ILYA, «Carving Heads on Cherry Stones»
Бристольцы Ilya уже умирали за красоту (на своем дебютном альбоме «They Died for Beauty»), живописали скромное обаяние буржуазного графства Сомерсет, соседнего с Бристолем (на своем втором диске «Somerset») и, наконец, вносят свой вклад в музыкально-сувенирное производство, вырезая головки на вишневых косточках, – именно так и называется их третий альбом.
Называйтесь хоть горшком, только не меняйтесь! – так и хочется сказать действующим лицам и исполнителям всех ролей в ансамбле – музыканту и продюсеру Нику Пуллину (Nick Pullin) и вокалистке Джоанне Свон (Joanna Swan).
Какими бы топографическими, ремесленными или эстетскими изысканиями ни занимался этот уникальный тандем, подтекст всегда один: лучше журавль в небе, чем синица в руке. С той только разницей, что своего журавля они придумали сами, сами вдохнули в него жизнь, подарили голос и выпустили на свободу.
Пластинка «Carving Heads on Cherry Stones» – это 36 минут сбывшейся сказки, 10 журавлиных историй о самом хрупком и уязвимом, что есть у человека, – о его мечте. На своем втором альбоме «Somerset» группа мечтала в режиме реального времени – сделав запись максимально вживую. Третья работа так же хлещет живыми страстями или по капле сочится прозрачной живой водой, от которой пелена спадает с глаз и все чувства сводятся к одному – к слуху.
Ilya давно не пользуются чистыми красками. Джаз, даунтемпо, трип-хоп, барок-поп, этника – это только бирки на тюбиках, содержимое которых они смешивают в самых странных пропорциях. Странность усиливается всеми способами – и шепчущей приджазованной перкуссией, и внеформатной гитарой в диапазоне от эфемерной акустики до электричества, и, конечно, фирменным вокалом Джоанны Свон с модуляциями от оперного сопрано до хриплого джазового контральто.
Намек на экспериментальный электронный кортеж, заявленный в стартовом треке «Prairie Dogs», так и остается намеком. Лейтмотивом альбома становится драматичный диалог голоса и гитары, готовый впасть в нирвану, отдаленно – и только интонационно – напоминая Portishead («The Colour Coral» или «Haunting»), или перенестись в жаркую, пряную, иррациональную Испанию с символичной корридой (на полотнах Пикассо), с кастаньетами, со средневековыми улочками и фильмами Педро Альмодовара (шикарный «Geranium» и сумрачный «Spring»). Этот диалог может окружить поэтичной русской тоской («Collide») или окунуть в кельтские тайны («River of Light»).
Еще одна тайна, которая на этом альбоме становится явью, – это интонационная близость Свон и грузинской джазовой дивы Нино Катамадзе. Их душевное родство открывается во всех вещах, плывущих по свободной джазовой траектории. Призрачная мелодия «Mr Indigo Jones» словно была написана специально для Катамадзе. Вместе с британской коллегой Нино идеально спела бы и другую потрясающую композицию «Into Hapiness», о которой только и можно сказать: «Нет повести печальнее на свете».
Нет повести красивее на свете, чем «Carving Heads on Cherry Stones», самый нежный и утонченный альбом 2009 года.
Трек-лист:
1. Prairie Dogs
2. The Colour Coral
3. Geranium
4. Mr Indigo Jones
5. Haunting
6. Into Happiness
7. River Of Light
8. Collide
9. Spring
10. Soto.
Music.com.ua