Кто такие кузнецы, еще из детских сказок известно всем.
Однако разве есть место представителям этой древней профессии в век современных технологий, да еще и в большом мегаполисе? Оказывается, да! Сергей Комаров в будние дни – обычный инженер, начальник одного из производственных участков завода «Коминтерн». А по воскресеньям его ни родным, ни друзьям лучше не трогать: он отправляется в кузницу, и наступает в прямом смысле слова горячая пора.
Черной металлургии – около четырех тысяч лет, ее развитие во многом связано с тем, как совершенствовались не только орудия труда, но и те или иные виды оружия, - рассказывает Сергей. - Топоры, мечи, клинки – для их создания требовалась хорошая работа кузнеца. Я – металлург в третьем поколении и прежде, чем получить высшее образование, пришел на завод учеником сварщика. А когда в 90-х годах попал в кузнечную мастерскую, понял, что это моя любовь на всю жизнь. С тех пор, где бы ни путешествовал, какой бы фильм ни смотрел – везде в первую очередь обращал внимание на особенности кованых изделий, которые попадались мне на глаза. Занятия художественной ковкой принесли свои результаты: я стал пробовать себя все в новых и новых видах этого не только ремесла, но и творчества.
Однажды мастер узнал, что летом в Судаке, в Генуэзской крепости проводятся реконструкции рыцарских турниров. Отправился туда – и «заболел» оружейной темой. Вернувшись в Днепропетровск, Комаров разыскал местных реконструкторов и предложил им свои услуги, хотя опыта в такого рода ковке тогда не было никакого. Информацию черпал от днепропетровских «рыцарей», из книг и Интернета. И вскоре уже мог обеспечить всем необходимым команду «англичан» XV-XVI веков. А для того, чтобы для такой сложной работы были все необходимые условия, Сергей продал гараж и в дополнение к обычной городской квартире купил частный домик – там и оборудовал кузницу. Изделия становились все сложнее и изысканнее, пока новоиспеченный кузнец не решил взяться за одну из самых трудных задач: в одиночку постичь секрет дамасской стали.
Для ее создания необходимы особые навыки, упорство и концентрация внимания: температура плавки достигает 1500 градусов, и здесь дорога каждая секунда – если хотя бы чуть-чуть отступить от технологического процесса, желаемого результата не достигнешь.
- Помню, сколько ни пытался узнать секреты «дамаска» – нигде не мог их найти, - улыбается Сергей. - Но, открыв их, отнюдь не собираюсь держать свои знания в тайне – если появятся достойные ученики, с удовольствием расскажу и покажу все то, к чему я сам шел минимум четыре года. Первые дамасские мечи появились во времена крестовых походов – примерно в XII веке. Особенность такой стали заключается не только в ее сверхпрочности, но и в неповторимом узоре, который появляется благодаря чередованиям мягких и твердых слоев металла. Всего таких слоев может быть до шестисот. Главное - научиться варить хотя бы три разных слоя, а потом их количество уже роли не играет. Помимо металла, в такую сталь добавляются различные химические элементы – например, углерод ( в виде древесного угля), кальций ( рога, копыта, кости коров, зубы нутрий), цианид (содержится в абрикосовой косточке). При нагреве металл все это в себя впитывает. Для того, чтобы поверхность лезвия ножа или меча была блестящей, к стали нужно добавить никель.
Сувенирное оружие Сергей Комаров делает самое разное, даже своей жене на Новый год подарил красивый нож, которому дал поэтическое название - «Цвета осени». Думал, что супруга будет в офисе резать им бумагу, но пока нож хранится дома на видном месте. Кстати, для того, чтобы подобные предметы получались по-настоящему изящными и эксклюзивными, одного лишь прекрасного лезвия недостаточно – нужно еще умело и с фантазией оформить рукоять. Для этого Сергей и его напарник Василий Чайка используют сандаловое дерево, латунь, серебро, кожу и другие материалы. В прошлом году от рыцарских мечей мастер стал постепенно переходить к изготовлению казацких сабель - на это его вдохновили праздники, которые с недавних пор регулярно проходят на Днепропетровщине осенью, в День украинского казачества. Изучив все особенности этого вида оружия, Сергей узнал, что сабли были куда более опасным оружием, чем мечи, поскольку не только рубили, но и резали.
Однако то оружие, которое для исторических реконструкций изготавливает днепропетровский кузнец, безопасно: согласно особым правилам, оно не затачивается до такой остроты, как боевое.
- У меня двое сыновей и дочь – и она-то и увлекается ковкой, - признается Сергей Комаров. - Да-да, женщины-кузнецы тоже есть! Хотя это непросто, нужно постоянно поддерживать кисти рук в форме: когда у меня застой в работе, я обязательно делаю дома упражнения с мечом, который весит около двух килограммов. Так что, думаю, это все-таки мужское занятие, а потому с нетерпением жду учеников.
Если кто-то захочет перенять опыт у Сергея Комарова – связаться с ним можно с помощью арт-центра «Вертеп», который находится по адресу: ул. Красная, 11. Там же до 9 июля можно увидеть некоторые из его работ. И убедиться в том, что каждый – кузнец своего счастья!
Автор: Юлианна Кокошко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |