Об этом в «Зоре» узнали благодаря акции «Днепр — чемпион», которая стартовала в мае по инициативе председателя облсовета Евгения Удода. В оргкомитет акции обратился Василий Кукушкин, бывший трубач оркестра, который первым исполнил победный марш в честь «Днепра».
Работали почти без репетиций
— Меня часто спрашивали, был ли я на том матче, — говорит Василий Кукушкин. — Когда начинали делиться воспоминаниями, оказывалось, что никто не помнит об оркестре. Поэтому я и позвонил вам — рассказать о его участии в этом событии.
В оркестре было 25 штатных музыкантов, продолжает рассказывать Василий Иванович, остальные — сотрудники цирка и театров города. Как только объявляли концерт, дирижер Николай Волков созывал всех. Буквально раз прошлись по нотам, и уже играем. Ведь все оркестранты — профессионалы, закончили минимум музыкальное училище.
С «Днепром» у оркестра был годовой контракт — играли на всех домашних матчах команды в 1983-м. На «Метеоре» отыграли концертов десять. Кроме того, выступали на всех городских мероприятиях — праздничных, спортивных, культурных. Постоянными площадками были парк им. Т. Шевченко и парк им. Чкалова (сейчас парк им. Глобы. — Прим. авт.).
По словам Василия Кукушкина, исполняли разную музыку: и симфоническую, и духовые марши, и эстрадную. Программу обычно подбирал известный конферансье Александр Пронин.
— Пару лет назад я слышал его на радио «Мелодия». Он прекрасный диктор, организатор мероприятий, режиссер. Делал такие программы, что на наших концертах люди плакали. Главная же заслуга в формировании оркестра принадлежала Николаю Волкову, не только дирижеру, но и талантливому организатору. Благодаря ему в оркестре были новейшие инструменты. Он добился, чтобы бывшее здание горисполкома (на Баррикадной) отдали нам под студию. Нам сшили несколько вариантов костюмов для разных мероприятий, — вспоминает Василий Кукушкин.
К сожалению, городской оркестр просуществовал недолго: создали его в конце 1981 года, а распался он в 1986-м. Началась перестройка — стало «не до музыки».
Мой сосед всю ночь играет на кларнете и трубе
Такие строчки вполне могли напевать и соседи нашего героя сверху. В выходные дни они всегда ждали концертов Кукушкина и спрашивали, что произошло, если привычная мелодия не звучала. Будучи инженером-энергетиком, он всю жизнь, с четырнадцати лет, играл на трубе.
С дирижером будущего городского оркестра Николаем Волковым Василий Кукушкин познакомился, когда поступил в горный институт (сегодня Национальный горный университет. — Прим. авт.):
— С первого курса Николай Фадеевич назначил меня старостой оркестра института. Все пять лет я играл там. Наш оркестр был очень сильным: вне конкурса мы выступали на всех студенческих веснах, — продолжает рассказ Кукушкин.
В 1981 году у Волкова появилась идея создать центральный городской оркестр. Чтобы собрать туда сильнейших музыкантов, устроили конкурс. В здании Дома губернатора, что на пересечении проспекта им. Карла Маркса и ул. Ленина, заседало профессиональное жюри во главе с Юрием Макаревичем — тогдашним руководителем областного объединения музыкальных ансамблей и дискотек. При этом объединении и был создан оркестр. Только прошедшие конкурсный отбор попадали в музыкальный коллектив.
— Николай Фадеевич встретил меня на улице и пригласил в оркестр. Я отнекивался — непрофессионал. Но он все-таки взял меня. Я сразу же поступил на заочное отделение в музыкальное училище. На тот момент мне было тридцать лет. Училище закончил экстерном — за три года. Вписался в оркестр легко, многие музыканты и не подозревали, что я еще и инженер, — вспоминает Василий Кукушкин. — За концерт нам платили семь рублей. В месяц мы давали до пятнадцати концертов. При этом зарплата инженера была 120 рублей. Мы старались не пропускать ни единого выступления.
Сергей Пятов (Василий Иванович показывает на фото высокого юноши в очках) сейчас главный дирижер оркестра цирка.
— Недавно я пришел с внуком на представление, и его оркестр играл в антракте. Было очень приятно подойти и пожать ему руку, — улыбается наш герой. — Виктор Голубь был солистом оперного театра и преподавателем. Он, к сожалению, уже ушел из жизни. Когда я поступил в музучилище, Виктор сразу взял меня под свое крыло и предложил новую систему занятий на трубе — брать вдох не ртом, а носом. Так я играл всю жизнь.
Бывшие участники оркестра Валентин Игнатенко и Валентин Белый до сих пор преподают. Многие разъехались по другим странам. Есть такие, с кем наш герой потерял связь. Периодически оркестр приглашали на концерты до середины 90-х. После того, как в 86-м городской оркестр закрыли, Николай Волков перешел в металлургическую академию (тогда еще институт) и создал там другой. Он открыл студию, собрал талантливых студентов, а участников бывшего городского оркестра приглашал играть на крупных мероприятиях, например, на концертах ко Дню Победы.
Победная эйфория
Воспоминания о 6 ноября 1983 года Василий Кукушкин, как и многие присутствующие на том матче, характеризует словами «одни эмоции». Он благодарен музыке за то, что попал на «Метеор». Ведь пробраться сюда в тот день было практически невозможно. Были заняты не только трибуны, но и дорожки за ними. В «Икарус», выделенный специально для оркестра, под шумок набились также друзья и родственники музыкантов.
— Перед матчем мы прошлись по полю. Для нас оставили места на стадионе под табло, примерно с пятого по десятый ряд, — рассказывает музыкант. — Играли и в перерыве. Какие марши, сейчас и не вспомню. Гимн Днепропетровска («Днепропетровск, мой дом родной»), «Команда молодости нашей» и другие песни Александры Пахмутовой на спортивную тему.
Когда счет стал 2:2, стадион затих, вспоминает Василий Иванович. Слышно было, как муха летит, такое было напряжение.
— Только наши повели мяч, от избытка эмоций я вскочил и стал что-то трубить, — вспоминает Кукушкин. — Милиционер повернулся и погрозил: «Еще только раз!..»
А после двух победных голов началось настоящее безумие.
— Когда «Днепр» победил и футболисты пробегали почетный круг, мы стояли и играли, — рассказывает Василий Иванович. — А наш тарелочник вдруг выскочил из оркестра и побежал за командой, ударяя в тарелки. Милиционеры пытались поймать его, а он убегал. Смеху было — на весь стадион.
Уже после победы оркестр сыграл для «Спартака» «Прощание славянки». Надписи «Днепр — чемпион» еще долгое время покрывали все вокруг — дороги, стены, заборы…
Василий Кукушкин родом из Орджоникидзе, отсюда же и двое игроков «Золотой команды» — Олег Таран и Николай Федоренко. Они часто общались, когда случалось вместе ехать в гости к родителям в одном автобусе. По словам Василия Ивановича, 7 ноября 1983 года проснулись знаменитыми не только сами футболисты, но и их родственники. На демонстрации, посвященной годовщине революции, в Орджоникидзе с отца Олега Тарана, Анатолия, разгоряченные болельщики сорвали плащ и порвали его на сувениры. Настолько популярным был в те времена футбол. Настолько важной и значимой оказалась победа.
Автор: Алёна Дрыга
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |