Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
пн, 23 декабря 2024
10:51

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

35 лет назад над Днепродзержинском разбилась футбольная команда Пахтакор

|«« «« »» »»|

Столкновение двух Ту-134А в небе над Днепродзержинском, произошедшее 11 августа 1979 года, стало одной из крупнейших авиационных катастроф в истории гражданской авиации в мире. С того трагического дня прошло ровно 35 лет. Как и почему все это произошло?

В тот день харьковские диспетчеры работали в интенсивном режиме

В тот день в 13.35 в небе в районе Днепродзержинска на высоте в 8400 метров столкнулись два Ту-134А компании «Аэрофлот», в результате чего погибли все 178 человек, находившиеся в них. По числу жертв эта авиакатастрофа занимает теперь уже второе место в истории Украины и второе из столкновений самолетов в воздухе. Среди погибших оказались 17 членов узбекского футбольного клуба «Пахтакор», из-за чего трагедия получила особый резонанс.

Харьковский радарный центр единой системы управлением воздушным движением, осуществлявший проводку этих бортов в зоне своей ответственности, характеризовался высокой интенсивностью полетов, так как через его зону ответственности проходило большое число воздушных трасс, из-за чего его авиадиспетчерам приходилось часто вести до десятка самолетов одновременно.

11 августа в утреннюю смену заступила бригада авиадиспетчеров, начальником которой был Сергей Сергеев. На самый трудный Юго-Западный сектор он поставил малоопытного диспетчера 3-го класса, фактически еще стажера, 20-летнего Николая Жуковского. Контролировать работу Жуковского было поручено диспетчеру 1-го класса 28-летнему Владимиру Сумскому. Хотя по инструкции следить за малоопытным диспетчером должен был сам начальник смены. Известно, что в тот день через сектор должен был пролететь литерный правительственный рейс, который выполнялся самолетом Ил-62. Но он зону Харьковского УВД пролетел еще в 12.00, то есть за полтора часа до катастрофы. Таким образом, в тот день обстановка в Юго-Западном секторе Харьковского радарного центра была вполне обычной, хотя небо было затянуто кучевыми облаками высотой до 9000 метров.

Борт СССР-65816

Ту-134А борт №65816 Кишиневского авиаотряда на момент катастрофы имел в общей сложности 12739 летных часов и 7683 посадки. В тот день самолет совершал рейс 7628 сообщением Челябинск — Воронеж — Кишинев. В 12.54 он вылетел из аэропорта Воронежа и после набора высоты занял эшелон (задаваемая авиадиспетчером высота полета) 8400 метров. На его борту находились 88 пассажиров: 64 взрослых и 24 ребенка.

Борт СССР-65735

Ту-134А борт №65735 Минского авиаотряда на момент катастрофы имел в общей сложности 10753 летных часа и 7075 посадок. В тот день самолет совершал рейс 7880 сообщением Ташкент — Гурьев — Донецк — Минск. В 13.11 рейс 7880 вылетел из аэропорта Донецка и после набора высоты занял эшелон 5700 метров. На его борту находились 77 пассажиров: 12 детей и 65 взрослых, в том числе команда ташкентского «Пахтакора», летевшая на матч чемпионата СССР по футболу с минским «Динамо».

Хроника трагической ошибки

В 13.17.15 с диспетчером Юго-Западного сектора связался только что вошедший в его зону молдавский Ту-134 и доложил, что он находится на эшелоне 8400 метров и рассчитывает пролететь зону сектора в 13.43, а также запросил разрешение подняться на эшелон 9600 метров. Диспетчер Жуковский нанес на график ориентировочное время пролета данным самолетом контрольных точек. Но, весьма вероятно, от утомления он запутался и указал эти данные с опережением графика. Однако разрешения на эшелон 9600 Жуковский не дал, так как на данном эшелоне над Красноградом в это время находился попутный самолет Ту-134А Архангельского авиаотряда.

В 13.25.48 на связь с диспетчером Жуковским вышел белорусский Ту-134, который за 14 минут до этого вылетел из Донецка. Экипаж доложил, что находится на эшелоне 5700 метров, тогда как по графику им был приписан эшелон 9600 метров, а также указал расчетное время пролета контрольных точек Днепропетровск в 13.34 и Кременчуг — в 13.44. Жуковский подтвердил местонахождение самолета и дал указание занимать временно эшелон 7200 метров.

В 13.27.50 молдавский борт доложил о пролете Краснограда на эшелоне 8400 метров. Это была последняя радиосвязь с молдавским Ту-134А.

В 13.30.40 белорусы доложили о занятии эшелона 7200 метров при удалении от Днепропетровска на 25 км. Диспетчер подтвердил их местоположение и дал указание подниматься до высоты 8400 метров. Через 3 минуты борт 65735 доложил о занятии эшелона 8400 метров и о пролете Днепропетровска, хотя на самом деле авиалайнер находился уже в 13 км за ним. Малоопытный Жуковский неправильно опознал их отметку на радаре и подтвердил пролет Днепропетровска. Теперь, неправильно идентифицировав данный самолет на радаре, он увидел, что на встречном курсе на эшелоне 9000 метров находится Ил-62 Ташкентского авиаотряда, в связи с чем дал указание белорусам пока держаться на высоте 8400 метров.

Борт 65816 шел по воздушному коридору Магдалиновка — Днепродзержинск с курсом 201°, а борт 65735 — по коридору Днепропетровск — Кременчуг с курсом 300°. Эти коридоры пересекались под углом 99° северо-восточнее Днепродзержинска. Однако Жуковский ошибочно предположил, что опасного сближения самолетов не будет.

Но тут диспетчер Сумской, который был поставлен у Жуковского наставником, слыша его переговоры с экипажами самолетов и увидев на экране сближающиеся отметки, осознал катастрофичность ситуации и попытался исправить ее. Для этого он принял решение перевести Ил-62 на эшелон 9600 метров, а белорусский Ту-134 — на освободившийся эшелон 9000. В 13.34.07 Сумской приказал ташкентскому Ил-62 подниматься до высоты 9600 метров, после чего приказал белорусам подниматься до высоты 9000 метров. Летя на высоте 8400 метров в облаках, экипажи самолетов не могли видеть друг друга.

В 13.35.38 с экранов неожиданно последовательно пропали отметки обоих самолетов. Жуковский попытался связаться с ними, но те не отвечали.

В 13.37 с Харьковским диспетчерским центром вышел на связь командир самолета Ан-24 Донецкого авиаотряда, выполнявшего рейс Черкассы — Донецк, и доложил, что в районе села Куриловка видит падение обломков самолета.

Это означало, что за минуту и пять секунд до выхода на связь экипажа донецкого Ан-24, белорусский Ту-134 под углом 95° врезался в молдавский борт.

В момент столкновения

Концом правой плоскости крыла он разрубил у молдавского Ту-134 верхнюю часть кабины и начало салона, убив сразу всех находящихся там, а у него самого оторвало часть крыла, обломки которого полетели в его же правый двигатель. Молдавский самолет от удара развернуло вправо, а белорусский — влево, после чего авиалайнеры столкнулись хвостами, при этом молдавский левым двигателем снес белорусскому киль, а ему самому оторвало всю правую плоскость крыла. Молдавский борт сразу развалился в воздухе на несколько частей. Пилоты белорусского борта пытались выровнять самолет и совершить аварийную посадку, но на высоте около 4300 метров лайнер потерял управление и, перейдя в крутое пике, врезался в землю. Погибли все находящиеся в обоих самолетах 178 человек (94 в молдавском и 84 в белорусском), включая 36 детей и 17 членов футбольной команды «Пахтакор».

По результатам расследования, проведенного Генеральной прокуратурой СССР, Николай Жуковский и Владимир Сумской были осуждены на 15 лет лишения свободы каждый, а Сергей Сергеев — уволен из ГВФ без учета выслуги лет

Список погибших членов команды

Равиль Рустамович Агишев

Михаил Иванович Ан

Олим Масалиевич Аширов

Сирожиддин Ахмедович Базаров

Константин Александрович Баканов

Юрий Тимофеевич Загуменных

Шухрат Мусинович Ишбутаев

Александр Иванович Корченов

Николай Борисович Куликов

Владимир Васильевич Макаров

Сергей Константинович Покатилов

Владимир Валиевич Сабиров

Идгай Борисович Тазетдинов (тренер)

Мансур Инамджанович Талибджанов (администратор)

Владимир Иванович Федоров

Владимир Васильевич Чумаков (врач)

Виктор Николаевич Чуркин.

В августе 2009 года на месте падения белорусского Ту-134А, в двух километрах северо-восточнее Куриловки, на средства друзей и поклонников того состава «Пахтакора», вдова тренера Алла Тазетдинова и скульптор Рустем Ирсаев установили памятник.

Крупнейшие столкновения самолетов в воздухе по вине диспетчеров

12 ноября 1996 года в Индии произошло столкновение в воздухе авиалайнера Boeing 747 авиакомпании Saudi Arabian Airlines и транспортного самолета Ил-76ТД, принадлежащего Казахстану. В результате столкновения и последующего мощного взрыва погибли 349 человек. Катастрофа двух самолетов над Дели — наибольшая по числу жертв при столкновении двух самолетов в воздухе.

В ночь с 1 на 2 июля в небе над Германией, над Боденским озером, столкнулись из-за ошибки швейцарских авиадиспетчеров Ту-154 «Башкирских авиалиний», совершавший чартерный рейс по маршруту Уфа — Москва — Барселона, и грузовой Boeing-757 компании DHL. В результате погибли 52 ребенка и 19 взрослых — пассажиры и экипажи обоих самолетов.

Крупнейшие авиакатастрофы в небе Украины

Третье место по количеству жертв занимает катастрофа Ан-10А «Аэрофлота», произошедшая 18 мая 1972 года.

Выполнялся плановый рейс Москва — Харьков. В 10.39 самолет произвел взлет из аэропорта Внуково. В 11.44 на подлете к аэропорту Харькова экипаж подтвердил диспетчеру полученное указание на снижение до высоты 1500 м и посадочный курс 263°. В 11.53 метка самолета исчезла с экрана радара.

Во время снижения с высоты 4500 до 1500 м на высоте 1700 м началось усталостное разрушение плоскостей крыла. Обломки самолета были обнаружены в 20 км от аэропорта, между селами Борщевая и Русская Лозовая Дергачевского района Харьковской области. В авиакатастрофе погибло 122 человека, в том числе популярнейший пародист Виктор Чистяков.

Крупнейшей на данный момент авиационной катастрофой в небе над Украиной стал сбитый над территорией Донецкой области в районе города Торез Boeing 777 «Малазийских авиалиний». Погибли 298 человек пассажиров и экипажа, включая детей. Но пока не закончено расследование катастрофы, говорить о ней подробно преждевременно.

Gorod.dp.ua на Facebook.

Читайте также:

1  

Lekar  (11.08.14 14:59): Это всё неправда !
В СССР самолёты не падали !
1

Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
19
млрд. гривен бюджет Днепра на 2025 г.

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте