«Кафедра зелёной музыки» - название этой группы на слуху у меломанов города Кривого Рога уже с 2003года. В конце мая коллектив даст концерт в Днепропетровске , и в преддверии этого события у нас в гостях лидер группы, можно даже сказать «зав.»КАФЕДРОЙ» Валерий Карч.
Валерий, Вы - идейный вдохновитель группы, автор песен, как модно сейчас говорить «фронтмен» - как Вы сами определяете свой стиль, направление и есть ли оно вообще?
Мы не относим себя к какому-то определённому направлению, заранее ничего не продумывается. Рождается песня – приношу, аранжировка - дело совместное, но под руководством Юрия Зори, известного джазового композитора, исполнителя, аранжировщика. Юра работал с «Джаз-Хоралом» Александра Гебеля, в «Джаз Экспромте». Теперь вернулся из Киева в родной Кривой Рог, и мы играем вместе.
Андрей Грищенко - великолепный гитарист и просто музыкант « от Бога». Его трепетное отношение к ансамблевой игре, динамике, фразировке в какой-то степени вынуждает нас держать определённую марку, отмеченную некоторым академизмом. Да и остальные ребята, - вокалистка Вита, Юля, наша флейтистка, трубач Сергей, барабанщик Роман, все , если так можно сказать , прониклись духом «Кафедры».
Когда о нашей музыке говорят «не формат», мы уже не обижаемся. Вспомните, поначалу все появлявшиеся интересные команды всегда были не в формате (или «вне формата»). Любой интересный исполнитель, автор – он всегда выпадает из общего контекста. Что является форматом - трудно сказать. Если это заполонившая всё и вся фонограммная «попса», то мы можем гордиться тем, что не являемся «форматом»
Тематика Ваших песен поражает разнообразием, это и лирика, и социальная тема, и даже стёб. Песни для вокалистки «Кафедры зелёной музыки» Виты Переверзевой пишете тоже Вы. Как происходит «рождение» песни? Откуда черпаете вдохновение, Темы?
Я, как все люди, способен влюбляться, с нетерпением ждать весны и с грустью провожать лето, порой ворошу память, порой мечтаю о чём-то хорошем,- чем не почва для лирических излияний?
Я, как и большинство, живу в несовершенном мире, каждый день бьюсь за кусок хлеба, возмущаюсь низостям и крысиной грызне власть предержащих, со страхом гляжу в будущее, вот вам и социальная тема. Что там ещё? Стёб? Ну, это совсем просто – как у Леси Украинки: «Щоб не плакать, я сміялась»
А что до того, как происходит рождение песни, то это тайна, в том числе и для меня. Поэтому всегда изумляюсь, когда узнаю, что хорошая песня написана (придумана) на заказ, скажем к фильму или спектаклю.
В преддверии выступления в Днепропетровске, расскажите, что связывает Вас с этим городом?
Прежде всего, 5 лет учёбы на истфаке ДГУ, понятно, со всеми вытекающими из этого былыми влюблённостями, дружбами и тд. и тп. Это место первых самостоятельных шагов, вдали от папы и мамы. Сегодня, это место, где живут и трудятся (пардон за шаблон!) мои близкие.
Что слушаете сами? На какой музыке Вы выросли? Есть ли кумиры среди молодых исполнителей?
Вырос на популярной советской музыке: Бернес, «Самоцветы», «Песняры», Тухманов, Ивасюк, Пугачёва. И на украинской народной песне (мамина заслуга). Позже, огромное впечатление произвели западная рок-музыка, а из отечественных «Аракс», «Машина Времени», «ДДТ», «Воскресенье».
Кумиров нет ни среди молодых, ни среди старых. Есть уважение к таланту, белая зависть к творческим удачам и (странным образом) чувство сопричастности к их духовному миру.
Вы, – автор песен группы, наверное, единственный не имеете музыкального образования, Вас это как-то напрягает?
Напрягает и весьма изрядно. Во-первых, потому что элементарно не могу зафиксировать пришедшую на ум мелодию на бумаге. Во-вторых, порой, не могу вырулить из сложных гармонических дебрей, куда меня время от времени заносит, тут приходится полагаться на интуицию, а когда она молчит, то и вещь откладывается «до лучших времён». Ну и, в конце концов, в процессе обработки песни, ребята обсуждают что-то на своём языке, а я сижу дурак дураком, эдакий великий глухонемой. Как говорится, дышу ноздрёй и читаю «Мурзилку»
Ваши литературные пристрастия? Какую последнюю книгу Вы прочитали?
Последнее время читаю сравнительно немного. Хорошая книга, если мы говорим о беллетристике, это уход от твоей собственной действительности. В юности и в молодые годы, когда идёт накопление, в том числе и некого эмоционального опыта, книга – безусловное благо. Но горе тому, кто увяз в этом мире грёз! Он обречён, однажды осознать, что, отождествляя себя с героями произведений, обманывался. И в то время как они любили, страдали, совершали подвиги и подлости, выходили к барьеру или наживали состояния, ты, по сути, примазывался, присасывался к чужим жизням, безалаберно транжиря свою. Проще говоря, есть время мечтать и готовиться, есть время действия, и есть время вспоминать и подводить итоги. Сейчас я в середине пути, мне не до книг, и это правильно. И всё-таки иногда почитываю. Среди прочитанного в последнее время «Замыслил я побег» Ю. Полякова, «На Верхней Масловке» Д. Рубиной, «На задворках империи» В. Пикуля.
Вы, как историк по образованию и поэт по жизни, должны неплохо знать прошлое и тонко чувствовать настоящее. Что Вы можете сказать о проекте телеканала «Интер» «Великі українці», каков был Ваш выбор, совпал ли с выбором большинства?
Не как историк по образованию, а просто, как думающий человек, давно понял, что прошлое, впрочем, как и настоящее с будущим, покрыто мраком. Серьёзные учёные, не нам чета, изломали целый лес копий, пытаясь прийти к какому-то общему знаменателю в оценке исторических личностей. Но едва меняется социальный фон или открываются новые факты, как устоявшиеся, казалось бы, взгляды летят вверх тормашками. Один из ярчайших примеров – Иван Мазепа. Вчера, чуть ли не Иуда, сегодня, величайший политик европейского масштаба. Поэтому всенародное обсуждение, «кто более истории-матери ценен» философ Сковорода или «интегральный националист» Бандера, это, как спор кто кого победит – бузина в огороде или дядька в Киеве. (Хотя в условиях, когда нечего жрать, а всякая зима – стихийное бедствие, народ надо как-то отвлечь от дурных мыслей.)