Объединиться, чтобы защитить права детей
Что мы знаем о них? Почти ничего, ибо и Александр Васнецов, чьи «папины дочки» уже в течение нескольких лет взрослеют на глазах телезрителей, и товарищ Новосельцев, в отсутствие убежавшей жены самостоятельно воспитывавший двух сыновей до того, как у него случился служебный роман с Людмилой Прокофьевной, могут дать лишь отдаленное представление о том, как живется у нас отцам-одиночкам.
Два года назад об этом публично поведал общественности житель Днепропетровска Владислав Сверчков. Овдовевший 11 лет назад и оставшийся один с двумя четырехлетними двойняшками на руках. Владислав стал единственной опорой своим детям, а также и самому себе.
— Попытавшись справиться с горем, я перестроил свою жизнь, посвятив ее сыну и дочери. На первых порах некогда было думать о тех, кто попал в такую же ситуацию, что и я, — нужно было поднимать детей, — рассказывал Владислав.
Однако со временем пришло понимание, что отцам, самостоятельно воспитывающим детей, нужно объединиться. Это следовало сделать, по мнению днепропетровского отца-одиночки, и для того, чтобы в объединении обрести поддержку, получить квалифицированную помощь, и чтобы — а это главное — защищать права оставшихся без матерей детей.
Впрочем, эти права и не были закреплены официально — как и ныне, хотя за последние годы отечественные законотворцы и обратили внимание на некоторую несправедливость в отношении воспитываемых отцами-одиночками детей, возникшую из-за несовершенства нашего законодательства.
— Когда умерла жена, дети ходили в детский сад, — рассказывал Владислав Сверчков. — Я по полной платил за их питание. Так же было и в школе. На мой вопрос о том, имею ли я право на льготы по питанию, а также на освобождение от взносов в школьный фонд, мне ответили, что таким правом обладают лишь малоимущие. Нужно было собирать справки, и я отказался от этой затеи. К счастью, я сумел договориться, в школе пошли мне навстречу без какого-либо документального подтверждения материального состояния моей семьи.
По весне, раздумывая о том, как организовать летний отдых своих детей и зная о дороговизне путевок в оздоровительные лагеря, я обратился в управление по делам семей, детей и молодежи горсовета с вопросом, подпадаю ли под льготную категорию и имею ли право оздоровить детей за счет государства или, по крайней мере, со скидкой. «Нет!» — ответили там, сославшись на законодательство.
Нужен официальный статус
Тогда Владислав и приступил к поиску себе подобных и понял, что такая категория наших граждан не имеет официального статуса.
Александра Мазура он нашел два года назад в Интернете. Александр к тому времени уже создал объединение отцов-одиночек Украины и мечтал, чтобы отделения этой общественной организации были созданы во всех областях нашей страны. Увы, их до сих пор нет ни в одном регионе Украины. «Почему?» — спросила автор этих строк Владислава Сверчкова и услышала в ответ:
— Да, я загорелся после поездки в Киев, но общественная работа отнимала много времени и сил. А мне нужно было заниматься детьми…
А мне вспомнился рассказ Владислава о том, как ему, похоронившему жену и не знавшему, как жить дальше, предложили отказаться от детей с тем, чтобы на них оформили опеку родственники. Иные попавшие в эту ситуацию отцы идут на это, ибо понимают: они не в состоянии прокормить детей на свою зарплату и мизерные пенсии, полагающиеся сиротам по потере матери-кормилицы. Однако Владислав не отказался от сына и дочери, посчитав, что это будет предательством и по отношению к своим детям, и по отношению к любимой жене, покинувшей их в 25-летнем возрасте…
Между тем, в предложениях доброхотов был свой резон… Ведь опекунам назначается государственная помощь в размере двух прожиточных минимумов, тогда как пенсия по потере кормильца зависит от страхового стажа… Его почти не было у Валентины, жены Александра Мазура, покинувшей этот мир из-за тяжелой болезни,. Было это в 2001 году — и на его руках остались 6-летняя Юлия и 3-летний Назар.
Спустя шесть лет после смерти жены он и создал объединение отцов-одиночек Украины.
— Если раньше общественная деятельность занимала 20% моего времени, то сегодня 80%. Ежедневно я отвечаю на десятки звонков со всей Украины, консультирую по самым разным вопросам. У меня огромное количество инициатив, нацеленных на то, чтобы облегчить положение детей из неполных семей. Было бы справедливо, чтобы ребенок, чей мама или папа умерли, получал не пенсию по потере кормильца, а социальную помощь от государства, не привязанную к страховому стажу, — сказал Александр.
Лед тронулся…
И все же благодаря активистам объединения отцов-одиночек процесс, что называется, пошел…Поднята пенсия по потере кормильца, отцы-одиночки уже имеют право на льготное получение жилья (по крайней мере, законодательно). По мнению Александра Мазура, выкристаллизовались два главных вопроса — и если бы государство помогло решить их неполным семьям, отцы-одиночки не поднимали бы вопрос о размере пенсий, так как в состоянии были бы собственными силами обеспечить себя и своих детей. Эти вопросы — достойная работа и жилье.
Сегодня дочь Александра Юлия учится на переводчика английского языка на заочном отделении в черкасском вузе и параллельно работает, мечтающий стать футболистом Назар заканчивает школу. А Александр так и не женился. «Мапулечка» — по-прежнему называют его сын и дочка.
Одинокие отцы имеют право на государственную помощь
Виктория Чернигина, начальник управления социальных гарантий департамента социальной защиты Днепропетровской облгосадминистрации:
— Такая категория, как одинокие отцы, в Семейном кодексе Украины не прописана. Однако это не значит, что они не имеют права на государственную помощь. В частности, это помощь при рождении ребенка, помощь до трех лет. Если у умершей матери отсутствовал страховой стаж, одинокий отец вправе получать пособие, которое выплачивается одинокой матери. Оно равно 30% прожиточного минимума и составляет, например, для детей старше шести лет 363 гривны, что значительно меньше размера пенсии по потере кормильца. Сегодня она выплачивается на одного ребенка в размере 100% минимальной пенсии и составляет 894 гривны, на двух детей — 120%.
В любом случае отцу следует обратиться в районное отделение Пенсионного фонда и управление социальной защиты — или по месту фактического проживания, или по месту регистрации.
Им гораздо тяжелее, чем матерям
Наталья Валедова, психолог:
Отцы-одиночки — это люди, которые в одном лице играют и отцовскую, и материнскую роль. Не думаю, что им это хорошо удается. По крайней мере, на первых порах. Они как маятник — качаются то в сторону материнских обязанностей, то отцовских. Им гораздо тяжелее, чем матерям…Но жениться повторно не торопятся, потому что боятся, что отношения мачехи с детьми не сложатся. Потому, с одной стороны, они счастливы своими детьми, с другой — находятся под гнетом несвойственных им обязанностей.
Если вы самостоятельно растите детей и нуждаетесь в информационной поддержке, обращайтесь в объединение отцов-одиночек Украины: 044-227-28-62.
Автор: Ольга Гречишкина
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
с сыном-и ничего. По разному было в жизни...
Лет семь назад даже как то хотели создать вроде клуба одиноких папаш,но по разным причинам не сложилось. Основная причина-все заняты... Ответить | С цитатой
Да на первых порах действительно было тяжело. Но огромное спасибо моим родителям, переехал к ним. Пошли в садик. Скоро в школу. Так и не женился, да вообще то и не искал. Оформил пенсию по потери кормильца, да и сам нормально зарабатываю. Ещё раз спасибо моим родителям. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 2