Свое 60-летие отмечает самое известное предприятие ракетно-космической отрасли - Южный машиностроительный завод. За это время специалисты собрали четыре поколения боевых ракетных комплексов. Сейчас на предприятии создают исключительно мирную продукцию, спутники, космические аппараты и ракеты-носители. К тому же на заводе собирают трамваи, троллейбусы и тракторы, а недавно освоили еще и производство шасси для самолетов АН-140 и АН-148.
Сейчас на Южмаше работает 14 тысяч человек. Один из самых старых рабочих - Виктор Зинченко. Он на заводе уже полвека, пришел сюда 15-летним мальчишкой. За особые достижения в работе и освоение новой техники в 90-ом Виктор Акимович получил звезду Героя Соцтруда.
Виктор Зинченко, оператор программных станков: "Мы делаем разные детали, на троллейбусы и трамваи делали, ракеты делаем. То есть все необходимое, у нас механический цех, мы всю механику заводу делаем. Я считаю, что надо работать, завод очень хороший, завод перспективный".
А задумывался перспективный завод как автомобильный гигант. Его начали строить на южной окраине Днепропетровска в 1944-ом году. Первая продукция вышла еще во время строительства - это были автокраны, прицепы, самосвалы и грузовики "Украинец". Однако в 51 постановлением советского правительства на базе завода было приказано в кратчайшие сроки наладить серийное производство боевых ракет. "Южмаш" переходит в подчинение Минобороны и становится "почтовым ящиком". В условиях строжайшей секретности начинают сборку ракет, которые были аналогом немецких ФАУ-2. За ними последовали Р-5М, сконструированные Сергеем Королевым, а затем - Р-12, разработанные в КБ "Южмаша" под руководством Михаила Янгеля. В 70-х-80-х годах - создают ракеты-носители "Космос", "Интеркосмос", "Циклон-2" , "Циклон-3" и космические аппараты "Океан", "Ореол" и "АУОС".
Самая большая гордость - ракета СС-18, которую американцы назвали Сатаной.
C 61 по 86 год директором "Южмаша" был Александр Макаров. После ухода Макарова на пенсию его сменил Леонид Кучма. Сейчас заводом руководит Юрий Алексеев.
Юрий Алексеев, генеральный директор ПО "Южный машиностроительный завод": "Десятки, сотни ракет мы за это время произвели и поставили на дежурство. До сих пор некоторые наши комплексы продолжают нести дежурство в России, и мы несем там гарантийное обслуживание полностью всё".
Сегодня производство боевых ракет на "Южмаше" остановлено, выпускаются только космические носители "Циклон" и "Зенит". С "Зенитом" и его участием в международной программе "Морской старт" на заводе, связывают большие надежды.
Юрий Алексеев, , генеральный директор ПО "Южный машиностроительный завод": "Основными заказчиками нашими является компания Sea Launch мы являемся ее участниками и по этой программе изготавливаем ракеты Зенит 3SL и Зенит 2SL. И является заказчиком российское космическое агентство, мы для него делаем и спутники и носители".
Ну а параллельно делают на заводе трамваи, троллейбусы и ветряки, собирают тракторы.
В пятницу коллеги и друзья Южмаша приедут в Днепропетровск на празднование юбилея предприятия. Ждут ракетчики и своего бывшего генерального директора Леонида Кучму.