|«« | «« | »» | »»| |
Суконная фабрика, провиантские склады, а в недавнем прошлом хлебзавод №1, - это одно из первых каменных зданий Екатеринослава (1825 года постройки) и первое крупное промышленное предприятие города. Оно было возведено в соответствии с канонами архитектурной классики, имеет трехчастную композицию: центральную часть с десятью мощными греко-дорическими колоннами и два симметричных крыла с рустовкой в полтора этажа. Суровый и в то же время благородный облик здания сделали это здание знаковым для нашего города.
Но сейчас памятник архитектуры национального значения выглядит изувеченным. Со всей фасадной части снята штукатурка, во многих местах древняя кирпичная кладка сильно повреждена. Еще серьезней нарушения первоначального облика здания с его тыльной стороны. Что самое парадоксальное: старинную кладку подрядчики закрывают пенопластом и гипсокартонном. Такое «осовременивание» здания с почти 200-летней историей выглядит нелепо.
Приехав по этому адресу, хочу пообщаться с заказчиками и подрядчиками работ. Но на строительных лесах – ни души. Сотрудница хлебного магазинчика (до сих пор работающего в реконструируемом здании!) пожимает плечами: «Вот уже несколько дней, как никого из рабочих нет. Почему, я не знаю». Но иллюзия безлюдья обманчива. Когда захожу к тыльной стороне здания, меня останавливает суровый охранник, требует убрать фотоаппарат: «Не велено разрешать снимать. Кем и на каком основании? Я не уполномочен объяснять. Да, работы пока не проводятся. Почему? Может, денег пока нет…». Подобрев за перекуром, охранник признается: слышал, что после ремонта в здании разместят супермаркет известной сети, а еще часть площадей сдадут в аренду… А что думают о проводимых работах специалисты?
- А что тут думать?! – однозначен председатель Днепропетровской областной организации Союза архитекторов Украины Андрей Юрьевич Шковыра. – Кто-то попытался воспользоваться безвременьем. Эта «реконструкция» - форменное безобразие, которое должно быть немедленно остановлено! Это здание возможно реконструировать только с полным сохранением его исторического облика. Нами направлено письмо в органы областной власти с требованием прекратить эти работы. И, возможно, приостановка работ, - это реакция на возмущение общественности и специалистов.
- Архитекторы города не поддерживают реконструкцию этого объекта в том виде, в котором она проводится,- был краток главный архитектор Днепропетровска Николай Антонович Улизько. – Разрешений и согласований на проведение работ заказчики в городском ГлавАПУ не получали.
- Это здание – уникальный памятник архитектуры, исторический облик которого недопустимо нарушать, - убежден кандидат исторических наук, краевед, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Д. И. Яворницкого Максим Эдуардович Кавун. – Здание подобной архитектуры, с десятью фасадными колоннами – вообще единственное на юго-востоке Украины. Комплекс суконной фабрики был построен в 1825 году и состоял из трех корпусов, из которых к настоящему времени остался только этот, в котором располагался ткацкий цех. В 1837 году фабрика была закрыта, в бывшем ткацком цехе устроили провиантские склады для нужд армии. Этот факт дал название улице – нынешняя ул. Пастера раньше называлась Провиантской. В начале ХХ-го века в этом здании планировали создать культурно-развлекательный центр, но этим планам помешала Первая мировая война. В советскую эпоху здесь работал хлебзавод №1. В 2008 году был презентован проект «Гостиный двор» - здание собирались реконструировать, пристроив к его тыльной стороне высотный гостинично-деловой центр с повышением этажности. Но реализации данного проекта, очевидно, помешал кризис… Реконструкция памятника национального значения должна быть согласована со столичным Госкультурнаследием, перед началом работ необходимо разработать и согласовать историко-градостроительное обоснование. Закрывать гипсокартоном исторический кирпич и покрывать плиткой «а-ля ресторан» крыльцо под колоннами – это дикость. Фасад должен сохранить исторический облик, в котором уместны штукатурка и кирпич, но никак не гипсокартон. Парадоксом считаю и установку пластиковых оконных рам белого цвета, которые резко контрастируют с цветом фасада. На подобных памятниках вообще лучше устанавливать аутентичные деревянные оконные рамы или, в крайнем случае, пластиковые в тон цвету фасада. Этими переделками уничтожается восприятие фасада памятника эпохи классицизма. Крайне тревожит и состояние колонн дорического ордера. Они уникальны, поскольку на них выполнено каннелюрование (вертикальные борозды) не на всю длину, как обычно, а всего на треть – это редчайший случай в архитектуре. Но при сбивании штукатурки этот вдавленный рельеф поврежден. Кроме того, изменен первоначальный объем колонн… Желание владельца здания провести реконструкцию можно только приветствовать. Но такие работы надо проводить с сохранением исторического облика здания.
- По имеющимся у меня сведениям, до 2006 года здание бывшей суконной фабрики было в собственности Фонда госимущества, а потом перешло в частную собственность, - говорит архитектор, краевед Евгения Адольфовна Юхилевич. – Кто конкретно владеет зданием, не афишируется, но, по одной из версий, этот человек имеет прямое отношение к властным структурам. Владелец при проведении ремонтно-строительных работ грубо нарушил Закон Украины «Об охране культурного наследия» по следующим причинам. Работы проводились без разработанной и утвержденной в Министерстве культуры научно-проектной документации. Собственник был предупрежден о неправомерности своих действий сотрудниками НИИ памятнико-охранных исследований и обязывался заключить договор на разработку проекта, но так этого и не сделал. В ходе работ с колонн была варварски сбита рельефная штукатурка с каннелюрами. При ремонте фасада применен современный пенопласт, который не воспроизводит аутентичность фасада, восстановление штукатурки должно производиться только с применением традиционных материалов (штукатурных растворов). Пытаясь все максимально упростить, подрядчики решили избавиться от рустов в правом крыле: накрыли их пенопластом, прикрепив к анкерам и повредив при этом кладку. Считаю неприемлемой ситуацию с памятником архитектуры национального значения. Такие работы надо срочно приостановить и к реализации проекта привлечь специализированную организацию реставрационного профиля!
- Проводимые работы категорически несовместимы с этим знаковым для нашего города зданием! – считает архитектор, краевед, бывший начальник управления охраны культурного наследия Днепропетровского горсовета Александр Николаевич Бердик. – При этой горе-реконструкции совершенно не учитывается специфика старинного объекта. Покрытие стен листами из пенопласта и гипсокартона ускоряет разрушение исторического материала, под этим покрытием кирпич не «дышит». Возмущение проводимыми работами выразил областной союз архитекторов, на объекте уже были представители инспекции Государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК). Возможно, эти действия вместе с возмущением общественности помогли приостановить работы. Главное, чтобы заказчик понял свои ошибки и продолжал реконструкцию с учетом требований по сохранению здания.
…Вместе со специалистами мы тоже хотим верить, что заказчики изменят свою позицию и продолжат реконструкцию с учетом требований закона.
Автор: Владимир Городченко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Что "старинную кладку подрядчики закрывают пенопластом и ГИПСОКАРТОНОМ!!!" снаружи - может написать только абсолютно далекий от строительства человек...
Интересно, сколько г. Городченко в "карманчик капнуло" и от кого??? Ответить | С цитатой
Как по мне - зайдите в тот магазин и понюхайте. Почему нет фоток изнутри? Сарай позорный а не магазин, вонища, развалина. И тараканы бегают - ещё тот совок!!! Оно само скоро развалится.
Я понимаю что памятник архитектуры, но зачем оно такое нужно??? И кто его будет реконструировать в оригинальном виде, за какие деньги??? Может государство??? Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1