Вдобавок ко всему многие попавшиеся на удочку мошенников не желают обращаться в милицию. То ли не хотят хлопот, то ли стесняются признаться в том, что «лоханулись». Доверчивость наших людей позволяет мошенникам вершить их черные дела.
Впрочем, обилие подобных преступлений побудило правоохранительные органы разработать алгоритм действий потенциальных жертв мошенников, выступающих в роли «благодетелей», желающих «отмазать совершивших преступления мужей и сыновей от правосудия с помощью небольшой мзды». Вопрос изучала корреспондент «Зори».
55-летнему жителю Желтых Вод позвонил неизвестный, представившийся сотрудником милиции, и сообщил, что его зять задержан за хранение наркотических веществ. За решение вопроса о не привлечении его к уголовной ответственности нужно перечислить 4 тысячи гривен. Пенсионер собрал лишь 3800 и немедленно через терминал перевел деньги на счет, который по телефону указал злоумышленник. Только после этого он позвонил зятю и узнал, что тот находится в командировке и что его, понятно, никогда не увлекающегося наркотиками, никто не задерживал…
К слову, именно пенсионеры с их советской наивностью в большинстве своем и становятся жертвами бессовестных соотечественников. Даже сотрудники милиции дались диву, когда к ним обратилась убитая горем 75-летняя женщина, перечислившая мошенникам 15 тысяч гривен за то, чтобы ее сын не был привлечен к уголовной ответственности за мифическое преступление.
Эта «вызволительная» сумма продолжает оставаться рекордной в области. Как правило, «благодетели» называют более скромные «тарифы». Кстати, сотрудники милиции выяснили, что один из центров телефонного мошенничества находился… в хмельницкой колонии. Из этого «места не столь отдаленного» и посылались тревожные сигналы нашим добросердечным соотечественникам, готовым обойти закон ради спасения своих близких.
Бывшие заключенные и по выходе на свободу весьма активно подзарабатывали таким способом. И, похоже, продолжают это делать. Ведь, по словам сотрудников милиции, поймать их на горячем весьма непросто: доказательством того, что жертва мошенников не добровольно перечислила деньги адресату, может являться разве что запись телефонного разговора. Если бы она была…
— Я стала невольным очевидцем подобного мошенничества, когда гостила у своих родителей, — рассказала корреспонденту «Зори» Светлана. — Среди ночи в квартире раздался звонок, папа взял трубку и услышал, что его сын, то есть, мой брат, в драке нанес кому-то серьезные увечья, поломал ноутбук, и спасти его от уголовной ответственности может только энная сумма. «Ну и пускай отвечает по закону», — ответил папа и положил трубку, то ли инстинктивно почувствовав подвох, то ли решив проявить принципиальную гражданскую позицию — не потакать взяточникам в милицейских погонах. А через несколько минут, взяв ключи от квартиры сына (он жил в соседнем подъезде), наведался туда. И что же — «набедокурившее дитя» спокойно спало в своей постели.
Светлане довелось «поучаствовать» и в еще одном телефонном мошенничестве, но уже не в качестве очевидца, а потенциальной жертвы. Как-то ей, продававшей в Интернет-магазине товар, позвонил представитель «юридического лица», вознамерившийся сделать покупку.
— Сказав, что для перечисления денег со счета юрлица на карточку ему необходимы данные моей карточки, предложил назвать секретный код на обратной стороне. Не заподозрив нечестной игры, я назвала секретные цифры! И только когда мнимый покупатель поинтересовался лимитом моей карточки, я наконец, поняла, что дело нечисто, прервала связь, тут же позвонила в банк и попросила заблокировать карточку, — рассказала Светлана.
Случай, происшедший с ней, является одним из самых распространенных среди видов дистанционного мошенничества. Достаточно часто владельцам «пластиковых денег» звонят также «представители банков», которые, ссылаясь на производственную необходимость, выспрашивают у «клиентов» секретные данные их карточек.
Таким способом был «вскрыт» не один электронный кошелек. От мошенников пострадали даже волонтеры, собирающие деньги для наших воинов и раненных солдат.
— Кто-то воюет, кто-то собирает каждую гривну на помощь стране, а какие-то подонки ищут легкой наживы, — заявила по этому поводу известный волонтер Юлия Сегеда.
Резонанс, который получили подобные преступления, позволяет надеяться на то, что наши соотечественники — то ли на своих, то ли на чужих ошибках — научились различать нечестную игру.
Чтобы преградить дорогу мошенникам, сотрудники милиции, разработали свои рекомендации на случаи возникновения форс-мажорных обстоятельств. И представители банков также не равнодушны к подлым кражам из электронных кошельков их клиентов и готовы своими советами помогать избежать опасности.
УВД предупреждает: инструменты аферистов — неожиданность и игра на эмоциях
Номер, как правило, набирается наугад (мошенники не часто звонят целенаправленно). Если отвечает женщина, тут же начинается словесная атака. Спрашивают, есть ли сын (муж, внук). Если ответ положительный, то «голос» сообщает, что он задержан работниками милиции или попал в любую другую беду.
Если женщина начинает нервничать, выспрашивать подробности, мошенник в восторге: жертва «на крючке». Аферисты — хорошие психологи, не дают человеку выйти из стресса, ведут диалог так, что потерпевшие соглашаются помочь родственнику и послушно выполняют советы «благодетеля». Жулики просят не отключать телефон, чтобы у жертвы не было возможности перезвонить родственнику и выяснить реальную картину.
Цель одна — выманить деньги, которые жертва должна перечислить на банковскую карточку, перевести на сим-карту мобильного телефона или передать наличными.
Чтобы не стать жертвой таких мошенников, надо следовать правилам:
Если вы все же попали в ситуацию, когда неизвестно кто, представившись милиционером, пытается вымогать у вас деньги за «решение вопроса», немедленно звоните в милицию. Этим вы полностью обезопасите себя от жуликов, либо, если вымогатель действительно является сотрудником милиции, поможете очистить ряды милиции от случайных людей.
Александр Дубилет, председатель правления Днепропетровского отделения ПриватБанка: Выучите одно простое правило
— Хочу сказать об одном очень простом правиле, которое убережет днепропетровчан от злоключений на этот счет: ПриватБанк никогда не звонит своим клиентам по своей инициативе, чтобы уточнить персональные данные. Мы никогда не спрашиваем девичью фамилию матери, смс-пароль, детали выписки или прочие подобные вопросы (задаем их только тогда, когда клиенты сами нам звонят).
Расскажите об этом простом правиле своим друзьям и родственникам. Объясните им, что нужно всего лишь следовать ему, и можно не испытывать боязни по отношению к банковским карточкам. Конечно, есть другие варианты мошенничества. Но здесь мы следуем простому принципу: если клиент не нарушал элементарных правил безопасности, мы возмещаем деньги потерпевшему за свой счет.
В нашем банке работает команда умных людей, которая каждый день запускает новые алгоритмы и правила, приостанавливающие подозрительные платежи (в таких случаях мы просим клиента подтвердить платежи дополнительно). Работа кипит ежечасно, и в среднем уровень мошенничества (учитывая процент пострадавших) сейчас стабильно снижается.
Кстати, до последнего времени, чтобы подтвердить платеж, который нам казался подозрительным, мы просили клиентов звонить к нам в колл-центр. Теперь подтвердить платеж можно и через чат на нашем сайте: https://privatbank.ua/ua/
Кстати
Ныне «набирает обороты» такой вид телефонного мошенничества, как предложения позвонить на платные номера. Нередко их дают «работодатели» в письмах, направляемых соискателям работы. Потому будьте внимательны — сверьтесь с кодами операторов и не набирайте непонятные вам номера (платные номера, как правило, начинаются на 070 и на 090).
Автор: Ольга Гречишкина
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |