Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.

ИСТОРИЯ ГОРОДА

Архитектурно-исторический обзор. Архитектура города 1943-1954 гг.


Разрушенный город после освобождения

Вид на Приднепровскую ТЭС со стороны пос. Старые Кодаки

Центральный железнодорожный вокзал

Памятник Григорию Петровскому на одноименной площади

Памятник Максиму Горькому

Жилой дом на улице Столярова

Угол просп. Карла Маркса и ул. Серова

Фонтан возле Оперного театра. Гроза приближается

Пл. Ленина

На пр. Карла Маркса

Угол пр. Карла Маркса и ул. Дзержинского

Угол ул. Криворожской и Рабочей
Из руин и пепла (1943-1954 гг.)

Тяжелые испытания выпали на долю города во время Великой Отечественной войны. В августе 1941 г. здесь начались бои на правом берегу Днепра. Стойко держались защитники. Только к концу сентября немецко-фашистские войска смогли овладеть левобережной частью Днепропетровска. Захватив город, оккупанты уничтожили более 30 тыс. военнопленных и почти столько же мирных жителей. 75 тыс. человек было угнано в Германию. Население города сократилось в несколько раз и в начале 1942 г. составляло менее 200 тыс. человек. Почти все промышленные предприятия были разрушены, уничтожено более 40 % «жилого фонда», выжжены парки и скверы. Центральный просп. К. Маркса — один из красивейших в республике — был превращен в руины. До основания были снесены жилые поселки на левом берегу Днепра, уничтожены школы и высшие учебные заведения, разграблены исторические памятники и культурные ценности. Осенью 1943 г. Советская Армия, нанося противнику тяжелые удары, подошла к городу. 25 октября войска 3-го Украинского фронта при решающем содействии 2-го Украинского фронта освободили Днепропетровск. Сразу же начались работы по восстановлению разрушенного города.

Промышленные объекты

В годы войны старейший металлургический гигант-завод им. Г. И. Петровского был эвакуирован на Урал и в Сибирь. Как только советские войска освободили город, завод вернулся в родные стены. Вся страна участвовала в его восстановлении.

Крупнейший трубопрокатный завод им. В. И. Ленина вернулся с Урала в это же время. Восстанавливались разрушенные цехи. Уже через год завод полностью включился в работу для нужд фронта.

В День Победы 9 мая 1945 г. мартеновская печь завода металлургического оборудования (ДЗМО) дала первую сталь, а в канун другого праздника — годовщины Великого Октября коксохимический завод им. М. И. Калинина дал первый послевоенный кокс.

На Нижнеднепровском трубопрокатном заводе им. Карла Либкнехта после войны была проведена реконструкция, позволившая освоить новые виды продукции. Колесопрокатные цехи завода стали одними из крупнейших в Европе. В 1950 г. была отправлена партия цельнопрокатных колес для Московского метрополитена.

После войны параллельно с восстановлением и реконструкцией старых заводов и фабрик строились новые промышленные предприятия.

В 1945 г. началось строительство радиозавода, ознаменовавшего появление в городе новой радиотехнической промышленности. Начиная с 1960 г., кроме радиоприемников, завод освоил выпуск телевизоров.

Спустя два года после войны стало в строй действующих новое предприятие электротехнической промышленности «Энергоуголь», снабжающее угольную промышленность страны аппаратурой и приборами, предназначенными для шахтного энергохозяйства. В 1950 г. предприятие было реорганизовано в завод селеновых выпрямителей, производящий автоматические устройства для систем технической безопасности в шахтах. Впоследствии он стал называться заводом шахтной автоматики.

В 1953 г. был заложен завод прессов с целью ликвидировать дефицит продукции, покупаемой за границей. Уже через два года пустили первый инструментальных цех, затем освоили выпуск прессов для производства клееной фанеры, необходимой мебельной промышленности.

Город крайне нуждался в новых источниках электроэнергии и тепла, поэтому в 1952 г. на острове Чапли приступили к строительству Приднепровской ГРЭС. Была заложена крупнейшая тепловая электростанция в стране с поселком городского типа, рассчитанным на 18 тыс. жителей. Таким образом, рядом с Днепропетровском возник город-спутник Приднепровск — один из наиболее благоустроенных малых городов республики, который впоследствии стал городским районом Днепропетровска.

Восстановление и реконструкция центра

После окончания войны начались работы над новым генеральным планом, в котором были учтены причиненные войной разрушения и намечены дальнейшие перспективы развития города. Был проведен конкурс среди архитекторов Киева и Днепропетровска. По результатам конкурса проектирование было поручено авторскому коллективу во главе с О. Малышенко из киевского Гипрограда.

Однако еще до окончания работ над новым генпланом архитекторы Днепропроекта в 1948 г. составили проект восстановления проспекта К. Маркса в Днепропетровске (архитекторы Б. Белозерский, И. Заиченко, П. Шевченко, Ф. Дерябин, В. Самодрыга, Л. Ветвицкий, Д. Щербаков, Б. Горбоносое, Т. Чуянов).

Центральный проспект почти полностью был разрушен. Практически его нужно было создать заново. Предварительно изучались оставшиеся после разрушений кирпичные остовы домов. Те из них, которые нельзя было использовать в дальнейшем, предстояло разобрать. Восстановление мыслилось как создание единого архитектурного ансамбля, связывающего между собой пять площадей. В проекте выполнено четкое структурное членение проспекта в соответствии с рельефом и функциональным назначением территории центрального ядра на следующие участки:

первый — идет от привокзальной площади до изгиба проспекта, имеющего на всем своем протяжении единственный перелом в месте пересечения с ул. Столярова;

второй — находится между парком им. В. П. Чкалова и пл. им. В. И. Ленина;

третий — лежит на крутом подъеме к вершине холма;

четвертый — соединяет Октябрьскую пл. с пл. Славы.

Центральный железнодорожный вокзал был уничтожен во время войны. Потребовалось строительство нового здания. В проекте реконструкции центральной магистрали архитектурному решению привокзальной площади уделено большое внимание. Отсюда начинается главный проспект, здесь складывается первое, наиболее запоминающееся впечатление о городе. В прошлом приезжих встречали неказистые маленькие домики, разбросанные по кривым переулкам, из которых незнакомому с городом человеку бывало сложно выбраться на расположенный рядом с вокзалом проспект. Городскому центру крайне необходима была представительная транспортная площадь. Она была сформирована зданием вокзала и прилегающими к нему многоэтажными жилыми домами.

Композиционным акцептом площади, безусловно, является вокзал, оконченный строительством в 1951 г. по проекту архитектора А. Душкина. Распластанное массивное сооружение замыкает торец площади. Центральный входной объем выделяется на фасаде. Огромная арка со сплошным остеклением издали воспринимается открытым проходом сквозь здание, символизируя ворота города. С боков арка обрамлена мощными глухими пилонами, в которых находятся служебные помещения. Залы ожидания расположены под прямым углом к проходному вестибюлю в симметричных крыльях. Архитектура железнодорожного вокзала послужила отправной точкой масштабного и композиционного решения всей площади.

Слева от вокзала по проекту Д. Щербакова построен 5-этажный жилой дом, который плавно заворачивается на углу, позволяя проспекту органично влиться в пространство привокзальной площади; справа — по проекту архитектора И. Заиченко был возведен еще один жилой дом. Первые этажи жилых зданий, отведенные под магазины и другие учреждения общественного обслуживания, добавляли к основному транспортному назначению площади дополнительную торговую функцию. Оба здания имели одинаковую отделку фасадов, и это придавало цельность и единство архитектурной композиции площади. Монументальность обеспечивалась широкими полосами горизонтальных членений. Нижняя полоса на высоту первых двух этажей была отделана штукатуркой, имитирующей естественный камень с крупномасштабной рустовкой стен.

Напротив вокзала, замыкая торец площади и уравновешивая всю композицию, был возведен 7-этажный жилой дом по проекту архитектора В. Зуева. Добавление двух этажей по сравнению с 5-этажными зданиями, фланкирующими длинные стороны площади, дало возможность перейти с двухъярусной на трехъярусную структуру фасада, необходимую для создания композиционной доминанты, перекликающейся с архитектурным объемом вокзала. Первый нижний пояс образован двухэтажным рустованным полем стены. На нем покоится трехэтажный ряд пилястр. Завершает здание полоса 2-этажных трехчетвертных колонн. Каждый ярус, по мере увеличения высоты, становится более легким, создавая выразительную тектоническую упорядоченность.

В 1976 г. архитектурно-художественная композиция привокзальной площади была завершена постановкой памятника Г. И. Петровскому (скульптор К. Чеканев, архитектор В. Сотников). Крупный масштаб скульптуры сделал ее центральным элементом архитектурного ансамбля, сфокусировав на себе все визуальные связи. Таким образом, архитектурная композиция площади была обогащена художественным произведением, а сама площадь переименована в честь пламенного революционера-ленинца.

Крупный масштаб жилых зданий, взятый в начале проспекта, был выдержан и в его продолжении. Недалеко от привокзальной площади главная магистраль города пересекается с ул. Горького, имеющей в этом месте большую ширину, чем сам центральный проспект (70 м против 55). Архитектор Д. Щербаков отметил угол пересечения двух улиц 8-этажной башней, являющейся составной частью протяженного жилого дома, который, начинаясь на ул. Горького, заворачивает на просп. К. Маркса, проходит по нему почти 100-метровый участок и делает еще один поворот на ул. Фрунзе. Дом, занявший сразу три улицы, образует большой уютный внутренний двор, в котором разместились площадки для отдыха населения. Построенный в 1952 г. на месте разрушенных войной зданий, он представлял собой новый шаг в проектировании жилья, Если раньше подобные здания возводили по индивидуальным проектам, то в начале 50-х годов развернулось строительство по типовым сериям секций. Жилой дом был скомпонован, в основном, из рядовых двухквартирных секций 7 серии, но с применением секции из трех квартир, что было бесспорным экономическим достижением по сравнению с использованием исключительно двухквартирных секций, распространенных в довоенное время. Автор внес небольшие изменения в серию, устроив лоджию в одной из комнат, в результате чего фасад обогатился вертикальным ритмом западающих ниш, создающих глубокий светотеневой эффект. В соответствии с обычной для того времени практикой, первый этаж был отведен под магазины, кафе, детский сад и ясли — все, что необходимо для повседневного обслуживания населения.

Долгое время противоположный угол улицы был не застроен. С большим трудом давался каждый восстановленный дом — не хватало ни сил, ни средств. Только в середине 50-х годов на месте случайно возникшего озера по проекту архитектора Л, Ветвицкого вырос монументальный многоэтажный жилой дом, композиционно завершивший пересечение просп. К. Маркса с ул. Горького.

Впоследствии, в 1977 г., на перекрестке двух магистралей — просп. К. Маркса и улицы Горького — был поставлен памятник Максиму Горькому. Писатель изображен устало опустившимся на камень, со сложенными на коленях натруженными руками. Кажется, что он присел отдохнуть в сквере, где утром и вечером движется мощный поток трудящихся и бывает особенно оживленно. Интересно задуманное художественное произведение — дипломная работа скульптора Н. Красотина. Удачно выбрали место для скульптуры в сложной градостроительной ситуации архитекторы II. Ниринберг и Д. Халявский.

Ровный, как стрела, просп. К. Маркса имеет, как уже было сказано, единственный изгиб при пересечении с ул. Столярова, и этому месту было уделено особое внимание в процессе восстановления центральной магистрали города. Архитектор В. Яковлев, проектируя жилой дом на углу просп. К. Маркса, использовал композиционную идею, заложенную в проекте послевоенной реконструкции проспекта. Здание, построенное в 1953 г., имеет скошенную центральную часть, возвышающуюся над боковыми крыльями. Ось проспекта нацелена на угол дома, контрастно выделенный из окружающей застройки несколькими ярусами поставленных друг на друга двух арок и колоннады. Выразительная композиция образует активный градостроительный акцент в застройке улицы.

При движении в обратном, направлении излом проспекта обозначен совершенно по-другому. Жилой дом, фиксирующий поворот магистрали, имеет не выпуклую, а вогнутую поверхность, причем смещен с угла ул. Столярова, так как на самом углу находится небольшой по высоте кинотеатр «Родина» (который не может взять на себя роль архитектурной доминанты). Л. Ветвицкий приступил к проектированию жилого дома в то время, когда в поле зрения архитекторов, осваивающих классическое наследие, попали национальные архитектурные традиции. Четыре фронтона, украшенные украинским народным орнаментом, венчают кровлю 6-этажного здания, которая видна издалека, даже с нагорной части проспекта, на расстоянии нескольких километров. Здание органично вписалось в окружающую градостроительную ситуацию, повторив в своей планировочной структуре изгиб проспекта — одна секция развернута по отношению ко всему зданию в точном соответствии с поворотом улицы.

В проекте восстановления главной магистрали для того, чтобы подчеркнуть композиционное значение изгиба проспекта, было решено именно в этом месте начать его расширение с 55 до 70 м, т. е. перепад ширины совместить с точкой перелома. В связи с этим предполагалось при восстановлении здания Русского драматического театра им. А. М. Горького передвинуть его в глубину парка. Перенос театра не был осуществлен. Сооружение было почти полностью разрушено, осталась целой одна стена главного фасада и ее решили сохранить. Восстановление театра велось под руководством архитектора М. Клебанова.

Второй участок проспекта начинался в месте его поворота и заканчивался на пл. им. В. И. Ленина. Здесь важно было раскрыть Днепр вдоль ул. Серова, что явилось бы конкретизацией планировочных идей, заложенных еще в довоенных генпланах. Поскольку в этом месте река и проспект ближе всего подходят друг к другу, здесь можно было создать уникальный градостроительный ансамбль, соединив проспект с берегом реки широкой зеленой аллеей. В иллюстрированной программе реконструкции проспекта напротив предполагаемого зеленого прорыва к Днепру изображен парадный вход в старейший городской парк им. В. П. Чкалова. Любопытно, что рисунок величественных пропилеев одного из руководителей авторской бригады восстановления центра города — архитектора Б. Белозерского, оказался почти без изменений перенесенным в натуру.

При дальнейшем движении от парка к пл. им. В. И. Ленина привлекает внимание вертикальная доминанта на углу просп. К. Маркса и ул. Серова. Архитектор Д. Щербаков создал башнеобразное завершение жилого дома, увенчанное шпилем, вполне уместным на этом отрезке магистрали.

При реконструкции проспекта авторы планировочного решения пытались изменить монотонную структуру улицы-коридора, предлагая широкую амплитуду зрительных впечатлений. За вертикальной доминантой следовал горизонтальный озелененный участок, который образовался на месте разрушенного здания — его не стали восстанавливать, раскрыв пространство перед стоявшим в глубине домом № 117.

Дальше на углу ул. Короленко высится дом В. Хренникова, при восстановлении которого, несмотря на практику повсеместного «переодевания» всех стилей в классицизм, было решено сохранить яркий образец украинского модерна. Архитектор В. Зуеа только упростил многоярусное завершение кровли и заменил сложную луковичную форму купола простой башней. Реконструируемый вариант оказался достаточно выразительным, ломающим динамичными вертикальными членениями привычные ступенчатые горизонтали прямых классических карнизов центрального проспекта.

Пл. им. В. И. Ленина, являющаяся, по сути дела, курдонером, образованным группой общественных зданий,— важнейшее композиционное звено на просп. К- Маркса. Два боковых симметричных крыла выполнены по проекту архитектора О. Петрова. Замыкает перспективу площади центральный корпус, построенный по проекту архитекторов А. Моторина и А. Нестеренко. На площади находится памятник В. И. Ленину. На высоком гранитном постаменте (архитектор А. Сидоренко) установлено шестиметровое бронзовое изображение вождя (скульпторы М. Вронский и А. Олейник). Создание новой площади размером 150 на 150 м потребовало определенных изменений проходящего рядом проспекта. Здесь было образовано единое открытое пространство, которое выходит на новую поперечную улицу, ведущую к Днепру. Чтобы четко обозначить начало этой улицы, в процессе восстановления универмага «Детский мир» к нему по проекту архитектора С. Тульчинского была пристроена гостиница «Центральная». Рядом с ней, в разрыве между домами» устроен декоративный бассейн с фонтаном.

Сразу же за пл. им. В. И. Ленина расположены два жилых дома. Они построены в начале 50-х годов, отличаются совершенством классических форм и играют важную роль в формировании архитектурного облика проспекта.

По нечетной стороне проспекта в 1953 г. по проекту архитектора О. Петрова возведен жилой дом, фасад которого напоминает о далеком ренессансе. Изящные балконы, украшенные элементами классического ордера, образуют сложный ритмический рисунок на стене здания. Огромные витринные окна первого этажа приглашают посетителей магазинов. С помощью технических средств авторы стремились свести к минимуму неудобства, привносимые в жилой двор погрузочно-разгрузочными операциями, связанными с работой торговых предприятий. Была предложена изолированная система доставки товаров через тоннель, проходящий под детскими площадками, прямо в подвал здания.

С другой стороны проспекта, занимая всю 140-метровую ширину участка между поперечными улицами К. Либкнехта и Харьковской, расположен еще один дом. Архитектурное решение его разработано в духе освоения классического наследия и представляет собой сочетание различных композиционных элементов: эркер и лоджия соседствуют на одном фасаде; части здания, имеющие прямо противоположное назначение — ловить солнечные лучи и защищать от них помещение — соединены имеете. Архитектор Г. Вегман увидел ситуацию, когда такое сочетание может быть не только оправданным, но и желательным. Фасады, выходящие на узкие или интенсивно озелененные улицы, оказываются затененными, а нижние этажи находятся в тени независимо от ориентации в течение всего дня. Поэтому было принято решение на южном фасаде здания лоджии нижних этажей заменить эркерами. Так возникла оригинальная выразительная композиция фасадов с динамичным сочетанием выступающих и западающих частей здания по высоте. Это решение было повторено в различных городах: сначала в Харькове, потом в Запорожье и Днепропетровске.

За ул. Баррикадной проспект резко поднимается вверх: здесь начинается третий его участок, лежащий на крутом склоне холма. При подъеме открываются великолепные панорамы нижней части города. Этот отрезок проспекта сильно пострадал во время войны. Сгоревшее здание университета в начале 50-х годов было восстановлено в первоначальном виде. На углу улиц Дзержинского и Гоголя на месте разрушенных зданий были возведены новые. Ул. Дзержинского и ее продолжение — ул. Гоголя пересекают проспект приблизительно в середине затяжного подъема. В композиционном отношении этот перекресток играет важную градостроительную роль. На одном из углов перекрестка архитектор Л. Ветвицкий поставил здание техникума. Оригинальность архитектурного замысла заключалась в выборе формы центральной части здания в виде ку'ба, смежные грани которого были украшены одинаковыми портиками, выходящими на разные улицы. Куб — символ вечности и надежности — был положен в основу архитектурного образа нового здания, возведенного на месте разрушенных войной построек.

Ул. Дзержинского огибает центральный городской холм, соединяясь с пл. им. Т. Г. Шевченко. Восстановление этой старейшей улицы Днепропетровска, намеченной еще в одном из первых генеральных планов города И. Старовым, велось с переходом на новый более крупный градостроительный масштаб. Чтобы не заслонять вершину холма, архитектор В. Самодрыга разорвал цепь сплошной застройки в месте поворота ул. Дзержинского, предложив развернуть три дома торцами к улице, в просветах между которыми проглядывает подымающийся вверх склон. Тактичное, бережное отношение к уникальному природному ландшафту позволило создать выразительную архитектурную композицию, органично увязанную с рельефом местности. Ул. Дзержинского заканчивается на пл. им. Т. Г. Шевченко у входа в парк. Полукруглая классическая колоннада, открывающая центральную парковую аллею, была выполнена в начале 50-х годов по проекту архитектора Л. Ветвицкого. Рисунок парковой ограды выполнил Б. Белозерский.

За оградой лежали развалины бывшего Потемкинского дворца. Здание было превращено в руины, от него остались одни только обожженные стены. После войны оно было восстановлено и реконструировано для Дворца культуры студентов (авторы проекта — архитекторы А. Баранский и С. Глушков). По ряду причин: с одной стороны, отсутствие исходных данных для реставрации дворца как памятника русской архитектуры, а с другой — наличие жесткой программы функционального использования — не удалось восстановить сооружение таким, каким оно было в конце XVIII в.

Пл. им. Т. Г. Шевченко через переулок сообщается с Октябрьской. Окружная петля, образованная ул. Дзержинского, вновь выходит на просп. К.Маркса, который, поднявшись на Октябрьскую пл., фланкируется двумя крупными жилыми зданиями. Одно из них — студенческое общежитие, построенное в начале 30-х годов в стиле конструктивизма. Напротив находится жилой дом, который при восстановлении подвергся значительным переделкам. Построенный в начале 1930-х годов по проекту Г. Швецко-Винецкого и Б. Кащенко Дом специалистов при восстановлении фасадов сменил свой конструктивистский облик на классический (архитектор В. Самодрыга). Здание отличается развитым цокольным этажом, где сосредоточены торговые и зрелищные учреждения, на проспект выходит магазин, на площадь — двухзальный кинотеатр. Размещение здесь зрелищного учреждения обогатило рекреационную функцию старинной площади города.

В проекте восстановления Октябрьской пл. авторы предложили сделать серьезные преобразования. На оси проспекта было решено соорудить вертикальную доминанту, завершающую перспективу бульвара в самой высокой точке. Таким сооружением, по их мнению, мог быть пантеон героев, павших во время Великой Отечественной войны, в сочетании с панорамой, изображающей взятие Днепра и города Днепропетровска частями Советской Армии. Так возникло проектное предложение создания грандиозного мемориала. Одновременно предлагалась полная расчистка проспекта от домов, построенных ранее. Октябрьская площадь рассматривалась как парковая. Этот факт интересен как свидетельство стремительной смены композиционных идей — возвращение к установкам классической школы, когда улицы с расположенными на них площадями составляли неразрывное композиционное целое, а не разорванные фрагменты. Это предложение по реконструкции Октябрьской пл. не было осуществлено — в то время берегли все, что могли, даже части уцелевших стен. Стоящий в центре Октябрьской пл. замечательный памятник русского зодчества — Преображенский собор тоже пострадал во время войны: была повреждена наружная отделка, испорчена настенная роспись. Реставрационные работы велись по проекту архитекторов М. Говденко и Е. Годованюк. Архитекторы сознательно решили не исправлять изменений, внесенных в проект А. Захарова в процессе строительства, восстановив архитектурный облик здания таким, каким он был до войны. Бригадой художников под руководством Г. Честнейшего, И. Антоненко при научной консультации А. Ноко реставрировались настенная роспись и лепка.

На другой стороне проспекта, напротив Преображенского собора, лежал в развалинах старейший в Днепропетровске Горный институт им. Артема, в восстановлении которого участвовал архитектор В. Горбоносов.

Восстановление Института инженеров железнодорожного транспорта, находящегося на ул. Университетской, вблизи от Октябрьской пл., явилось своего рода апофеозом архитектурных идей освоения классического наследия. Мощный шестиколонный портик нового корпуса закрыл со стороны улицы старое «конструктивистское» здание. Архитекторы В. Масленников и П. Рождественский в утонченной классической манере создали образ храма науки. Консультировал проект выдающийся мастер, родоначальник школы освоения классического наследия архитектор И. Жолтовский.

Восстановление городского центра — это не только процесс возрождения, но и преобразования его архитектурного облика. До войны главный проспект города обращал на себя, внимание большим количеством зданий, выполненных в модерне и конструктивизме — после восстановления в его облике явственно проступили черты классицизма.

Жилые и общественные здания

Ликвидация последствий войны, наряду с восстановлением разрушенного, требовала безотлагательного нового строительства. Не хватало жилья. Срочно развернулось массовое строительство индивидуальных малоэтажных жилых зданий. Проектирование индивидуального жилого дома, несмотря на кажущуюся простоту, представляет серьезный экзамен как для начинающего архитектора, так и для опытного мастера. Добиться успеха совсем не просто — ограничены технические возможности, скупы выразительные средства. На первый план выступают творческая мысль, умение из обычных материалов и простых конструкций создать нечто новое. Естественно, что такая задача оказывается по плечу только талантливым.

В то же время это прекрасная школа повышения мастерства, позволяющая непосредственно прикоснуться к богатым народным традициям. В Днепропетровске накоплен значительный опыт строительства индивидуального жилья. В 1920-е гг. одним из лучших в республике был поселок им. Фрунзе. Не уступил ему и поселок «Строитель», оказавшийся в числе лучших в послевоенное время. На южной окраине города был создан крупный жилой массив, в проектировании которого приняли участие не только местные архитекторы М. Клебанов, О. Петров, но и архитекторы Киева — Я. Штейнберг, М. Агуф, Г. Граужис. Тупиковая система планировки позволила надежно изолировать приусадебные участки от городского транспортного шума. Планировка самих зданий очень рациональна и продумана. Фасады украшены декоративными орнаментальными вставками в духе украинских традиций (художник Г. Довженко). Жилой дом по проекту архитектора О. Петрова рассчитан на одну семью, остальные дома — на несколько семей.

Вслед за малоэтажным индивидуальным строительством постепенно стали возводиться крупные многоэтажные жилые дома, причем не только на месте разрушенных войной зданий, а и на свободных территориях. Наиболее интенсивно в начале 50-х годов застраивалась ул. Рабочая, значительно раздвинувшая городские границы в южном направлении. Это одна из наиболее интересных магистралей, созданных в восстановительный период. Застройка кварталов, формирующих Рабочую ул.,— смешанная. В глубине прячутся 2-этажные здания 228 серии. На красную линию выходят 4—5-этажные дома, разработанные московским Горстройпроектом при участии архитектора В. Яковлева. Композиция зданий отличается простотой, изяществом, выразительностью, использованием традиций украинской народной архитектуры.

Набережная Днепра стала другим важным участком городского строительства того времени. Пятиэтажная застройка вышла к берегам реки. Днепропетровские архитекторы сделали ширину береговой полосы достаточно большой. Немалая заслуга в этом главного архитектора города той поры И. Заиченко.

Несмотря на всю тяжесть послевоенного положения, разруху и лишения, забота государства о детях стояла на первом месте. Надо было воспитывать подрастающее поколение, нужны были детские ясли, сады, школы. Советское государство выделило необходимые средства на усовершенствование типовых проектов дошкольных учреждений. Интенсивно велось в послевоенное время школьное строительство. В номенклатуре школьных помещений города обязательными стали спортивный зал и лаборатории.

В первые годы после войны широкое распространение получили специализированные школы фабрично-заводского обучения и ремесленные училища, которые были призваны обеспечить подготовку трудовых резервов страны. Школы ФЗО были укомплектованы специальными учебными мастерскими и общежитиями, обеспечивающими необходимые условия учебы и проживания учащихся. Удачным примером строительства таких объектов может служить построенная в 1949 г. в поселке им. Фрунзе по проекту архитектора М. Клебанова фабрично-заводская школа, состоящая из 3-этажного учебного корпуса и примыкающего к нему 2-этажного общежития.

Одновременно с правым застраивался и левый берег реки. У самого зеркала воды, в парке им. П. Воронцова по проекту Д. Щербакова в 1952 г. построена водная спортивная станция. Автору удалось органично объединить в объемно-пространственной композиции такие разные материалы, как железобетон и дерево. Рационально проведена вертикальная компоновка сооружения. Крыша эллинга служит основанием бытового корпуса с гардеробами и душевыми для спортсменов. Над бытовыми помещениями находится кают-компания. Эксплуатируемая кровля здания используется под открытую террасу. Все надстройки выполнены из деревянных конструкций, украшенных элементами классического ордера. Романтический образ архитектурного сооружения ассоциируется с кораблем, готовым выйти в плавание.

История города:

Ріг пр. Карла Маркса і вул. Московської,
1925
» Темы о городе:
- Архитектура
- Символика города и области
- Город по кусочкам
- Заметки о городе
- История города
- Исторические карты
- История городского транспорта
- Знаменитые люди города
- Исторический календарь


copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте