Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
вт, 19 ноября 2024
07:42

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Тайны каменных птиц Днепра

|«« «« »» »»|

Сегодня мы расскажем, какие загадки и тайны скрывают образы птиц на зданиях Днепра.

…Нет, отнюдь не беден (как считают некоторые историки и зодчие) наш город на историко-архитектурные достопримечательности. Это относится и к вопросу декоративного оформления зданий. Мы уже рассказывали о том, какие необычные образы львов и сатиров, ангелов и атлантов, женских и мужских голов украшают старинные особняки, какой символизм в них заложен. Есть и еще одно направление зооморфного декора, реализованное на наших зданиях, - образы птиц. Оно достаточно редкое, и потому не менее интересное.

Горожане старшего и среднего поколений наверняка помнят сериал советской эпохи «Бронзовая птица». В нем группа пытливых подростков пыталась разгадать, какую тайну (и сокровища!) скрывает за собой бронзовый орел на графском особняке. Давайте же вместе попытаемся узнать, какие загадки кроются за птицами на фасадах зданий города Днепр.

По доброй традиции, поможет нам в этом давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Д.И.Яворницкого Максим Эдуардович Кавун.

«Каменные изображения представителей мира пернатых нечасто можно встретить на фасадах зданий нашего города, - рассказывает Максим Кавун. -  Самыми распространенными элементами из «звериного» декора в екатеринославской архитектуре были львиные головы. И все-таки сегодня можно найти примерно с десяток домов, откуда глядят на нас каменные птицы, которым уже более ста лет.

Каменные птицы Екатеринослава – сплошные загадки

Изображения птиц в екатеринославском декоре, за небольшими исключениями, не находят четкого логического объяснения. До сих пор является загадкой, почему они были помещены на фасады: с какой целью и что означают в каждом конкретном случае. Вероятно, как и в случае с львиными головами, химерами, лягушками, помещение птиц на фасад было исключительно прихотью владельца здания. Похоже, мы никогда не узнаем, были ли эти пернатые только данью моде, или же несли в себе определенный символизм. 

Еще большей загадкой является то, что каменные птицы в декоре Екатеринослава часто встречаются не отдельно, а в комплексе с другими элементами декора, чаще всего – сатирами, львиными и женскими головами. Особенно таинственной кажется комбинация пернатых и сатиров…

13 крылатых химер и смеющиеся сатиры

Доходный дом на улице Олеся Гончара, 4, принадлежавший некоему Штейну и построенный в 1890-х годах, заслуженно считается энциклопедией екатеринославского декора. Это длинное трехэтажное здание буквально покрыто паутиной различных декоративных элементов. Над первым этажом свисают четыре фигуры «гномиков» с молотками, над окнами второго этажа – полные женские головы с пышными прическами «римских матрон», возможно, подразумевающие некую античную богиню. Входную арку украшают «злые» львиные головы и загадочно улыбающиеся сатиры.

А над окнами третьего этажа помещены птице-львы. Почти грифоны, только наоборот. Грифоны – мифологические существа с головой орла и туловищем льва. На доме Штейна существа с туловищем птицы и головой льва, точнее - даже химеры. Они массивные и с очень злым выражением лица, с широко расставленными крыльями и хищными раскрытыми львиными мордами, как бы отгоняющими кого-то. Всего крылатых химер на этом доме – 13, что еще больше может наводить на размышления поклонников всего таинственного.

Но и это еще не все. Над третьим этажом здания и над фигурами крылатых химер располагается величественный фриз. И над одним из окон – крайним справа – помещены головы двух сатиров, возвышающиеся над птице-львом. Почему над другими окнами сатиров нет – тоже загадка. Однако главная проблема уже не в этом – архитектурный декор на доме Штейна сейчас стремительно разрушается, и если вовремя не спохватиться, то крылатые химеры и сатиры просто уйдут в историю.

«Дом с сатиром» стерегут каменные орлы

В последнее время благодаря СМИ широкую известность приобрел дом на улице Вернадского, 13 (бывшая Дзержинского). Его стали называть «Дом с сатиром». Это трехэтажный доходный дом, построенный в 1880-х годах с элементами «кирпичного стиля» и обильно украшенный изысканным декором: сатиром, женскими головками, цветочным орнаментом.

Название свое дом получил благодаря большой голове сатира, которая украшала фронтон в завершении здания. Несколько лет назад голова сатира таинственным образом исчезла. Однако если внимательно присмотреться, то можно обнаружить на фасаде другие, не менее примечательные элементы. Над окнами третьего этажа в боковых частях фасада, акцентированных балконами, находятся две массивные фигуры каменных орлов. Комбинация поразительно напоминает дом Штейна – здесь орлы также соседствуют с сатиром, фигуры птиц похожи – крылья широко расставлены. Возможно, в этом был какой-то символизм.

«Римские» орлы и мохнатые сатиры: дом на Первозвановской

Есть еще одно здание, где так же загадочно переплетены пернатые хищники и сатиры, - это дом на улице Первозвановской, ныне Короленко, 17. Само здание – также выдающийся памятник архитектуры Екатеринослава. Это огромный трехэтажный доходный дом, занимающий половину квартала. Он построен в «екатеринославском кирпичном стиле» и является одним из лучших образцов этого направления в архитектуре.

Обычно «кирпичный стиль» предполагает декор только из фигурного кирпича. Но здесь, кроме этого, представлены огромные, почти на два этажа, вертикальные лепные панно. Всего таких панно шесть, по центру и на боковых крыльях. Панно явно заимствуют античный декор эпохи Римской империи. Наверху помещен «римский» орел (одноглавый, стоящий орел, вскинувший голову направо). Под ним сложная композиция из арматуры и растительных орнаментов. А внизу каждого панно – мохнатая голова сатира. Что все это означает, остается загадкой, как и на других описанных выше зданиях.

Деревянные безголовые орлы стерегут двери, которых уже нет

Чтобы закончить разговор об орлах на зданиях Екатеринослава, нельзя не упомянуть об уникальных дверях. Вернее, об их остатке – двух верхних створках деревянных дверей по ул. Староказацкой (Комсомольской), 17. Само здание, в котором они находятся, малопримечательно, построено в конце XIX века.

Сегодня вход в дом «украшают» современные металлические двери. Но частично сохранились две верхние створки деревянных дверей – ровесников здания. На них можно видеть две фигуры стоящих орлов с расправленными крыльями. Головы орлов уже утрачены. Даже в таком виде эти двери уникальны: во-первых, по своей композиции, во-вторых, по материалу работы – дерево. 

Каменная сова – символ мудрости и знаний

Уникальным для нашего города является изображение совы на доме Мизко – выдающемся памятнике архитектуры (ул. Шевченко, 59). Это огромное здание, занимающее половину квартала, причем растянутое по двум улицам сразу. Доходный дом построен предположительно по проекту архитектора Григория Панафутина в стиле неоклассицизма в самом начале XX века. Владельцами здания был известный род дворян Мизко, основателем которого в Екатеринославе был первый директор мужской гимназии Дмитрий Тимофеевич. Огромное здание служило, в том числе, образовательным целям – здесь располагались женское коммерческое училище Степановой, клуб Коммерческого собрания, затем польский клуб «Огниско» и другие заведения. Капители колонн украшают до сих пор буквы «М», намекающие на фамилию династии. А крайние от углов две точки здания украшают треугольные фронтоны, в одном из которых (по улице Шевченко) помещено изображение совы. Птица держит в лапе свиток, с датой сооружения здания «1900».

С древних времен совы использовались в геральдике и декоре как символ мудрости, а также обозначали принадлежность к наукам, эрудицию. Сова в Древней Греции считалась священной птицей богини мудрости Афины. Интересно, что здание дома Мизко и в советский период было образовательным центром: в 1920-е годы здесь располагалось студенческое общежитие, а после войны, в 1950-1960-х годах размещались несколько факультетов ДГУ, в том числе исторический и филологический. Поэтому можно сделать вывод, что сова на доме Мизко не просто элемент декора, а вполне оправдывает свое существование.

Живые и мертвые утки: каменные символы охотников

Есть еще одно здание в историческом центре, на котором изображения птиц не просто были причудой владельца, а тесно связаны с функциональным назначением. Это дом на улице Казачьей (Комсомольская, ныне Староказацкая), 33. Само трехэтажное здание – шедевр модерна. Изысканный фасад с изогнутыми линиями, акцентированный двумя эркерными выступами, огромные круглые часы наверху. 

Под окнами второго и третьего этажей на эркерных выступах помещены барельефы с изображением двух уток: одна мертвая, вторая живая. Внешне барельефы вызывают ассоциацию с охотничьим трофеем. Так и есть. По некоторым сведениям, это здание принадлежало Екатеринославскому Обществу любителей охоты. Построил его архитектор Филь в самом начале XX века. Сегодня здание прекрасно отреставрировано. Сохранены и утки на фасаде как часть исторического облика и уникальный элемент декора.

Два десятка сказочных птиц «живут» в одном доме больше 120 лет

Жилой дом по улице Шевченко, 30 построен в 1894 году по проекту неизвестного архитектора. Эта дата высечена на фронтоне над главным фасадом. Внешне здание кажется типовым: двухэтажный доходный дом с аркой въезда посередине. Однако если внимательно приглядеться, над окнами можно обнаружить небольшие головы львов, растительные гирлянды и вазы вокруг окон.

А под каждым окном второго этажа помещено изображение двух сказочных птиц, повернутых друг к другу. Внешне они напоминают петухов. Визуально этот декор кажется иллюстрацией к народной сказке. И снова неизвестно, какими мотивами руководствовался владелец здания, размещая здесь каменных птиц. Сохранились десять парных композиций под окнами, то есть 20 каменных птиц. Еще два сегмента пустые – возможно, здесь располагались балконы. Птицы «гнездятся» на этом доме уже больше 120 лет. Визуально они плохо заметны – чтобы их увидеть, нужно сильно постараться.

Сказочные павлины «обитают» на фасаде отеля «Украина»

Наоборот, самыми заметными птицами в декоре зданий нашего города являются майоликовые изображения павлинов на фасаде знаменитого «Украинского дома», а ныне гранд-отеля «Украина» (ул. Короленко, 2). Здание построено в 1910-1913 годах по проекту архитектора П.П. Фетисова, при участии Д.И. Яворницкого на деньги миллионера В. Хренникова. Дом был символом стиля «украинский модерн» в Екатеринославе, имел пять огромных башен, и майоликовые панно. В целом здание напоминало народную архитектуру XVI-XVIII веков. В 1943 г. здание сгорело, и было восстановлено только в 1955 году по проекту архитектора В.А. Зуева в значительно упрощенном виде. И все равно здание гостиницы «Украина» стало одним из символов нашего города.

Сегодня сохранились майоликовые панно на фасаде по улице Короленко, майоликовые вставки на фасаде угловой башни, и панно на завершении фасада по проспекту Д. Яворницкого. Панно изображают растительный орнамент и… птиц, точнее павлинов. На ул. Короленко «гнездятся» 8 птиц, причем две выделены специально и больше по размерам. На фасаде угловой башни над окном второго этажа изображены два павлина, а этажом выше – одна диковинная птичка, напоминающая петушка. А на фасаде здания, обращенном на главный проспект, можно под самой крышей среди майоликовых цветов разглядеть и двух павлинов по центру. Таким образом, на здании «Украинского дома» сегодня обитают целых 12 павлинов.

В XX веке птицы в декоре использовались нечасто

После революции 1917 г., с приходом конструктивизма и советского неоклассицизма, массово исчезли из архитектурного декора и женские головы, и львы, и сатиры, и птицы. Им на смену пришли статуи рабочих, колхозниц, сталеваров. Однако, нет-нет, да и проглядывается в некоторых объектах увлечение «птичьей» темой.

Например, в парке имени Шевченко, в середине семидесятых годов XX века поселилась огромная каменная сова – парковая статуя. Неподалеку от нее до сих пор «живут» металлические лев и олени. Много десятилетий существовал фонтан «Журавли» перед зданием школы на углу проспекта им. Газеты Правда (Слобожанский) и улицы Богдана Хмельницкого. Сам фонтан сохранился до сих пор, а фигурное изображение птиц убрали в 2005 г.

Конечно, многие горожане помнят магазин «Синяя птица», существовавший до 2005 г. в доме по проспекту Карла Маркса (Яворницкого), 56. Магазин украшала фигурная вывеска, а его название превратилось в бренд. Из последних объектов, где использована «птичья» тема в декоре, можно назвать ресторан на Набережной, башенки которого украшены изображениями золотых петушков. Название ресторана давно изменилось, а фигурные украшения остались.

***

«Птичья» тема в декоре зданий очень интересна и привлекательна, пробуждает позитивные эмоции. Как видим, основной период увлечения птичьим декором в нашем городе пришелся на конец XIX – начало XX веков. Сегодня, в период строительства типовых зданий из стекла и бетона, столетние каменные птицы смотрятся совершенно экзотично. Это своеобразная архитектурная изюминка. Возможно, архитекторам надо подумать о том, чтобы снова пустить каменных птиц на фасады наших домов», - завершает свой увлекательный рассказ Максим Кавун. 

Gorod.dp.ua на Facebook.


1  (23.06.16 13:52): Да, умели раньше строить. Ответить | С цитатой
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
50
лет дворцу культуры «Шинник»

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте