Миры Василия Мирошниченко
Я рассматриваю пейзажи днепропетровского художника Василия Мирошниченко, и вижу мир во всей его красе, без нудной шелухи повседневности. Каждый холст будто рассказывает свою историю: блики на воде, отражения, осенний ветер, стылый воздух, с просинью, ранние сумерки, снег тронутый оттепелью, тяжелый, рыхлый, на котором остаются глубокие следы… Нельзя удержать время, но можно с помощью красок и кистей остановить мгновение, которое прекрасно. То, что нам дорого, измерить ничем невозможно. То, что происходит в душе, никто забрать не сможет. А поделиться этим легко, если обладаешь удивительным даром художника…
Спрашиваю у автора работ, Заслуженного деятеля искусств Украины, председателя Днепропетровской организации Национального союза художников Украины (ДОНСХУ), когда он осознал себя творцом? Василий Иванович вспоминает то, что было в детстве едва ли не у каждого: гости, табурет, и ты, читающий стихи.
— Я всегда декламировал «Кот Василий, где ты был?», — рассказывает В. Мирошниченко, — и однажды на рождественские праздники мне, еще маленькому мальчику, за рассказанную стихотворную историю кота подарили репродукцию картины «Богатыри» Виктора Васнецова. Репродукция была большая, её вместо ковра повесили над детской кроваткой. И каждый день, засыпая и просыпаясь, я смотрел на этих былинных трёх витязей, изумляясь и восхищаясь: как такое можно сделать руками?!
Потом Василий и сам взял в руки карандаши и кисти. Ещё в начальной школе рисовал в стенгазете, позже стал писать акварели, попробовал себя в технике масляной живописи, офорта. Когда пришло время выбирать вуз, выбрал архитектурный факультет Киевского государственного художественного института. Потому что, кроме ярко выраженного таланта к изобразительному искусству, обладает незаурядными математическими способностями. А архитектура, как никакой другой вид деятельности, позволяет объединить и алгебру, и гармонию. После института вернулся в родной Днепропетровск, с тех пор работает в художественно-производственном комбинате Худфонда. Наверное, это правильно. Художник, на мой взгляд, должен оставаться там, где его корни. Как говорит Василий Иванович, искусство должно быть национальным и современным. Можно написать «под Шишкина», «под Репина», но важно, что лично ты привнесёшь в искусство. Мы разные, и это хорошо.
Каждый талант — яркая индивидуальность, которой необходимо пространство, так сказать, для размаха крыльев. Творческое пространство Василия Мирошниченко многогранно и объемно. Помимо акварельной живописи он творит в сфере художественного проектирования, дизайна, декоративно-прикладного искусства и архитектуры. По его проектам художественного оформления интерьеров оформлены Органный зал, Дворец юношества, гостиница «Рассвет», «Аквариум», водно-оздоровительный комплекс «Термы» и другие объекты. В соавторстве со скульптором В. Наконечным он создал памятник Д. Яворницкому.
— Вынашивая замысел памятника, — говорит Василий Иванович, — постарался учесть и духовное завещание историка: чтобы на его могиле, кроме полевых цветов ничего не было, и объединить пространство композиционно, и философский момент учесть. Не зря родилась «многопластовая» идея креста: Яворницкий коллекционировал кресты, каждому христианину на могиле ставят крест, каждый из нас по жизни несёт собственный крест…
Для времени — а это был 1991 год, — когда ещё правила компартия и атеистическая идеология, это было смелое решение. На его воплощение ушло несколько лет. Также в соавторстве со скульпторами, В. Мирошниченко создал немало мемориальных досок прославленным екатеринославцам и днепропетровцам — поэту И. Манжуре, народной артистке Н. Хрукаловой, теософу Е. Блаватской, академику М. Лошкарёву.
Работал он и над гобеленами — в соавторстве с женой: художник писал эскиз, а его супруга ткала картину разноцветной шерстью на сконструированном В. Мирошниченко станке.
Талант, помноженный на самоотдачу
Василий Мирошниченко стал одним из самых молодых членов Союза художников СССР — в 30 лет (в 1987 г.) и вот уже десятый год возглавляет ДОНСХУ. Участник многих областных, всесоюзных, международных выставок. В его творческой биографии — несколько персональных выставок — в Киеве, в польском Старгарде, в родном Днепропетровске. Вскоре в Днепропетровском художественном музее откроется ещё одна. Но Василий Иванович согласен с мнением одного философа: «Человек характеризуется не тем, что он может сделать, а тем, чего он не может не делать». Каждые выходные он ездит на этюды, несмотря на огромную занятость. Вообще, в искусство должны идти люди, которые без искусства не могут жить. Иначе, какой бы ни был талант, это бесполезно, потому что искусство предполагает еще и громадную самоотдачу. Каждый день нужно трудиться, особенно, если пишешь в жанре классического реалистического искусства.
— Это как музыканту необходимо играть гаммы, так и художник должен всё время держать и руку, и глаз, и душу в тонусе, — считает мой собеседник. Потребность в таком постоянном, титаническом труде он привил и своей дочери, художнице Александре Мирошниченко.
Как глава ДОНСХУ, Василий Иванович помогает собратьям по цеху — с арендой мастерских, у союза художников в городе в управлении находится несколько объектов, где под творческие мастерские сдаются помещения по цене ниже себестоимости. Организовывает выставки, конкурсы.
Всеукраинская выставка «Чарiвнi барви Днiпра» закрылась буквально вчера и прошла в 7 раз. Около 600 работ со всей Украины поступило на рассмотрение организаторов, половина из них экспонировались в выставочном зале на Набережной. Традиционным стало и проведение «Сiчеславських пленерiв».
Вскоре будет отмечаться 75-летие НСХУ. Этой дате посвятят выставки. Во многих конкурсах Василий Мирошниченко и сам принимает участие — для профессионала это дополнительная возможность найти приложение своему таланту. В молодости Василий Иванович был заядлым футбольным болельщиком, поэтому с большим воодушевлением принял участие в конкурсе на проект памятного знака «Днепр» — чемпион!»
Спрашиваю у мастера, согласен ли он с известным афоризмом «Художник должен быть голодным»?
— Думаю, что ни один голодный человек не создал чего-то выдающегося, мысли другим заняты, — отвечает Василий Иванович. — Да и произведения искусства могут позволить себе купить отнюдь не бедные люди, бедные заботятся о насущном. Искусство должно возвышать, очищать, облагораживать человеческие души, окружать человека красотой духовной и физической, пробуждать любовь к отечеству. Все помнят Микеланджело, и никто не скажет, сколько пап сменилось в Риме при его жизни.
Искусство — это проявление творчества народа, его дух. Живой мазок, пропущенный через душу художника и перенесенный на холст, никогда не потеряет своего значения. Искусство вечно, потому что сама жизнь находит в нем свое отражение. Потому что искусство — это идеология души человека, а какая душа, такой и народ!
Автор: Людмила Маслова
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
СУДЯЧИ З ТОГО, ЩО ДУША ЦЬОГО ЗАСЛУЖЕНОГО НЕГІДНИКА "ЧОРНІШЕ ЧОРНОЇ ЗЕМЛІ", ВІН ДО МИСТЕЦТВА ЖОДНОГО МИСТЕЦТВА НЕ МАВ І НЕ МАЄ - ТАК СОБІ, БАРИГА НА ХЛІБНОМУ МІСЦІ.
і ще: там хтось з коментаторів назвав цю мерзоту "товаришом", сормно, виправтесь.
а те, що подібні панегірики сволоті зявляються в газеті для якої Київ "століца хохлов" річ закономірна. Ответить | С цитатой