Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
сб, 04 мая 2024
10:51

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Борис Филатов: О Байконуре, космосе и многом другом

Борис Филатов: О Байконуре, космосе и многом другом
В преддверии Дня космонавтики мы встретились с известным журналистом и телеведущим, чтобы узнать, зачем ему в космос? Было несколько вариантов подачи этого материала. И поскольку разговор был интересным, а место в газете ограничено рамками полосы, мы решили убрать наши вопросы и дать больше ответов Бориса. Ведь интервью, на наш взгляд, того стоит.

Об участии в проекте

Я услышал, что Ричард Бренсон собирается организовывать частные полеты в космос. Но не знал подробностей. Написал на форуме мотоциклистов, спросил, кто слышал об этой программе. Французский приятель дал мне ссылку: http://www.virgingalactic.com/. Я написал письмо, мне ответили. Все очень просто.

О Ричарде Бренсоне

Он достаточно интересный человек — эксцентрик, экстремал. Всем известно о его сумасшедших путешествиях на воздушном шаре. Он инвестирует большие средства в нетрадиционный транспорт. Например, сейчас финансирует строительство мини-подводной лодки, которая бы могла опускаться в Марианскую впадину. Ведь одна из основ философии Бренсона в том, что мы знаем о космосе больше, чем об океане.

Он также считает, что страны СССР, а сейчас Россия, США и другие крупные индустриальные государства узурпировали космос в военных целях. Сейчас космические компании обслуживают интересы правительств. Ричард Бренсон своей программой решил доказать всему миру и себе в первую очередь, что можно пустить в космос и простых людей. И это будет стоить не десятки миллионов долларов, а значительно дешевле. С каждым разом сумма будет все меньше. Цена может дойти до 20—25 тысяч долларов за билет.

О других кандидатах и почетном звании

Я три или четыре года назад подписался на программу Virgin Galactic. Она постоянно переносится по целому ряду причин — как технических, так и организационных. В прошлом году эта новость муссировалась в СМИ, поскольку господин Пальчевский решил у меня украсть почетное звание «первого космического туриста из Украины». После того как он сделал заявление, я обратился в Virgin Galactic и сказал: «Вы либо подтвердите это, либо опровергните. В противном случае, я ухожу из этой программы». Ведь это было одним из условий моего участия. Когда я вступал в сообщество, задал вопрос: «Есть ли кто-то из Украины?». Мне ответили: «Из России — есть, из Украины — пока никого».

О стоимости полета

Сейчас цена полета 250 тысяч долларов. Причем компания подчеркивает лояльность к клиентам: независимо от той суммы, которую ты готов заплатить, попадешь в список. Например, платишь все сразу — попадаешь в первые двести, половину — в первые триста, четверть — в первые пятьсот потенциальных космонавтов. Я заплатил всю сумму и стал, если не ошибаюсь, 145-м в очереди.

О здоровье

Это интересный вопрос. Приходили тут товарищи из одной газеты. Два часа надо мной издевались. Говорят: понимаете, у нас тут редакционное задание — написать, что «Комсомолка» заставила Филатова отжиматься 50 раз.

Сама программа Virgin Galactic предусматривает, что любой условно здоровый человек может полететь без специальной подготовки. Я веду здоровый образ жизни. Каждый день хотя бы час занимаюсь спортом — беговая дорожка, силовые упражнения, тренажерный зал. Уже лет десять боксирую вместе с тренером. Бег с детства ненавижу, лучше похожу. А еще мы с друзьями ходим в баню — раз в неделю обязательно.

О дате полета

Дата полета неизвестна. Она постоянно переносится. Есть технические моменты — это дело новое. Мне чуть ли не каждую неделю шлют отчеты: мы испытали новый двигатель, отцепление челнока от корабля и прочее. Есть и серьезные организационные проблемы. Это первая подобная программа в истории человечества. Никто не понимает, как ее сертифицировать — как обойти американскую бюрократию. Государство не дает добро на полеты гражданских в космос. Думаю, со временем, все решится. Но, возвращаясь к вопросу о подготовке, скажу: как можно готовиться к полету, если не знаешь, когда он состоится?

О том, где учат на космонавтов

Меня постоянно приглашают в Лондон на семинары будущих астронавтов. Там разные астрофизики читают лекции для любителей. В Филадельфии есть тренировочный центр — центрифуга, имитирующая полет. Когда НАСА запускает свои челноки, тебя тоже могут пустить на космодром. Компания все время ведет своих клиентов. Но именно предполетной подготовки как таковой нет. Когда будет определена дата, нужно будет прибыть на частный космодром в пустыне Мохаве за три дня до отправления. Там проведут инструктаж по технике безопасности, полный медицинский осмотр, и… полетели!

О дополнительных услугах

Если не сможешь лететь по состоянию здоровья или передумаешь, можно сделать замену — подарить кому-то билет. Есть даже корпоративные предложения. Челнок шестиместный. Если ты соберешь компанию таких же идиотов, тебе дают десятипроцентную скидку. У меня были желающие, но денег у них нет.

О самом полете

Суборбитальный полет — это полет, при котором корабль-носитель выносит двухфюзеляжный самолет (челнок) на высоту порядка 15 километров. После этого челнок отваливается и выходит в открытый космос на высоту около 116 километров — это космическое пространство по всем известным классификациям. Челнок делает в космосе небольшую параболу и возвращается в атмосферу. При этом видишь Землю, как ее видят космонавты, с другой стороны — абсолютно черный космос. Плюс испытываешь состояние невесомости. Полет длится порядка двух часов, из них в открытом космосе — 10 минут.

Единственная проблема — когда сам челнок отваливается от корабля-носителя, он просто падает вниз, и когда срабатывает ракетный двигатель, перегрузки достигают порядка 6g. Это очень много. Для сравнения, на боевых истребителях максимальные нагрузки составляют 4g. Больше не рекомендуется, так как летчик может потерять сознание. Сейчас ученые из Virgin Galactic бьются над тем, чтобы компенсировать нагрузку специальными креслами, где будущие астронавты будут лежать.

Естественно, в полете нет никаких возможностей для экспериментов. Но на МКС за миллионы я бы не полетел — сидеть в космосе неделю станет тоскливо. Эта же программа хороша тем, что ты можешь за условно небольшие деньги (понятно, что кому щи пустые, а кому жемчуг мелкий — делает поправку Борис) увидеть открытый космос и вернуться. Некий пакет космических услуг за разумные деньги в сжатые сроки.

О рисках

Меня часто спрашивают: не думаешь ли ты, что это была какая-то афера? Во-первых, мои жалкие 250 тысяч точно не нужны миллионеру Ричарду Бренсону. Во-вторых, думаю, этот проект ему уже обошелся в колоссальные деньги.

Если честно, мне страшно. Поэтому они переносят, а я говорю: «Хорошо занимайтесь, с этим делом не надо торопиться». Правда, буквально вчера пришло письмо — для первых полетов планируют конец 2013 года. После этого рейсы станут регулярными — два полета в неделю. В первом челноке собирается лететь Ричард Бренсон чуть ли не со всей семьей, чтобы всем доказать, что это безопасно. Ходили слухи, что он даже собирается взять с собой дедушку, которому 90 лет.

О том, есть ли страховка, не узнавал. Отдельно себя страховать не планирую.

Об экстриме и немного о жене

Жена против полета?

Вообще да. Она надеется, что вся эта «лавочка» рано или поздно закроется. Она уже где-то смирилась с мотоциклами, аквалангами, а это еще не может осознать. Поэтому, когда я буду знать дату полета, скажу, что лечу в Штаты к друзьям, а когда вернусь, поставлю перед фактом.

Сейчас я еще хочу организовать полет по кривой Кеплера на Ил-76. Он позволяет прочувствовать на себе состояние невесомости. Уже сколачиваю компанию друзей. Правда, наверное, придется за всех заплатить, так как денег на это развлечение у них нет. Стоит это удовольствие 40 тысяч евро. Восемь человек засовывают в трюм, обшитый внутри стеганым материалом, и вместе с инструкторами устраивают различные кульбиты. Можно на Ютубе посмотреть. Коммерциализация уже дошла до того, что одни колбасники проводили там чуть ли не семинар — загрузились в самолет прямо с сосисками и летали вместе с ними в невесомости. Почему нет? Я считаю, что космический туризм — это совсем неплохо.

О Байконуре

С ним очень многое связано. Муж моей старшей сестры там работал. Знаете, когда раньше показывали советскую хронику и космонавты садились в лифт, там был мужик, который открывал и закрывал им дверь. Это был Валера. Теперь каждый год 12 апреля он надевает китель и реально пускает слезу.

Когда ты приезжаешь на Байконур, вначале попадаешь на станцию Тюратам. При ней есть поселок Ленинский, в котором обитают все военнослужащие. И каждое утро они в плацкартных вагонах едут на пусковую площадку. Ехать часа полтора. Просто так на сам Байконур не попадешь — только по особому разрешению. Я там был — и в шахты спускался, и ездил по всем этим пусковым установкам. Обидно, что все фотографии потерял.

Самое яркое воспоминание из 1991 или 1992 года. Я был на Байконуре. СССР распался, было жуткое время. Мы ехали из Москвы в Тюратам в поезде, в вагоне было минус восемь. За бортом — минус двадцать. Когда проезжали Чимкент, заходит проводник и говорит: «Ну, сейчас всех начнут грабить». Мы говорим: «В смысле?». Тот отвечает: «Тут банды заскакивают в вагон и грабят, поэтому вы все ценное попрячьте — полотенца, кур жареных». Спрашиваем: «А что же вы двери не закрываете?». Проводник отвечает: «Ну, если мы двери закроем, у них все равно есть отмычки, поэтому, когда будем ехать обратно, могут и подрезать». Идиоты какие-то действительно забежали, но нас не трогали — мы были готовы обороняться.

Это не самое яркое впечатление. Когда приехали на Байконур, огромное количество домов уже было брошено. Военные начинали разбегаться. В эти дома заезжали кочевые казахи. В центре Ленинского стояла ракета, а рядом с ней — мусорные баки. Возле баков полудохлые коровы ели картон из-под холодильника. Символ могущества страны — огромная ракета на постаменте и рядом полудохлая корова… Картина была апокалиптическая.

О страхе

Просто внутри что-то щелкнуло. Я уже прошел все возможные экстремальные испытания. На мотоциклах объездил 60 стран мира. С аквалангом нырял в пещерах. Захотелось себя попробовать на новой стезе. В какой-то мере это попытка преодолеть страх аэрофобии. Желание доказать себе, что я это смогу.

Gorod.dp.ua на Facebook.


Любовь Ивановна  (14.04.13 23:05): В тексте есть некоторые неточности, 1) город Ленинск, а не посёлок Ленинский, 2) города Чимкент по Ж\Д пути Москва-Тюра-Там нет, скорее всего речь идет о станции Челкар, а г. Чимкент уже ближе к г. Ташкенту, ох, и хорошее ж Чимкентское пиво! :-) Ответить | С цитатой
Пуй  (12.04.13 23:06): Боря, как мне стать миллионером? Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
Про  (12.04.13 20:41): Интересный человек , уж сильно живет для себя! Пафосно ... Жаль , думали что журналист профи , вел интересно многое , оказалось один из Этих ... Поэтому - не актуален! Ответить | С цитатой
PRIDNEPROVSK  (12.04.13 17:17): Побывать в КОСМОСЕ и умереть... Ответить | С цитатой
йцуфыв  (12.04.13 16:58): Согласен, без хроник скучно. А читать о личных похождениях не очень интересно. Ну увлекается человек тем-то и тем-то, ок. молодец, и что? Узнать о увлечениях близких людей и порадоваться за них, да, можно. А о филатове? Лично мне всё равно.
филатов. твоя польза(хоть и однобокая) была только в том что ты слегка срывал покровы власть имущих. не более. вернись на своё место! Ж)
Ответить | С цитатой
ы  (12.04.13 16:52): Написал на форуме мотоциклистов, спросил, кто слышал об этой программе. Французский приятель дал мне ссылку: http://www.virgingalactic.com/. А изначально нелзя было сразу на сайт верджина зайти ? Обязательно упомянуть французского приятеля? Случаем не Депардье или Делон ? Ответить | С цитатой
M  (12.04.13 16:47): Молодец-то молодец, но сильно у него высокое о себе мнение. Ответить | С цитатой
Не местный  (12.04.13 16:08): А кто это? Ответить | С цитатой
ира  (12.04.13 15:48): Где мои любимые Губернские хроники, почему Борис Филатов никого не критикует? Скучно. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1
garik78  (12.04.13 15:15): Красавец.
Молодец дядька,а всех завистников коих сейчас набежит великое множество необходимо прямиком направить в Марианскую впадину
Ответить | С цитатой
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
70
аварийных детских и тренажерных площадок планируется отремонтировать в 2024 г.

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте