Dido, «Safe Trip Home»
Дома хочется покоя, тепла, чувства уютной норки размером с одну маленькую человеческую жизнь. Дома можно слушать Дайдо. Она не нарушит одиночества, не взломает уютный кокон. Она сама станет коконом, из которого, тихо шелестя словами-крылышками, выпорхнет невесомая хрупкая бабочка.
Музыка Дайдо, обыкновенная, как солнце и облака, простая и тихая, как ранее утро, ускользающая, как порыв ветра, – это скорее атмосферное явление, чем то, что принято считать продуктом поп-индустрии. Домашние нотки в голосе, кроткие инструменты, аккуратно дозированные эмоции – такой она дебютировала в конце 90-х, даже не предполагая, что слушатели так изголодались по сестринским интонациям, по этим мягким повадкам провинциальной родственницы, которая никого не судит, ничего не доказывает и никому не навязывается.
Успех Дайдо – может быть, самый непонятный музыкальный феномен начала 21 века. По итогам первых 8 лет нового столетия она оказалась однозначным триумфатором британского шоу-бизнеса. Распродав первые два альбома 20-милионным с хвостиком тиражом, Дайдо порядком озадачила музиндустрию.
Попробовать распутать эту элементарную с виду головоломку дает возможность ее третий альбом «Safe Trip Home», наследник по прямой линии своих предшественников «No Angel» (1999) и «Life For Rent» (2003), такой же сдержанный, неагрессивный и малословный (музыка тоже бывает неболтливой).
Если бы не смерть ее отца в 2006 году, работа над этими 11 песнями могла бы закончиться раньше. Да и звучали бы они иначе. Нет, черный призрак апокалипсиса не бродит по альбому – патетика не в стиле Дайдо. В чем ей не откажешь, так это в безупречном чувстве стиля: ничего лишнего, никаких крайностей, ни тени комильфо. Английский джентльмен в юбке.
Образ катастрофы, которой обычно овеяна смерть близких, смягчился и растворился в воспоминаниях, диалогах, не состоявшихся при жизни, в плавно обрисованных траекториях будущего, которое теперь станет другим. Что бы с ней ни происходило, кажется, Дайдо как певица не меняется с годами, да и менять тот удачный сценарий, по которому были срежиссированы ее первые альбомы, не имело смысла.
Диск «Safe Trip Home» выдержан в пастельных тонах, окутан легкой минорной дымкой, настроен на камертон ее теплого, чуть шершавого и, в общем, совершенно обычного голоса. Посвящение в таинство начинается не с первого, типично дайдовского трека, а со второй композиции «Quiet Times», подсаженной, как на иглу, на пару дурманящих гитарных аккордов, идеально пульсирующие ударные и прорастающие сквозь них тонкие линии струнных. Из этого заповедника выходишь в состоянии легкого эмоционального опьянения.
Сеанс гипноза, проходящего в такой обыденной с виду обстановке, продолжаетcя под аккомпанемент чисто британской мелодии «Grafton Street», величавой и плавной, как ночная Темза. Написанная в соавторстве с Брайаном Ино, эта песня приправлена такой нежной, словно обреченной флейтой, что еще чуть-чуть – и, кажется, призрак «Титаника» вспорет черную гладь воды.
Сохраняя царственное самообладание, Дайдо ведет слушателей дальше – по широким панорамам композиции «Look No Further», в которой есть время и место для бесконечной грусти, доверенной струнным оркестровкам, и почти голливудской надежды впереди, разыгранной теми же струнными. Абсолютно «дайдовская» песня, с характерными гармониями и по-новому артикулированным давно знакомым сюжетом.
По концентрации отрешенности и английского сплина на один децибел гитарная мелодия «The Day Before the Day» может тягаться с самыми депрессивными вещами Radiohead, а немудреная песенка «Let’s Do The Things We Normally Do» напоминает простые и чистые истории, которые любит рассказывать Сьюзан Вега.
Взяв на себя достаточно большую ответственность как автор текстов, композитор и сопродюсер, Дайдо отдала часть полномочий брату Ролло Армстронгу, продюсеру и музыканту Джону Бриону (Jon Brion), работавшему, среди прочих, с Фионой Эппл и Руфусом Уайнрайтом. Соавторство ряда мелодий принадлежит также Брайану Ино и Кларенсу Гринвуду (Clarence Greenwood), он же Citizen Cope, а изящной и небанальной перкуссией альбом обязан Мику Флитвуду (Mick Fleetwood) и Квэстлаву (Questlove).
Всем остальным «Safe Trip Home» обязан самой Дайдо – источнику теплого, спокойного и очень женского света посреди агрессивной электрификации и унификации шоу-бизнеса.
Трек-лист:
1. Don't Believe in Love
2. Quiet Times
3. Never Want To Say It's Love
4. Grafton Street
5. It Comes and It Goes
6. Look No Further
7. Us 2 Little Gods
8. The Day Before The Day
9. Let's Do The Things We Normally Do
10. Burnin' Love
11. Northern Skies.
Music.com.ua