корпусов является, пожалуй, решение нижней части фасада на уровне до двух этажей. Это прямоугольники окон, практически лишенные декора.
При взгляде наверх ощущение единства сразу пропадает. Хорошо бросается в глаза, что у каждого корпуса свои характерные завершения. Давайте пройдемся от проспекта до Троицкой площади и рассмотрим внимательно декор зданий. Визуально здесь можно выделить пять разных корпусов.
Ближайший к проспекту корпус №1 и корпус № 3 сильно отдают казенщиной и утилитаризмом. А вот корпус № 2 таит своеобразную изюминку. Стиль корпуса № 2 переходный от эклектики к модерну. Внешне два нижних этажа также оформлены очень сухо. Однако третий этаж выделен специальным акцентом – два окна обрамлены уникальными эклектичными фризами, на которые никто не обращает внимания. Сейчас часть декора утрачена, и трудно различить многие детали, но хорошо видны растительные элементы – переплетенные гирлянды и нечто, напоминающее военные трофеи. А увенчивают композицию по две львиные головы с кольцом в зубах – излюбленный элемент декора Екатеринослава конца XIX века. Одного из четырех этих каменных львов уже нет. Остальные готовятся к подобной участи…
Корпуса № 4 и № 5 – великолепные образцы екатеринославского модерна 1910-х годов. Это касается и конструктивного решения зданий, и использования декора. Здесь внимание привлекают мощные арочные полукруглые завершения, придающие сооружению монументальность. Фасадная часть, выходящая на Троицкую площадь, также имеет арочное завершение, вычурный изогнутый фронтон с датой «1914». Но здесь архитектор добавил и неожиданный элемент – два эркерных выступа по бокам здания, к тому же, высотой в три этажа. Эркеры оформлены в виде изысканных балконов и беседок.
Интересно, что даже при такой изысканной структуре фасада здесь тоже можно обнаружить дополнительные «изюминки». Например, уникальные чугунные оформления балконов начала XX века: вычурные консоли и решетки с модерновым орнаментом. Это подлинные чугунные элементы, которым недавно исполнилось сто лет! Интересны майоликовые вставки геометрического плана на корпусе № 4.
А над балконом, «смотрящим» в сторону церкви, помещена одна-единственная женская голова. Дань архитектурной моде начала XX века или какая-то загадка? Боюсь, ответить на этот вопрос сейчас будет крайне затруднительно.
Характерные «модерновые» особенности фасада здания не случайны. В литературе можно встретить утверждение, что в разработке архитектурного облика здания участвовал архитектор Дитрих Тиссен, разработавший проект одного из корпусов (четвертого по счету, если идти от проспекта).
Дитрих Корнелиевич Тиссен (1870-1937) – знаковая фигура на архитектурном небосклоне Екатеринослава начала XX века. Уроженец зажиточной семьи колонистов-меннонитов, он получил архитектурное образование в Германии, стал выдающимся архитектором, работавшим в стиле модерн. Тиссен был очень востребован в Екатеринославе, где работал преимущественно по частным заказам. К числу самых значительных его творений относятся дом Корецкого (Воскресенская, 8), дом Миренбурга (Воскресенская, 20), дом фон Бокк (Проспект Поля, 11, ныне торговый центр) и другие. Привлекает внимание и семейный особняк Тиссенов, возведенный им с элементами скандинавского модерна в 1900-х годах на углу улиц Казачьей и Садовой (ныне Староказачья и Фабра). Сейчас это здание, слава Богу, отлично сохранилось.
Судьба очень жестоко обошлась как с самим Дитрихом Тиссеном, так и со многими его работами. После революции он покинул Екатеринослав, сменил несколько городов в Причерноморье и Кавказе. Затем осел в Баку, стал старостой местных лютеран, но затем был арестован и расстрелян в 1937 г. как член «шпионско-фашистской организации, действовавшей под прикрытием лютеранской общины». А из его творений единицы дошли до нас в первоначальном виде: многие были изуродованы позднейшими надстройками и перестройками. В частности, дом Корецкого и дом Миренбурга лишились своих уникальных башнеобразных завершений, которые напоминали облик средневековых европейских городов. А дом фон Бокк фактически сохранил только передний фасад, который несколько лет назад «приклеили» к новому зданию торгового центра. Однако даже так удалось сохранить еще один памятник архитектуры.
Проектная документация на дом № 4 по улице Грушевского, по-видимому, не сохранилась. Несмотря на это, можно вполне обоснованно предположить, что архитектором фасадной части с датой «1914» (назовем ее корпус № 5) был все тот же Дитрих Тиссен. Во-первых, визуально очень схожи арочные завершения фасада на корпусе № 4 и на корпусе № 5 из этого комплекса. Во-вторых, здесь использован характерный прием этого архитектора – эркерные выступы с фигурными завершениями. Здесь эркеры и их завершение очень напоминает аналогичные в доме Миренбурга и доме Корецкого. Да и сами очертания фасада здания на Грушевского, 4, композиционно весьма схожи с домом Корецкого.
В целом же мы имеем в центре нашего города уникальный сохранившийся комплекс из пяти зданий – старейший торговый ряд, архитектура которого относится к концу XIX – началу XX веков, совмещающий в себе признаки эклектики и модерна. Большая часть комплекса является, без преувеличения, уникальным памятником екатеринославского модерна.
Перед революцией комплекс начал менять свое назначение – наряду с магазинами, здесь расположилась кондитерская фабрика Лурье. А в дальнейшем, в середине XX века, все больше площадей в здании занимала трикотажная фабрика, пока в конце XX века наступил печальный финал.
Небольшой всплеск интереса к зданию наблюдался в канун известного ЕВРО-2012, когда был выдвинут проект реконструкции его под гостиницу. Предполагалось отреставрировать все части главного фасада с сохранением декора, а также изменить завершение здания, с добавлением мансардных этажей. Учитывая судьбу чемпионата в Днепропетровске, от проекта быстро отказались.
Сейчас большая часть здания не используется, в окнах гуляет ветер. Первые этажи, слава Богу, еще частично заняты, на фасадах имеются признаки жизни. Один из таких признаков довелось наблюдать на днях, когда два окна из первого этажа были продлены в цокольный этаж и превращены в двери. При этом, понимая утилитарность данной меры, нарушается и восприятие фасада, и наверняка, вносятся и конструктивные изменения в довольно ветхое здание. Воспринимать такие работы очень тревожно», - завершает свой рассказ Максим Кавун.
Уже упомянутому мной блоггеру Арсену Дроздаеву удалось в 2013 году побеседовать с одним из владельцев здания, Владимиром М., который рассказал о планах по реконструкции здания. Его собственники планировали превратить в «Дом фотографа», о чем рассказали сайту blogr.dp.ua:
«На первом этаже, возле банков, будет находиться шоколадница - оформленное в соответствующей фото-тематике кафе как дань кондитерской фабрике, с которой все начиналось. Еще ниже - вход в книжный магазин, который расположится на трех этажах. На втором этаже планируется разместить фотошколу и фотостудию. Причем не обычную «как за пять занятий познать зеркалку», а фотошкола академической фотографии с университетскими преподавателями. На третьем этаже будет расположена галерея, где помимо выставок, экспозиций известных фотографов, будут размещаться фотографии молодых и перспективных фотографов. В теплое время года во дворе будет действовать открытая экспозиция. Так же на третьем этаже будет находиться мастерская по изготовлению рам и широкоформатная печать».
Эти идеи собственники здания собирались реализовать в 2014-15 годах, но этому помешал кризис. Сложно сказать, насколько сохранили актуальность эти планы.
Городской сайт будет признателен владельцам здания, если они отзовутся на эту публикацию и расскажут, какие у них сейчас планы, какая цель начатых работ. С удовольствием продолжим эту тему, предоставив им слово!
Автор: Владимир Городченко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |