23 сентября в медиацентре Забеба волонтер и по совместительству руководитель IT-направления ПриватБанка, советник председателя Днепропетровской облгосадминистрации Дмитрий Дубилет ответил на все вопросы днепропетровских журналистов об электронном правительстве. Смотрите, слушайте, читайте.
Аудитория сайта igov.org.ua колеблется от 1 до 10 тысяч человек в день, и очень зависит от внимания медиа.
С начала работы портала было подано около 10 тыс. заявок на получение госуслуг в электронном виде.
Над проектом одновременно бесплатно работают около 200 IT-специалистов-волонтеров, хотя всего зарегистрировано более 1,5 тыс.
Бюджет проекта – 800 долл. в месяц на покупку железа
В Украине 570 государственных услуг до конца этого года волонтеры около 50% всех государственных услуг планируют перевести в электронную форму, а до конца 2016 года хотят абсолютно все госуслуги перевести в он-лайн режим.
В Днепропетровской области запущено 35 госуслуг в электронной форме. До конца года будет 150.
Приват-24 существует более 13 лет, тем не менее 60% клиентов ПриватБанка оплачивает коммунальные услуги через кассу, а не он-лайн.
75% интернет-пользователей Украины пользуется Приват-24.
Расскажите пожалуйста, что у нас происходит с электронным правительством на уровне страны? И когда же оно будет, и когда журналисты смогут, не выходя из редакции, получать все цифры, касающиеся государства?
Начну, пожалуй, с небольшого вступления. В последнее время я действительно выступаю в двух ипостасях: с одной стороны, я IT-директор ПриватБанка, но с другой я имею честь входить в группу волонтеров, которые занимаются развитием портала государственных услуг igov. Этот проект строится на волонтерских основах. 200 IT-специалистов по всей Украине и даже по всему миру ночами, после работы, в свое свободное время работают над тем, чтобы создавать электронные сервисы и переводить бизнес-процессы государства в электронную форму. И государство за это не платит вообще ни копейки.
Парадоксально то, что тема электронного правительства в нашей стране обсуждается уже не первый десяток лет. Я помню еще те далекие времена, когда был студентом, и у меня тогда дипломная работа была посвящена теме электронного правительства. И все тогда говорили: вот, именно это надо обязательно внедрить! С тех пор были потрачены миллионы, а то и миллиарды, но, к сожалению, воз и ныне там. Особенно в том, что касается государственных услуг. Пока еще, чтобы получить определенную услугу, нужно куда-то идти, часто терять время на очереди, часто, к сожалению, раздавать кому-то деньги, чтобы вопрос решился скорее и так далее.
Мы занимаемся тем, что услуга за услугой – а таковых у нас в государстве 570 по последним оценкам – переводим их в электронную форму. Кстати, само словосочетание «государственная услуга» содержит в себе некоторую иронию, потому что ту кару господню, которая периодически спускается на граждан и представителей бизнеса, когда они вынуждены взаимодействовать с государством, уж никак услугой назвать нельзя. Тем не менее мы используем это словосочетание.
Около 2/3 всех областей Украины с нами заключили соглашения о бесплатной помощи по переводу этих услуг электронную форму. Так получилось, что в Днепропетровске этот процесс идет самыми быстрыми темпами. Наверное, это связано и с тем, что я здесь нахожусь и гораздо легче находить общий язык и договариваться с людьми, принимающими решения. Но, с другой стороны, надо отдать должное руководству нашей обладминистрации. Такой энтузиазм и такой необычный для госструктур подход к работе, который заключается в жесткой нацеленности на результат, и неприятие всяких бюрократических проволочек привело к тому, что сейчас в Днепропетровске запущено больше услуг, чем во всех остальных областях вместе взятых. И до конца этого года мы около 50% всех государственных услуг планируем перевести в электронную форму, до конца 2016 года мы поставили цель абсолютно все госуслуги перевести в электронную форму. И я не вижу причин, почему бы ми не могли достигнуть этой цели.
Вы можете привести примеры самых небанальных государственных услуг? Чтобы читатель узнал о такой услуге, и удивился – оказывается, это не я государству, а государство мне услугу оказывает.
Мы начали с того, что провели голосование среди граждан. Я запостил его в Фейсбуке, и достаточно большое количество людей приняло в нем участие. Самая востребованная услуга в нашей стране – это регистрация автомобиля в МРЭО. Страшно коррупционная тема, около полмиллиарда гривен в год вращается в коррупционных схемах. Нам удалось найти общий язык с ГАИ. И мы уже запустили эксперимент, пилот: во всех МРЭО Киева и пока что в одном МРЭО Днепропетровска мы уже сделали эту услугу в электронном виде. Еще одна знаковая услуга, мы ее только вчера (22.09.2015) запустили – это возможность подать заявление на помощь по уходу за ребенком он-лайн. Если раньше нужно было идти в собес, стоять в очереди, заполнять какие-то документы, то сейчас нужно только зайти на наш портал, заполнить форму и в течение 10 дней – а 10 дней это стандартный срок для всех услуг, хоть в бумажном, хоть в электронном виде – вам приходит ответ, что ваша заявка удовлетворена, и вы будете получать деньги на вашу карточку.
Но внедряются услуги довольно странно. Например, Арсений Яценюк с большой помпой презентовал услугу «электронный ЗАГС», потом журналист Забебы попробовала ей воспользоваться. Как выяснилось, заявку она подать может, но это не отменяет похода в ЗАГС с бумажками (подробности здесь).
Внедрять что-то первым всегда сложно. И если вы в числе первых пользователей какой-то системы, вероятность того, что она будет работать не так, как хотелось бы, выше, чем при прочих равных. С другой стороны, могу сказать, что законодательство однозначно предписывает для той или иной услуги обязательно явиться. Среди тех услуг, которые мы запускаем, большинство – такие, которые можно полностью оформлять в электронной форме. То же получение пособия и, кстати, получение субсидии, ряд других услуг, но есть другие, при которых нужно подавать документы лично. Но даже в этом случае предварительная электронная форма сильно снижает уровень коррупции. Почему?
Во-первых, потому, что ты приходишь на определенное время, а не занимаешь очередь с утра. Во-вторых, потому что ты уже заполнил удаленно заявку, в электронном режиме у тебя все проверили, и на месте ты уже только ставишь подпись. Кроме того, в наших госорганах, в частности в МРЭО, есть одна странная особенность. Там есть множество маленьких банков, которые на месте принимают платежи. С комиссией 60 гривен. И нигде в других местах эти квитанции нельзя оплатить. Это тоже своего рода пример коррупции. И та штука, которую мы в МРЭО запустили, подразумевает возможность оплатить квитанции в любом банке, либо через интернет-банкинг в несколько кликов мыши.
По поводу ЗАГСА. Тут есть еще куда расти. Например, чтобы заявления можно было подавать и без электронно-цифровой подписи, потому что далеко не у всех они есть. Мы шутили, что это сработает, только если женятся бухгалтер и частный предприниматель – те, у кого эти подписи есть. У физлиц их чаще всего нет. Тем не менее, инструмент верификации, который называется BankID, в будущем, возможно, появится и MobileID, существенно снижает порог входа в эти услуги. И, думаю, в ближайшее время мы договоримся с Минюстом, чтобы не только через электронно-цифровую подпись, но и через BankID это делать.
То, что весь этот процесс долгий, зависит еще и от смелости тех, кто принимает решения. Например, в Днепропетровской обладминистрации выделили отдельных юристов, которые всем доказывают, почему это можно, а не нельзя. Обычно юристы доказывают, что что-то нельзя, а здесь наоборот. Конечно, всегда находятся такие чиновники, которые говорят: пока это не прописано в Конституции Украины, я запускать не буду. С таким подходом пытаемся бороться.
Благодаря Днепропетровску, думаю, все это расползется по всей Украине достаточно быстро. Мы взяли на себя ответственность, показали, что это можно, что СБУ за это губернатора не арестовывает, и, я надеюсь, все остальные губернаторы быстро подтянутся. Они уже подтягиваются.
Сколько всего услуг в Днепропетровской области уже запущено в электронном виде и какие следующие действия?
Сейчас запущено 35 услуг. До конца года будет 150. Мы начали с очень больших, достаточно сложноподъемных, а дальше будут не столь массовые, о большинстве из которых вы наверняка не знаете. Кстати, чем критичней услуга, тем больше коррупционный риск – по моей оценке.
Из ближайшего, что мы запустим, это тоже очень востребованная услуга – регистрация места жительства и снятие с регистрации. Для этого мы работаем с государственной миграционной службой. Первая услуга с ними была получение загранпаспорта (несколько недель назад). Это одна из тех услуг, в которой без очного визита, к сожалению, не обойтись, потому что нужно получить этот штамп в паспорт. Но зато вы все заполняете заранее, приходите на конкретное время, не стоите в очередях. Вы просто даете паспорт, и вам там ставят штамп и отпускают. Мы очень надеемся, что это вместо нескольких часов в очереди будет занимать несколько минут, и сделать это вполне можно будет во время перерыва на обед.
Помимо массовых, есть еще множество немассовых услуг. У одного рыбнадзора их 30! Есть подозрения, что у этих услуг есть определенные коррупционные риски, их тоже будем переводить в электронную форму.
Насколько я знаю, среди волонтеров есть достаточно интересные и известные люди, сотрудники Google, Facebook…
Не могу сказать, что они очень известны, потому что это разработчики. Есть ряд разработчиков из банка, участвует много разработчиков из IT-аутсорсинговых компаний, таких как Ciklum. Есть волонтеры, которые не только в Украине работают, но и по всему миру. Один специалист из Сингапура, действительно есть специалисты из Google и Facebook из Силиконовой долины. Всего было зарегистрировано около 1,5 тысяч человек, но по факту регулярно участие принимают около одной-двух сотен. Мы старались построить работу таким образом, чтобы каждый специалист мог брать себе работу буквально на несколько часов, чтобы из кирпичиков создавалась общая картина. И это позволяет большому количеству людей принимать участие в проекте без больших жертв со стороны основной работы. Хотя, чаще всего, с жертвами со стороны сна.
Расскажите, пожалуйста, поподробней об авторизации, надежности и конфиденциальности информации, потому что люди переживают по этому поводу.
На сегодня есть два пути, как проходить онлайн-верификацию. Вообще, одним из краеугольных камней госуслуг является онлайн-верификация. Например, когда я подаю заявление, чтобы получить какую-то справку, мне нужно доказать, что я являюсь Дмитрием Дубилетом, а не кто-то от имени Дмитрия Дубилета решил поинтересоваться, например, моей судимостью. Как доказать, что я – это я? Просто ввести ИНН или паспортные данные недостаточно, так как эта информация не является секретной. Ее легко посмотреть, и есть куча баз данных, которые показывают ИНН наших граждан.
На сегодня есть два инструмента в Украине, которые позволяют делать онлайн-верификацию. Первый – это электронно-цифровая подпись. Это достаточно сложный инструмент, он есть у большинства юридических лиц и частных предпринимателей, потому что налоговая требует сдачу отчетностей в электронной форме, но, к сожалению, среди физлиц он не распространен. Что логично, потому что он сложный в обращении, нужно Java-клиенты какие-то устанавливать, работает через раз и так далее.
Второй инструмент, который мы подсмотрели на Западе, называется BankID. Смысл его в том, что вы входите через учетную запись своего интернет-банка, и даете таким образом банку разрешение отправить вашу информацию в госорган, который ее запросил. Например, справка о несудимости. Милиции нужна моя фамилия-имя-отчество, серия и номер паспорта и даже скан паспорта – они его распечатывают и подшивают. Зачем – это такой вопрос, но просят. И вот, если вы войдете через Приват-24 (если вы зарегистрированы в Приват-24) или в другой интернет-банк банка-участника BankID, то банк отправляет в МВД по вашему распоряжению серию и номер паспорта, скан-копию и так далее. Эти данные хранятся либо на серверах МВД, либо на серверах того же igov, если МВД хочет работать на этой платформе.
Конфиденциальность данных. По моей оценке, она на очень высоком уровне. По крайней мере, аудит безопасности делали те же специалисты, которые банковские комплексы строили. А на сегодня интернет-банк – это один из самых надежных комплексов в стране, потому что это деньги. С этой точки зрения уровень безопасности igov на очень высоком уровне.
Выгода для бизнеса и для жителей ясна, но какая от всего этого выгода самому правительству?
Из-за того, что я работаю в ПриватБанке, некоторые считают, что igov – это какой-то проект банка или коммерческий проект, но это не так. И мы с руководством несколько раз проговаривали эту принципиальную позицию: наш банк не имеет никаких преференций по сравнению с другими банками, и никаких преимуществ ПриватБанк не имеет. Кстати, волонтеры из других банков тоже входят в рабочую группу.
По поводу преимуществ. Конечно же, первое преимущество – это борьба с коррупцией. Для государства это, кстати, тоже хорошо. Еще один важный довод – это, конечно же повышение эффективности работы. Как и в любой постсоветской стране, количество госчиновников в нашей стране на душу населения просто зашкаливает. Количество чиновников, которые занимаются просто тем, что, условно говоря, перекладывают бумажки или перепечатывают слова, просто зашкаливает. А электронные услуги позволяют не только формализовать процессы, бороться с коррупцией, мониторить количество отказов и т.д., они позволяют очень сильно автоматизировать процесс.
Взять те же субсидии. Одно дело, когда к тебе приходит человек, заполняет от руки эту заявку, ты ему помогаешь, подсказываешь, потом пытаешься разобрать его почерк и вбиваешь в свою систему. Другое дело – и это первая стадия эволюции – когда вся валидация была сделана, все данные вбиты, и тебе только нужно их скопировать в твою систему, и все. Сейчас мы ведем переговоры о том, чтобы нам дали IP, и все данные напрямую шли в киевскую систему – тогда сотрудник вообще не будет нужен. Таким образом, получается, что существенно вырастает эффективность работы, и где-то 50-100 человек, которые заняты сейчас по обработке субсидий, у них существенно повысится эффективность труда и, например, этих сотрудников можно будет переориентировать на другие государственные задачи.
Пару месяцев назад вы делали заявление в Facebook, и его комментировали СМИ, о том, что волонтеры будут работать бесплатно, и о том, что уровень коррупции снижается. На счет бесплатности работы: есть такое предложение ввести альтернативную воинскую службу, на которой программисты могут сидеть в какой-то шарашке и отрабатывать, отдавать честный долг Родине?
Мы эту тему прорабатывали с Минобороны, с руководством обладминистрации. Может быть, нам удастся это сделать, если, не дай Бог, новая волна мобилизации начнется, то точно будем более активно лоббировать эту тему. По поводу того, что волонтер захотел, чуть поработал, а потом бросил. Да вы правы, именно в этом суть волонтерства – ты работаешь только тогда, когда у тебя есть вдохновение, есть желание. Сейчас у очень многих есть желание, и это поразительно. Народ же видит, что оно как-то движется, запускается.
Около 200 специалистов сейчас работает. И, страшно признаться, они говорят: дайте нам больше работы! Работа заканчивается, и каждая госуслуга похожа на другую, и для запуска новых услуг нам часто ничего не нужно заново программировать. Запустить услугу – это полдня работы, даже не нужен программист, достаточно бизнес-аналитика. И да, система построена таким образом, что если один человек два часа поработал и все, процесс движется дальше. Хотя мы понимаем, что через год-два энтузиазм может пройти, и нам надо искать какие-то формы, чтобы система продолжала работать, имея какое-то бюджетирование. Скорее всего, мы найдем какой-то или фонд на это, или переедем на баланс какого-то министерства – например, с Министерством экономики мы это обсуждали. И по моим оценкам, энтузиазма хватит на весь год, а может и больше. Ведь такие системы, как Linux или Android, они постоянно разрабатываются волонтерами со всего мира, уже десятки лет, поэтому, может быть, и не закончится энтузиазм.
Расскажите статистику по сайту igov.org.ua: количество посещений, сколько из них попытались воспользоваться услугами и скольким удалось? Это молодое поколение или более старшее?
Аудитория колеблется от 1 до 10 тысяч человек в день, и очень зависит от внимания медиа. Мы сейчас особо не вкладываемся в информирование населения об этом ресурсе, потому что мы понимаем, что мы сейчас на то стадии, когда большая часть услуг не реализована. Я думаю о том, когда выборы пройдут, мы более активно будем строить структуру, чтобы активисты на местах присоединились к работе и давили на местные госорганы, чтобы они переводили свои услуги в электронную форму. До выборов неохота этим заниматься, потому что сейчас и так много политики, а в будущем мы будем не только переводить госуслуги в электронную форму по всей Украине, но и агитировать за это.
Я недавно смотрел статистику: 10 тысяч заявок было подано с начала работы портала. Это очень мелкие цифры, по сравнению с тем, сколько услуг оказывается в стране, но, повторюсь, мы еще в той стадии, когда практически никто не знает о существовании такого портала.
По поводу того, на кого рассчитано. Например, я знаю статистику по коммунальным платежам. В нашем банке около 40% клиентов уже не пользуется кассой, они платят или через интернет-банк, или через терминалы самообслуживания. Чаще всего это более молодые люди, для пенсионеров пойти в кассу – не такая проблема, как для молодых людей. Но одно дело пойти в отделение и постоять там немного в очереди, и другое – пойти туда, не знаю куда, совать там кому-то взятки, потратить кучу нервов… Я считаю, когда мы выйдем на достойный уровень количества услуг, и когда население будет знать, что есть такая альтернатива – пойти залогиниться на портал легко, и подать какую-то услугу, у каждой бабушки или дедушки найдется внук, или сосед, или дочка, который поможет этой бабушке зайти на портал и подать заявку, вместо того, чтобы идти тратить свое время и нервы. Думаю, универсальная будет система, с точки зрения того, кто ею будет пользоваться.
Повторюсь, запуск электронных услуг не исключает потребление услуг в традиционном виде – никто не будет запрещать гражданам приходить и писать заявление на получене субсидии от руки, если человек так привык. Но, думаю, когда все войдут во вкус, будут предпочитать все-такие электронный формат, потому что интернет есть если не у каждого, то почти у каждого.
Можно уточнить: то есть, 60% клиентов ПриватБанка платят за услуги через кассу? Сколько существует Приват-24?
Или через кассу, или через оператора в отделении. Приват-24 существует 13 лет. Комиссия в Приват-24 меньше, чем когда ты платишь в кассе, комиссия в терминале самообслуживания чуть меньше, чем в кассе, но чуть больше, чем в Приват-24. С другой стороны, для пенсионеров у нас нет комиссии. И для них единственным стимулом платить через Приват-24 является возможность не идти куда-то. Но часто для пенсионеров это не аргумент. Когда я работал в отделениях, я часто встречал, что они туда приходят, становятся или садятся – у нас сейчас много стульев в отделениях – в очередь, общаются между собой, для них это как развлечение. Конечно, это спорный вопрос, потому что за ними всегда есть спешащие молодые люди, которые нервничают из-за этого. У нас сейчас программа идет – мы резко увеличиваем количество касс по стране, надеемся, что оно ускорит обслуживание.
Скажите, пожалуйста, с помощью BankID каких еще банков можно воспользоваться вашим сервисом?
К большому сожалению, при том, что техническая интеграция произошла с рядом банков, они еще официально не открыли эту возможность. Сейчас интеграция произошла с Ощадбанком, Фидобанком, банком Михайловский и со всеми крупнейшими банками на той или иной стадии идут переговоры, все предварительно согласны.
У нас все банки имеют интернет-банкинг. Другое дело, что у них нет всех тех функций, что в Приват-24, но возможность ввести логин и пароль, смс-пароль или какой-то другой второй фактор вполне ест у каждого банка. Интеграция – тут несколько дней работы. Там, скорее, организационно-политические вопросы принимает руководство банка. К сожалению, но это по всему миру так, руководство финансовых организаций принимает решения не так быстро, как хотелось бы. 75% интернет-пользователей Украины пользуется Приват-24, так что это достаточно большой охват. Но я очень хочу привлечь и другие банки, чтобы люди не думали, что я промоутом Приватбанка занимаюсь. Хочу, чтобы как можно больше было банков.
Планируете ли вы вот эти услуги, которые не до конца работают, ради которых нужно топать ножками, запустить полностью?
Конечно. Расскажу на примере справки о несудимости. До последнего времени, чтобы заказать справку о несудимости. нужно было два раза прийти в МВД: первый раз, чтобы написать заявление, мол, дайте мне эту справку, а второй раз – чтобы забрать. Мы сделали хотя бы первый шаг в электронной форме. То есть, вы подаете заявку по интернету, но, к сожалению, все еще прийти вы должны ногами. Следующая стадия, к которой мы подходим, — это возможность получить эту справку почтой. То есть, тебе идти никуда не нужно, приходит справка заказным письмом за 5 гривен или 12 гривен, сколько она стоит? Следующая стадия – чтобы МВД предоставляло эту справку в электронной форме, чтобы она приходила на e-mail с наложенной электронно-цифровой подписью МВД,
Но, для того, чтобы это стало возможным, нужно, чтобы те госорганы, которые просят гражданина доказать, что он не судим, что само по себе глупость, конечно, научились получать эту справку в электронной форме. Чтобы могли распознавать эту электронно-цифровую подпись, что это не фотошоп. И, конечно, мы рассчитываем на то, что это все эволюционирует в реестры, которыми будут пользоваться госорганы независимо от гражданина, и тогда вам вообще не нужно будет заказывать справку, а просто, когда нужно, госорган смотрит, судимы вы или нет (если вы даете ему разрешение).
То есть, вот эта эволюция на пять шагов. 500 услуг, но в рамках каждой услуги это – отдельная эпопея, отдельная война, которую мы ведем. Часто это проблемы политического толка, и особенно проблемы вокруг коррупционных схем особенно сложно продавливать. Иногда в законах оно прописано черным по белому, и не все соглашаются идти на нарушение закона, даже если от этого снижается коррупция. Абсолютно по каждой услуги, где невозможно ее получение удаленно, идет работа, чтобы это стало возможно. Даже регистрацию в том же МРЭО теоретически можно сделать так, чтобы номер и техталон тебе высылались. Можно сделать так, чтобы фото на загранпаспорт ты высылал, а не фотографировался на месте. Правда, что делать с отпечатком пальца, непонятно, но не все загранпаспорта требуют отпечатков пальцев, особенно, если ты перевыпускаешь его. Опять же паспорт может приходить заказным письмом через курьера. Работаем.
Приходилось слышать, что город Бирмингем 10 лет ежегодно тратит по 60 млн фунтов на создание электронного правительства, расходы других стран на это тоже соответствуют. Наши чиновники говорят, что Украина сейчас строит платформу, которая будет самая передовая в мире, соответственно и затраты на нее будут такими же. Есть ли какая-то методология, чтобы оценить уже стоимость работ теми же самыми волонтерами? И нужно ли нам самое продвинутое в мире правительство, если большая часть населения будет зарабатывать, грубо говоря, продажей картошки?
Первое: я не встречал мысль о том, что мы построим самое продвинутое электронное правительство, это возможно эмоциональная оценка. Но у нас действительно есть преимущество перед, например, Эстонией, которая строила его 10 лет назад, когда не было таких инструментов, как сегодня. Например, Эстония 10 лет назад сделала чипы каждому гражданину, сейчас, по моим оценкам, это не нужно, потому что сейчас есть смартфоны, у всех есть банковская карточка и, по-хорошему, тратить на это миллиарды не нужно. Хотя, кстати, с вот этими карточками есть глюк – все еще много политиков считает, что каждому человеку нужно раздать какой-то чип, я даже знаю, кто их выпустит, но не будем об этом. Но это пример того, как новые технологии весь этот процесс удешевляют.
Другой пример я могу привести такое явление как open source – технологии с открытым кодом. Можно строить на Microsoft или на Oracle и платить миллионы и миллионы за эти лицензии, а можно использовать такой же по качеству софт, но бесплатный. Наша команда является апологетом открытых лицензий. Кстати, в нашем банке тоже абсолютное большинство продуктов используется с открытыми лицензиями, и мы не платим Microsoft или еще кому-то. И это тоже очень сильно удешевляет работу.
Есть вопрос, конечно, «железа», но и оно каждый год становится все дешевле: то, что раньше стоило миллионы и миллионы, сейчас стоит десятки тысяч. Первые полгода работы igov я мог оплачивать из своего кармана. Мы размещались на Амазоне, который предоставляет услуги хостинга.
Бюджет до последнего времени был до 800 долларов в месяц за оплату того железа, на котором работает igov. Правда, сейчас уже трафик растет, и он постоянно будет расти. Но, к счастью, появилась украинская компания De Novo, с которой мы заключили меморандум, и которая предоставила свою площадку в Киеве абсолютно бесплатно на полгода-год. И это пример того, как проект потерял последнюю статью расходов в бюджете. Потому что в IT-проектах что самое дорогое? Это IT-специалисты. Тут же все бесплатно. Это лицензии. За счет открытых лицензий все бесплатно. И это железо, которое нам тоже удалось получить бесплатно.
В будущем, конечно, какой-то бюджет придется формировать. Повторюсь, если перейдет на баланс государства, это будет госбюджет, но, кстати, я не устаю повторять, я не понимаю, на что можно тратить десятки миллионов долларов? Это вопрос и коррупции, и неоптимальности бюджетов. Я понимаю, что это, максимум, сотни тысяч, а никак не миллиарды, которые уже были потрачены.
Учет какой-то есть, сколько трудочасов затрачивается на проект?
В человеко-часах сказать не могу. Но вот вчера я заходил на github – площадку, где открытый код выложен и логируется вся работа волонтеров. Кстати, любой из вас может зайти внизу портала по ссылке на github – это там, где работают все IT-специалисты. Там, по-моему, было около 6,5 тысяч задач решено за время проекта, а каждая задача – это от 2 до 20 часов. Поэтому цифру так сходу и не назову.
Как регламентируются сроки? Если я сделал запрос, как понять когда я получу ответ и если я не получу, что делать в этом случае?
Сейчас по умолчанию тайминги и порядок предоставления услуг не отличается от того, как если бы вы услугу заказували лично. Мы пишем все вроки на сайте. Уже сейчас система прозрачна: если где-то идет аномальное количество отказов или затягивание, то идет эскалация. Идет уведомление руководителю чиновника, в будущем, мы думаем, как сделать эту информацию публичной, но при этом не раскрывать какие-то данные. Мы надеемся, что за счет прозрачности эти тайминги будут выдерживаться более правильно.
Связано ли то, что вы занялись электронным правительством с вашей работой в ПриватБанке?
По поводу банка. Повторюсь, каждый волонтер, который работает в группе, в какой-то организации состоит. Многие думают, что я лоббирую интересы ПриватБанка, но, наверне, никуда от этого не деться. Но смотрите, здесь есть несолько аспектов, почему igov – это не ПриватБанк, и почему можно не беспокоиться, что банк начнет использовать его в каких-то коммерческих целях. Во-первых, я даю свое слово. Потому что представить, что я ставлю на кон свою репутацию и вдруг завтра оказывается, что все не так, как я говорил, и вся моя репутация летит в тартарары, я не готов. Я понимаю, что может быть в нашей стране с достаточно высоким уровнем цинизма со стороны публичных персон, это звучит не очень убедительно, тем не менее, это так. С другой стороны, сотни и сотни людей работают над этим проектом, и они контролируют каждый шаг. Каждый для себя принял решение, что он будет это делать бесплатно, потому что он поверил, что делает это для государства. Я завтра скажу своему программисту: вставь че-нибудь эдакое в коде, чтобы банку было интересно, мы тут же лишимся поддержки нескольких сот специалистов.
У нас горизонтальная структура. Если со мной что-то случится, и я перестану заниматься этим проектом, есть люди, которые могут меня заменить. Это не то, что держится на одном-двух-трех людях. Это не какой-то совет мудрецов, который всем рулит. И с этой точки зрения по моей оценке структура абсолютно устойчива. На сайте есть ссылка, и там можно посмотреть список всех волонтеров.
Было бы комфортней, если бы я нигде не работал и занимался этим проектом, но и зарплату надо как-то получать. С другой стороны, если бы я не работал в банке, мне было бы сложнее пробиться к губернаторам, министрам и т.д. Поэтому это не только мешает, но и помогает.
Мотивация волонтеров – это чистый патриотизм, или есть еще какие-то тайные «пряники»? Звезда на погоны дополнительная, строчка в резюме…
Я думаю, здесь всего понемногу. Часто участие в open source проектах – это хорошая строчка в резюме. Рейтинг на github – есть такое явление в IT-среде, он ценится. Мы надеемся, что чем дальше, тем больше такого будет. И правительство даст какие-то нематериальные награды. Например, мне удалось выбить 20 похвальных грамот от МВД, которые я раздам нашим основным участникам. Стимул есть. Но это все, конечно, меркнет, потому что я считаю, самое главное – это твое чувство самоудовлетворения, которое ты получаешь от того, что занимаешься таким важным проектом. И, наверное, это самая главная мотивация, которая и меня держит.
Нашим волонтером может быть кто угодно, кто разбирается в программировании. Мы используем Java, vpm activity и бесплатные базы данных. Чтобы присоединиться, надо зайти на igov, нажимает на ссылку внизу «присоединиться» и там есть простые и понятные инструкции.
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Если раньше на банки жаловались, что их сотрудники деньги воруют у граждан, то теперь любой сотрудник банка сможет получить любую госуслугу за другого человека. Даже глаза закрываются от возможностей для мошеннических схем.
Когда пойдут первые пострадавшие - кто отвечать будет? Волонтеры? Или Дубилет? Или "сам дурак"? Ответить | С цитатой