Годы выпуска: с 1986
Годы закупок в Днепропетровске: 1991-1992
В 1978 году на заводе им. Урицкого был построен опытный образец сочлененного троллейбуса ЗИУ-683 (или ЗИУ-10, как он называется по заводской нумерации моделей), созданный на базе классической модели ЗИУ-682. Этот троллейбус несколько лет испытывался в Москве, а впоследствии работал на московских маршрутах до 1987 года. Но наладить серийное производство новой модели тогда по каким-то причинам не получилось. Следующий опытный образец ЗИУ-683Б поступил в Москву в 1982 году. Он испытывался в Москве около года, а потом был возвращен на завод. Эти два первых троллейбуса имели незначительные внешние отличия от последующих серийных экземпляров: цельное переднее лобовое окно, широкий передний маршрутоуказатель и уменьшенное по высоте боковое окно кабины. Кроме того, на троллейбусе 1982 г.в. имелось одно важное техническое новшество - тиристорно-импульсная система управления тяговым двигателем (ТИСУ), впервые примененная на отечественных троллейбусах. В том же 1982 году был разработан троллейбус ЗИУ-684, по сути дела являвшийся модификацией ЗИУ-682 с ТИСУ. ЗИУ-683Б пошли в серию в 1986 году, но выпускались сначала в небольших количествах, поэтому в течение четырех лет поставлялись по разнарядкам только в Москву. В 1990 году сочлененные ЗИУ появились в Ленинграде, а массовые поставки в другие города начались в 1991 году, уже после распада СССР и с переходом от разнарядок к капиталистическим отношениям.
Первая партия из восьми ЗИУ-683Б поступила в Днепропетровск в октябре 1991 г. Четыре троллейбуса направили во второе депо, четыре других - в первое. Они нумеровались нулевым разрядом и получили №2001-2003, 1004, 1005, 2006, 1007, 1008. В 1992 году поступило еще 9 таких троллейбусов - 2 ЗИУ-683Б и 7 ЗИУ-683В, отличавшихся от ЗИУ-683Б реостатно-контакторной системой управления (РКСУ). Они все отправились в депо №1 и получили №1009-1017. Все поступившие в Днепропетровск ЗИУ-683 имели стандартную окраску - светлый (белый либо бежевый) верх и темный (синий, зеленый или красный) низ примерно до половины высоты бортов. В 1992 г. четыре ЗИУ-683Б из второго депо переправили в первое, заменив в номерах первую двойку на единицу. Дело в том, что эти троллейбусы имели недостаточно мощные двигатели и не подходили для эксплуатации в нагорных районах Днепропетровска. В связи с этим депо №2 было вынужденно выпускать свои ЗИУ-683Б только на "равнинный" 19-й маршрут, который не был таким загруженным, как, скажем, кольцевые А и Б. Однако на этом недостатки новых троллейбусов не заканчивались. Если с ЗИУ-683В особых проблем не возникало, то ЗИУ-683Б имели ненадежную и сложную в обслуживании ТИСУ, из-за чего пришлось осваивать новую технологию и создавать новую ремонтную базу всего для 10 троллейбусов.
В депо №1 ЗИУ-683 выпускались в основном на маршруты №17, №18 и №20, вперемешку с другими типами троллейбусов. Прибывшие в 1992 году из второго депо 4 троллейбуса сначала работали на №13, но в 1998 году также присоединились к остальным. В настоящее время ЗИУ-683 в основном работают только на №20.
В 1993 году в серию пошла новая модель сочлененного троллейбуса ЗИУ-6205. Несмотря на новый модельный индекс, это были всего лишь усовершенствованные ЗИУ-683. Однако в Днепропетровск эти машины не попали - в 1992 году на Южмаше запустили в серийное производство сочлененные троллейбусы ЮМЗ-Т1, и приобретать ЗИУ теперь не было никакого резона, тем более что ЮМЗ обладали значительными преимуществами.
Сейчас из 17 днепропетровских ЗИУ-683 на маршруты выходит только около десятка (на ходу в основном реостатные машины). Летом 2003 года был списан №1006, также в депо №1 "на приколе" стоят четыре или пять троллейбусов. Надеемся, что они еще обретут второе дыхание - ведь дефицит подвижного состава сегодня налицо, а новых сочлененных троллейбусов Днепропетровск не получал уже 8 лет.
Андрей Янковский, 2003 г. Днепропетровский троллейбус
Производитель: ТролЗа (г. Энгельс, Саратовская обл., Россия)