|«« | «« | »» | »»| |
В техническом музее «Машины времени» — очередное, но ожидаемое пополнение. В главном экспозиционном зале установили вторую половину фюзеляжа военного самолета L-29 «Дельфин» с кабиной пилота.
Городской сайт уже рассказывал о необычной истории появления этого учебно-тренировочного самолета производства ЧССР и установки его хвостовой половины.
Наша справка. L-29 Delfin разрабатывался фирмой Aero (ЧССР) как основной реактивный учебно-тренировочный самолет для использования всеми ВВС Варшавского договора. После успешных испытаний в 1961 году, где L-29 выиграл конкурс у польского самолета фирмы PZL TS-11 Iskra, было построено приблизительно 3600 самолетов, и он использовался во всех ВВС стран Варшавского Договора.
Самолет представляет собой цельнометаллический моноплан с тандемной кабиной для экипажа (двухместный), где место инструктора расположено сзади и чуть выше места пилота, с убираемым шасси, Т-образным хвостом и прямым крылом. Главными преимуществами самолета было наличие мощного двигателя и небольшого давления при взлете, что позволяло его использовать с неподготовленных, песчаных и болотистых взлетных полос, в варианте как УТС, так и легкого штурмовика. Самолёт мог нести и сбрасывать две бомбы по 100 килограмм или два блока УБ-4 по четыре неуправляемых ракеты С5 в каждом блоке. Имел фотокинопулемёт для фиксации стрельбы по воздушным и наземным целям.
История экземпляра, «прилетевшего» в «Машины времени», была необычной. Машина использовалась для подготовки военных пилотов на аэродроме в Широком Запорожской области. Потом самолет оказался не нужен и был разукомплектован, с него сняли всю военную и электронную начинку. Машину выкупила киевская фирма, для которой он служил наглядной рекламой популярного сорта пива и заодно – передвижной… бочкой по продаже напитка.
Когда пиводелам это занятие наскучило, самолет просто ржавел под открытым небом и, наверное, вскоре оказался бы на металлоломе. Но о судьбе печального «Дельфина» вовремя узнал создатель и директор музея «Машины времени» Михаил Прудников. С огромными предосторожностями машину доставили в Днепр. Перевозить «Дельфин» пришлось по частям – и из-за его огромных (для автомагистралей) размеров, и по причине изношенности.
В музее выполнили тщательную реставрацию самолета. Изнутри укрепили его фюзеляж стальными фермами. Изначально Михаил Прудников предполагал очень зрелищный вариант размещения летавшей машины – прямо на фасаде музея. Хвостовая часть должна была оставаться снаружи зала, половина с кабиной пилота – внутри: самолет как будто пронзал фасад музея, влетая в главный зал.
Но неожиданные проблемы возникли с энергетиками. Недалеко от музея проходит линия электропередач, из соображений безопасности энергетики затребовали переноса ЛЭП. Это обошлось бы в такую сумму, что, как грустно шутит Прудников, можно было бы построить еще один музей.
Из-за этого две половины «Дельфина» пришлось устанавливать отдельно. Пару недель назад в зале №2 на специальной конструкции закрепили хвостовую часть. А буквально только что главный зал украсила носовая часть с кабиной пилота.
- Самолет покрасили точно так же, в каком виде он был на аэродроме в Широком в 1970-е годы, - рассказал Городскому сайту Михаил Прудников. – Сделали подсветку фонаря пилота и двигателя – в темноте машина выглядит очень эффектно. Установка носовой части с технической точки зрения была сложнее хвостовой, но благодаря полученному опыту она прошла быстрее и конструкция выглядит безукоризненно. Теперь художники и дизайнеры помогут нам дополнить носовую часть эскизом крыльев, которых «Дельфин» лишился в самую печальную часть его непростой судьбы.
Соединятся ли когда-нибудь две половины самолета в одно целое? Музейщики мечтают об этом – если, конечно, энергетики пойдут когда-нибудь навстречу.
А в обозримом будущем «Машины времени», как по секрету сообщил нам Михаил Прудников, пополнятся еще одним необычным экспонатом. Сейчас в трех залах музея представлены 36 автомобилей, 20 мотоциклов, один самолет и один грейдер. А вскоре может появиться и первая машина на гусеничном ходу. Это старый и очень изящный сельскохозяйственный трактор Т-74 изготовления ХТЗ. Несмотря на почтенный возраст, детище Харьковского тракторного завода до сих пор бодро участвует в полевых работах в одном из сел нашей области. После их завершения Т-74 приведут в порядок и передадут в музей.
Автор: Владимир Городченко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |