Ее гастроли в Екатеринославе состоялись осенью 1909 года. В те годы она считалась лучшей Чио-Чио-сан мира, непревзойденной исполнительницей партий в операх Р. Вагнера.
…Будущая звезда мировой оперной сцены родилась в 1872 году в украинском селе Билявинцы, в семье священника. Детство ее прошло под Тернополем. Музыкальное дарование ее проявилось рано. Она охотно занимается игрой на фортепиано. Несмотря на то, что для дочери священника артистическая карьера была делом неподходящим, отец, видя талант Саломеи, отправляет ее учиться во Львов. Там она поступает в консерваторию, которую в 1893 году заканчивает по классу фортепиано и вокала с медалью. В том же году (15 апреля) успешно дебютирует на сцене Львовской оперы в партии Леоноры в опере «Фаворитка» Доницетти. Затем следует успех в роли Сантуццы («Сельская честь»).
И тут в жизни певицы происходит знаменательная встреча. Во Львове в тот год гастролировала знаменитая итальянская певица Джемма Беллинчиони. Она была не только покорена талантом юной артистки, но и посоветовала ей отправиться в Италию. Чтобы дочь могла учиться в Италии, отец заложил дом. Осенью 1893 года Саломея уже в Милане. Она совершенствует мастерство у профессора Фаусты Креспи. Всего год спустя начались ее выступления на итальянских сценах. В 1895 году она дебютирует на сцене театра Кремоны в партии Манон Леско. Затем следуют успешные выступления в Парме, Триесте. Не забывает она и родной Львов, куда ее постоянно приглашают. Голос певицы обрел такую мощь, что ей под силу стали и вагнеровские партии (Эльза в «Лоэнгрине», Елизавета в «Тангейзере», Изольда).
Наступил 1904 год. Меломанам известна печальная судьба миланской премьеры любимого детища Джаккомо Пуччини «Мадам Баттерфляй». Несмотря на участие выдающихся певцов, спектакль провалился. Понимая причины неуспеха, Пуччини переработал двухактную постановку в трёхактную. Местом новой премьеры стала Брешия. Для исполнения главной роли нужна была не только новая певица, а и сильная духом женщина. Ибо петь перед итальянской публикой в опере, которая с треском провалилась… И такой певицей стала именно Саломея Крушельницкая. Новая Чио-Чио-сан превзошла все и всех. Триумфальный успех вознес ее на вершину славы.
Отголоски этой истории докатились и до музыкальных кругов Екатеринослава. Местная знать тоже желала услышать оперную диву. Крушельницкая как раз завершила гастроли в Египте, и за особый гонорар согласилась петь в незнакомом городе. Билеты на спектакли были распроданы, ибо увидеть модную Саломею считалось хорошим тоном. Импресарио Антонио Мюранди приехал в наш город заранее, дабы проработать все организационные моменты: он решил нанять местный оркестр, соорудить японские декорации. Для экзотики даже нашел группу эмигрантов с азиатскими лицами, работавших здесь у какого-то помещика. Однако для экзотики импресарио привез также и настоящую японскую семейную пару, которая должна была в реалистической манере воспроизводить на сцене японские слова и фразы.
И вот звезда оперы - Саломея Крушельницкая - прибыла в Екатеринослав. Ее режим удивил горожан, желавших поближе познакомиться с певицей. Она вела замкнутый образ жизни, не принимала никаких приглашений на званые обеды. Первая репетиция в Зимнем театре прошла в обычном режиме. Согласно легендам, наш город произвел на оперную диву благоприятное впечатление. Ей нравилось гулять по набережной, слушать истории о визите в эти края царицы Екатерины Второй. Настал день спектакля. Примадонна Саломея пела партию Чио-Чио-сан, погружая екатеринославцев в мир страстей Дж. Пуччини. Группа эмигрантов с азиатскими лицами усердно изображала японцев – окружение юной гейши Чио-Чио-сан. Японская пара, что, наверное, логично, произвела на публику неизгладимое впечатление: кимоно, меч, прически, обувь, жесты, поклоны, «орлиный взгляд» раскосых мужских глаз и воплощение покорности в раскосых женских глазах. Первый спектакль прошел с триумфом.
После второго спектакля произошел такой казус. Среди местной знати особым разгульным нравом выделялся некий богач – Кондратий Сокольников. У него, по слухам, имелся гарем любовниц. И вот Кондратий решил поразвлечься: его слуги похитили после спектакля японку. Ее муж рассвирепел, устроил жесткие разборки Антонио Мюранди. Импресарио, однако, не знал, что ему предпринять: чужая страна, чужие законы, чужие нравы. В смятении он обратился за помощью к Саломее Крушельницкой. Вряд ли оперная дива жаждала ринуться в стихию «освободительной борьбы местных масштабов», но дела труппы касались и ее. Она, как рассказывали историки театра, решила прибегнуть к милой женской хитрости.
Кондратий Сокольников, его приятели и гарем были приглашены к Саломее Крушельницкой на званый ужин. Они опешили: оперная дива лично захотела их принять у себя? О такой чести мечтали все купцы и промышленники Екатеринослава. Приехав в отель с цветами и подарками, они были приятно удивлены: госпожа Крушельницкая приготовила ужин своими руками. Среди блюд значились: пироги ленивые, пудинги из капусты и с шодом (сладким соусом), ореховый торт, шпинат по-итальянски, мясные и рыбные блюда, много вина. Екатеринославские гуляки оказались банальными обжорами и устроили праздник чревоугодия. Примадонна даже пела для них неаполитанские песни. В это же время Антонио Мюранди, японец и мужская половина труппы освободили из «гаремного плена» несчастную японку. Семейная японская пара была тут же отправлена ночным курьерским поездом из Екатеринослава. А Саломея Крушельницкая, спев еще несколько спектаклей, уехала на гастроли в Аргентину.
Автор: Андрей Тулянцев, кандидат искусствоведения
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |