Узнавать истории жизни выдающихся личностей всегда интересно и, как правило, поучительно. Тем более, если речь идет об артистах, которые, волею судьбы, ведут двойную жизнь. Одну, красочную и яркую, – на сцене и в кругу своих поклонников. А другую – в повседневности, которая существенно отличается от той, которую дано видеть зрителям. Именно поэтому одной из самых необычных постановок уходящего сезона в Днепропетровском академическом украинском музыкально-драматическом театре им. Т.Г.Шевченко стал спектакль «Смех лангусты», речь в котором идет о великой актрисе Саре Бернар.
Она скончалась в 1923 году в возрасте 78 лет, и именно ее в начале XX века называли самой знаменитой актрисой за всю историю театра. Успеха Сара Бернар добилась на сценах Европы в 1870-х годах, а затем с триумфом гастролировала в Америке, однако всегда считалась французской актрисой. В ее амплуа были в основном серьезные драматические роли – именно по этой причине ее называли «Божественная Сара». И несмотря на то, что многие знаменитые современники этой француженки – например, Иван Тургенев и Антон Чехов – не обнаруживали у Сары Бернар признаков гениальности, успех у публики и прессы она имела феноменальный – во многом он подогревался бурными событиями в ее личной жизни. Во время гастролей в 1905 году в Рио-де-Жанейро актриса повредила правую ногу, которую в 1915 году пришлось ампутировать. Но, несмотря на увечье, Сара Бернар не оставила сценическую деятельность – театр она покинула лишь за год до смерти. Именно этому короткому периоду ее жизни и посвящена комедия Джона Маррэлла «Смех лангусты», перевод которой на украинский язык осуществил Александр Олексюк.
Многим днепропетровцам эта постановка должна быть знакома: лет пятнадцать назад в Днепропетровске ее показывали замечательные российские артисты Александр Лазарев и Светлана Немоляева. Однако, как и любой спектакль, «Смех лангусты» в исполнении разных актеров звучит совершенно по-разному. В театре им. Шевченко за эту постановку взялся заслуженный деятель искусств Украины Сергей Чулков. Художественное оформление осуществила Ирина Кохан, хореография Вячеслава Ивлюшкина.
Итак, последнее лето Сары Бернар, приморская вилла и всего лишь сутки из ее жизни. Чем наполнен этот день? Актриса спешит завершить второй том своих мемуаров – в противовес всем тем сплетням, которые ее всегда окружали, а также книге «Распутная жизнь Сары Бернар», изданной в Париже. Для того, чтобы раскрыть читателям всю правду о своей жизни и профессии, Сара Бернар (заслуженная артистка Украины Валентина Сушко) вновь и вновь погружается в воспоминания. Мать, сестра Жанна, муж-наркоман – все эти образы воскрешаются в памяти словно по мановению волшебной палочки. А добрым чудаковатым волшебником, который помогает актрисе не потеряться в этом непростом путешествии, становится ее личный секретарь – Жорж Питу (Станислав Дрожаков). Оба артиста тонко выстраивают линию взаимоотношений своих героев. Да, нормальному мужчине непросто терпеть капризы взбалмошной особы, которая заставляет его изображать то ее мать, то монахиню... Но Питу понимает, что имеет дело не просто со вздорной пожилой особой, а с великой актрисой. И потому даже в самых нелепых ситуациях им удается сосуществовать гармонично.
Особое место в комедии занимают монологи Сары Бернар, которые носят исповедальный характер. Она страстно читает отрывки из монологов Федры и Гамлета (великая актриса играла эту мужскую роль) и мысленно как будто бы возвращается на уже покинутую ею, но такую желанную сцену... Во времена общения с Оскаром Уайльдом она на всю жизнь запомнила его рассказ о лангустах, которые перед смертью издают звук, очень похожий на смех. Не нужно бояться своего ухода, нужно жить – именно об этом не простой для восприятия, но чрезвычайно интеллектуально и эмоционально насыщенный спектакль.
Автор: Юлианна Кокошко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
с такими быстрыми журналистами мы далеко не уйдём )) Ответить | С цитатой