Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Чт, 18 квітня 2024
09:24

ПРО МІСТО

Днепровские прожекты или несколько "если бы..."

Параллельный город. То, чего уже нет, или никогда не было и не будет. Упущенные возможности, фантазии, прошлое и будущее. То, которое никто не видит…

Часть 1

Туристический центр –
По утверждению некоторых старожилов, бывали дни, когда в город и его пригороды приезжали гости с севера. Отдохнуть.
А что? Теплый воздух, яркое солнце, зеленые острова, заповедная речка Орель. Курорт - не горнолыжный, зато воднолыжный… Катера, яхты, байдарки, лодки напрокат…
Правда, все это разбавлено пром. дымком, а также местными москитами при полном отсутствии фумигаторов. Но при Союзе на это внимания не обращали.
Национальная волна к домам отдыха подбросила идею создания тур. комплекса “Фортеця Кодак”.
Милая идея. Кодак был, и кое-что еще сохранилось. Если восстановить, то будет, что посмотреть. Удобные подъездные пути, речная пристань, пляжи и древности – выгодный вариант.
Да, туристы и сейчас в Днепре бывают. Размеры посещений умеренные, но проходящие мимо теплоходы почти всегда замирают на денек. У нас есть свои landmarks (то, что видно издалека), и некоторым они даже нравятся.
Днепр, как туристический центр. Удивительно, но все бывает.
Дальше читайте условия.

Купола –
казанская церковьУ нас мало куполов. Вы замечали? Есть бетонные коробки, башенки, плоские и покатые крыши, пару шпилей, но мало куполов.
До конца 1930-х были… Убрали.
Дело не в только религии. С ними было спокойнее. Был город, над которым сияли купола…
Казанская, Александровская, Успенский собор… Их уже нет, и никогда не будет. Капли той православной культуры, которой жила вся нация.
С сочельником, с маленькими сквериками и садочками, с прихожанами, монашками и священниками…
В городе стали появляться новые купола. Но это другое…

Еще больше власти -
Сухо. В начале 1990-х в Украине была очень популярна идея нового административного устройства государства. Модель по типу федеративных республик: ФРГ, Канады, Щвейцарии. По одному из вариантов должны были возникнуть новые административные единицы – Земли, - объединение нескольких областей (необязательно точно по существующим границам). Сама Земля далее делилась на нечто среднее между существующими областью и районом. Таких Земель должно было быть несколько, например: Киевщина, Подолье, Галичина, Приднепровье, Донбасс (Донеччина), Причерноморье и т.д. около 7-10 единиц.
Центром земли Приднепровье должен был стать Днепропетровск. Ему бы подчинялись бывшие Днепропетровская, части Кировоградской, Запорожской, Полтавской, Николаевской, Херсонской обл. Такие города как Запорожье, Мелитополь, Кировоград, Кривой Рог, Александрия, Кременчуг стали бы центрами новых административных единиц следующего порядка в составе земли….

Днепр, как центр почти республики… такого шанса у города еще никогда не было. Амбиции были еще с Екатерины - “Южная Пальмира”, филиал Питера на юге… А шанса не было.

… При таком устройстве Земля получала большую самостоятельность в решение экономических и административных вопросов, чем существующая Область. Новоявленную Землю можно сравнить разве что с существующей в Украине Автономной Республикой Крым.
Однако, вскоре была отвергнута возможная федеративность Украины, и, дабы не допустить распада государства как унитарной державы, были прекращены всякие разработки и споры относительно статуса областей и Киева как столицы…

Восточный вокзал и highways над Днепром –
Пару транспортных легенд.
Вы часто бываете на Южном ж/д вокзале? Нет? Мало поездов? Желания туда идти?
Он “не очень” удобно расположен? То-то же…
Знаете ли вы, что как-то случайно мы потеряли Восточный вокзал… Напротив центрального за 6 км., в самом начале проспекта Маркса, над Днепром. Там, где сейчас всего лишь платформа…
Когда-то в послевоенные годы долго решали, где построить второй вокзал, в начале проспекта или на станции Лоцманская. В начале проспекта посчитали строительство более дорогим и не удобным. Вместо когда-то планируемой площади - поставили Монумент Славы.
Решили строить на Лоцманской. На отшибе города, на склоне, далеко от главных дорог. Большой зал, много стекла, бетонная коробка… Вечно пустой, вечно одинокий и скучный – наш Южный…
Восточный вокзал. Если б построили, то в Днепре стало бы два вокзала, а не полтора как сейчас. И просто стало бы больше поездов, гудков и встреч под часами…

Вторая легенда о дорогах. Кольцевых и просто. Кольцевую строят уже 5 десятилетий. И даже больше. Как только автомобилям на улицах стало тесно, так сразу и появились идеи отделить машины от пешеходов…
Еще в 30-х задумывалась кольцевая. Но тогда дороги не строили, строили заводы…
Потом в 60-х был пр. Ильича, мосты через балки, туннель под Карла Маркса, кольцо на левом берегу по ул. Каштановой, да на Донецкое шоссе, скоростной пр. Правды… Прожекты.
Кажется не хватило денег. Или желания.
Остались пробки и перегруженный центр. Пропало удовольствие от прогулок по проспекту, стала пугать Набережная. Отталкивает. Мечтой стало прохладное метро и подземные переходы.
Днепропетровск стал похож на маленький Каир. Мы шагнули восточнее и южнее. Теперь наше “Я” летом – это жара, душный воздух, треснутый асфальт, машины, маршрутки, машины и темный ароматный Днепр… Водители из провинции седеют от движения.
Прощай Европа. Странно, что нет минаретов.
А давайте сделаем дороги платными, сказали руководители, станет лучше. Давайте. Давайте сначала сделаем дороги, а то кругом одни тупики…

Технополис или Силиконовые балки –
Под понятием силикон здесь имеется в виду никак не упругая грудь или хим. элемент, а лишь легенда о долине в Калифорнии, где очень большая коллекция умных людей…
Итак, первый крупный всплеск неметаллургической инженерной мысли был в Днепре в конце 1950-х… Начало Космической эры… Зародыш Южмаша, который привлек в город тысячи образованных людей.
Но ракеты, ракетами, а город плавил сталь. И его знали как город-металлург, как город кипящего металла, как дымящую трубу, а не как инкубатор тонких технологий. Наукоемкая промышленность – больше денег, меньше шлаков, больше умных лиц, чище воздух…
Был хороший шанс в начале 90-х, когда металлургия задышала тяжело. Появились идеи: технополис вместо Петровки, фабрика киберсистем вместо коксохима и т. п. Но не появились инвесторы.
Металл дешевле. Прошло более пяти лет. Трубы набрали былую мощность снова. Промышленность подняла голову. В прежнем виде. С технологией начала века. 20-го.

Пришельцы (добрые) или …-надцатое чудо света –
Этот пункт нужен, потому как чуть ли не каждого осеняет подобная мысль. А что если они: пришельцы, инопланетяне, иновремяне, ино…, в общем, “Чужие”, но обязательно добрые, прилетят к нам… Просто прилетят. Но к нам. Эксклюзивно. В наше село. И поселятся на небольшой площади. Просто так, чтобы пожить… Осмотреться, поделится опытом.
Но чтобы добрые… Чтобы свой “конек”, чудо света…
О!
Тогда будет и технополис, и туристический центр, и власть, и сталкеры, и бешеные цены на землю, и дороги и Восточный вокзал… И…
Прямо вот тут у нас. Если не сразу, то быстро-быстро.
О!
So, будем ждать… Пока все тихо.

Продолжение следует...


Игорь Латышев, 2000

катя  (18.01.07 15:11): Жыву в Днепре 10лет и не знала что парк Шевченко такой разносторонний Відповісти | З цитатою
01  (02.09.06 22:55): про восточный вокзал не знал, не знал... видел платформу и не раз там бывал, но не задумывался.. а могло бы быть.. площадь, вместо монумента Славы, с десяток линий, и постоянный грохот поездов и прочие ж/д шумы в аудиториях металла/горгоного/химтеха.. всё к лучшему :) Відповісти | З цитатою
Gorod.dp.ua не несе відповідальності за зміст опублікованих на сайті рецензій користувачів, тому що вони виражають думку користувачів і не є редакційним матеріалом.

Gorod`ській дозор | Обговорити тему на форумах | Газета оголошень

copyright © gorod.dp.ua
Усі права захищені. Використання матеріалів сайту можливо тільки з дозволу власника.

Про проект :: Реклама на сайті