|«« | «« | »» | »»| |
Технический музей «Машины времени» в Днепре пополнился очень масштабным и необычным экспонатом. В нем установили половину фюзеляжа самолета L-29 «Дельфин».
В экспозиции музея «Машины времени» на сегодняшний день представлены 36 автомобилей, 20 мотоциклов и один грейдер. Но среди этого обилия техники новый экспонат выглядит гигантом. Половина фюзеляжа учебно-тренировочного самолета «Дельфин» была закреплена на колонне второго экспозиционного зала.
- Этот реактивный учебно-тренировочный самолет производился в Чехословакии с 1963 года,- рассказывает создатель музея «Машины времени» Михаил Прудников . – Широко использовался и в СССР для обучения пилотов – в первую очередь, военных. Не думаю, что в музеях можно найти еще один экземпляр такого самолета. Хотя они еще и встречаются на военных аэродромах, но выкупить в частную собственность такой самолет – нереально.
История обретения музеем этой модели удивительна. «Дельфин» долгое время, до 1987 года, верой и правдой служил подготовке военных пилотов на небольшом аэродроме в Широком Запорожской области. Потом машина постепенно оказалась заброшенной и разукомплектованной. В самолете проржавели крылья, отсутствовали двигатель, практически вся внутренняя начинка, коррозия начинали «сжирать» детали.
«Дельфин» выкупила киевская фирма крупного производителя пива. Самолет служил живой рекламой напитка и своеобразной передвижной «бочкой» по продаже этого напитка. Потом пивным производителям эта затея наскучила, и Л-29 со временем, наверное, ожидала сдача на металлолом.
- Состояние обнаруженного и выкупленного нами «Дельфина» было удручающим, - рассказывают Михаил Прудников и его давний друг, технический специалист Александр Шистя. – Чтобы перевезти в наш город, самолет пришлось разобрать на две половины. Перевезли фурой, на месте фюзеляж зачистили. Для установки на колонне разработали и реализовали проект усиления фюзеляжа внутренней пространственной фермой.
Как признается Михаил Прудников, изначально хотели самолетом украсить фасад музея. Это должна была быть очень зрелищная композиция: самолет как будто пронзает фасад музея, одной половиной «влетая» в него, а хвостом оставаясь снаружи. Но из-за проходящей рядом линии электропередач пришлось менять планы.
Хвостовую половину «Дельфина» торжественно открыли к просмотру во втором зале «Машин времени». А через пару недель в первом зале музея разместится и носовая часть редкого самолета. Фюзеляж «Дельфина» будет словно влетать в музей. Не сохранившиеся крылья заменят их графическим изображением на внутренней панели обшивки – к этим работам привлекут учеников художественного училища.
Но со временем Михаил Прудников мечтает объединить две половины «Дельфина» в единое целое.
Пополнение экспозиции музея новым экспонатом вызвало восторг у посетителей. Сейчас в «Машинах времени» - не протолкнуться. Вместе со взрослыми посетителями, сюда приходит и приезжает множество детей. И не только из Днепра. В день по несколько огромных автобусов доставляет экскурсионные группы школьников из других городов.
- Ваш технический музей «Машины времени» потрясающий! – признает руководитель такой группы Людмила Рябко, которая привезла на экскурсию около 40 школьников из Запорожья. – Для нас такая экскурсия – это возвращение в молодость, для детей – множество новых открытий. «Машины времени» удивительным образом переносят в мир прошлого, воссоздавая атмосферу, быт, настроение той эпохи, когда не было войны и все были счастливы…
Теперь в этом мире есть и самолет.
Наша справка. L-29 Delfin разрабатывался фирмой Aero (ЧССР) как основной реактивный УТС для использования всеми ВВС Варшавского договора. После успешных испытаний в 1961 году, где L-29 выиграл конкурс у польского УТС фирмы PZL TS-11 Iskra, было построено приблизительно 3600 самолетов, он использовался во всех ВВС стран Варшавского Договора. Но больше всего его было в СССР.
Самолет представляет собой цельнометаллический моноплан с тандемной кабиной для экипажа (двухместный), где место инструктора расположено сзади и чуть выше места пилота, с убираемым шасси, Т-образным хвостом и прямым крылом. Главными преимуществами самолета было наличие мощного двигателя и небольшого давления при взлете, что позволяло его использовать с неподготовленных, песчаных и болотистых взлетных полос, в варианте как УТС, так и легкого штурмовика. Самолёт учебный, тренировочный, учебно-боевой. Мог нести и сбрасывать две бомбы по 100 килограмм или два блока УБ4 по 4 неуправляемых ракеты С5 в каждом блоке. Имел фотокинопулемёт для фиксации стрельбы по воздушным и наземным целям.
Тактико-технические характеристики самолета:
Год принятия на вооружение - 1963
Размах крыла - 10,29 м
Длина самолета - 10,81 м
Высота самолета - 3,13 м
Площадь крыла - 19,8 кв.м
Масса, кг
- пустого самолета - 2280
- нормальная взлетная - 3280
- максимальная взлетная - 3540
Топливо, л
- внутренние топливо - 1050
- ПТБ - 2 х 150
Тип двигателя - 1 ТРД Motorlet М.701c 500
Тяга нефорсированная - 1 х 890 кгс
Максимальная скорость, км/ч
- на высоте 5000 м - 655
- на уровне моря - 615
Крейсерская скорость, км/ч
- на высоте 5000 м - 545
- на уровне моря - 525
Практическая дальность - 894 км
Боевой радиус действия - 640 км
Продолжительность полета - 2,30 ч.мин
Максимальная скороподъемность - 840 м/мин
Практический потолок - 11000 м
Экипаж - 2 чел
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |