Есть на планете города и места, о необычных достопримечательностях которых знают все.
Кто не слышал, скажем, о санкт-петербургском крейсере «Аврора», пирамидах из Гизы, парижской Эйфелевой башне? Но все это – где-то далеко, а вот наш город, похоже, обделен какими-то исключительными объектами – так наверняка думают многие. А вместе с тем и Днепропетровск хранит немало тайн и загадок, которые просто раскрываются не всем и не сразу. Александр Сердюк, который сейчас работает главным специалистом лаборатории таможенной экспертизы культурных ценностей Академии таможенной службы Украины, а прежде не один год проработал в Днепропетровском историческом музее им. Яворницкого реставратором – один из тех, кто знает о привычных нашему глазу объектах чуть больше, чем другие...
Бабы улыбаются
В свое время Александр Семенович окончил Днепропетровское полиграфическое училище, получив профессию печатника. Но, видимо, сама судьба предопределила, что будет он работать с древностями: обе бабушки маленького Саши работали смотрительницами в Днепропетровском историческом музее, так что эти залы с детства стали для мальчика буквально вторым домом. Неудивительно, что после службы в армии Александр сразу же откликнулся на предложение поработать в музее - сначала реставратором старинных книг и рукописей, а позже и других предметов. Побывав на стажировке в Москве и Санкт-Петербурге, в начале 70-х годов Сердюк вместе со своими коллегами смело взялся за дело. В том числе и за каменную пластику – тех самых баб, которые стоят сейчас на полянке возле музея.
- За 522 рабочих часа мы отреставрировали 23 каменных изваяния, - вспоминает Александр Семенович. - Не секрет, что уже очень много лет подряд в музее ведутся разговоры о строительстве лапидария – сооружения, которое накроет баб. Считаю, что сейчас они находятся в ужасном состоянии – ведь когда такие изваяния стоят прямо на улице – не в степи, а в городских условиях, их реконструкцию нужно проводить каждые два-три года. Когда я занимался бабами, было видно, что та их часть, которая находится в земле, отлично сохранилась – несмотря на то, что газон вокруг них постоянно орошался водой. А вот наружная часть, которая все время «обрабатывается» выхлопными газами, страдает очень сильно. А еще могу сказать вам совершенно точно, что каменные бабы умеют предсказывать погоду! И песчаные, и гранитные изваяния примерно за полчаса до дождя начинают темнеть. А во время дождя камень чувствует, что даже самый сильный ливень скоро закончится – начинает белеть. Кроме того, бабы ведь могут улыбаться!
Не случайно в 1976 году, к 200-летию Днепропетровска и к открытию музея, методом наложения был сделан потрясающий экспонат: лицо изваяния соединили с улыбкой Джоконды.
Не стоит будить призраков!
Когда в те же 70-е встал вопрос о воссоздании зала эпохи феодализма, Александра Сердюка руководство музея отправило на стажировку в Эрмитаж. Туда молодой сотрудник повез фотографии и эскизы кареты, которая сейчас занимает почетное место в историческом музее и по праву считается одним из самых уникальных экспонатов. По ним сотрудник Эрмитажа Виктор Чернышов определил, что эта карета-купе сделана в мастерской француза Буше по государственному заказу для Гофинтендантской службы. То есть для курьеров фельдегерско-почтовой службы Екатерины Второй. Легенду о том, что это карета принадлежала самой императрице, по словам Александра Сердюка, музейщики того времени отвергли сразу. Есть и версия о том, что в ней ездили слуги Григория Потемкина, и даже его убийца.....
Вернувшись в Днепропетровск, я принялся за шитье ремней из кожи, - рассказывает Александр Семенович. - Как вдруг однажды утром мой троллейбус «Б», на котором я ехал на работу, попал в аварию. Я упал, и один из пассажиров раздавил мне плечо. Кость разломалась на 19 осколков – слава Богу, врачи мне все сложили, как надо, но тогда продолжать сам работу я, конечно, не мог – оставалось только руководить процессом. Вскоре у кареты появилась съемная драпировка. Дело в том, что в карете было обнаружено множество тайников, в которых еще сам Яворницкий находил всевозможные записки и документы. Постоянные поиски таких «секретов» уничтожили подлинную драпировку. Затем мы восстановили подлокотники, стекло для кабины. Однажды я узнал, что заказ по реставрации кареты хочет перехватить один из ленинградских художников: ведь государство выделило на реставрацию 18 тысяч рублей... К счастью, этого не произошло - примерно за два с половиной года мы закончили работу над каретой.
У «Дамы в черном» - непростой характер
До сих пор крупную неприятность с левой рукой Александр Сердюк связывает именно с каретой. Да и вообще тесное «сотрудничество» с музейными экспонатами нередко чревато неприятностями как вполне объяснимого логикой, так и мистического характера...
Мало кто знает, что у музейных работников есть свои серьезные профессиональные заболевания, - вздыхает Александр Семенович. - Такие сотрудники Днепропетровского художественного музея как Семен Шило, Светлана Казанцева, Лидия Яценко умерли от воспаления головного мозга. Есть и просто такие экспонаты, к которым лучше не прикасаться. В том же художественном музее хранится картина под названием «Дама в черном». По одной версии это портрет жены ее автора - художника Бориса Григорьева, по другой – на ней изображена жена Максима Горького. Когда эта «Дама» начинает двигаться – происходят несчастья. Так, во время транспортировки картины из Днепропетровска в Киев погибло два человека, возвращалась - та же история. Я сам сопровождал эту картину и видел двух старушек, одна из которых попала под трамвай, на котором мы ехали, а другая – под другой трамвай, по пути нашего следования. Когда возвращались с картиной обратно, один из автомобилей почему-то рванул на красный сигнал светофора и сбил насмерть двух пешеходов....
Не случайно сегодня у посетителей Днепропетровского национального исторического музея им. Яворницкого пользуются популярностью ночные экскурсии – под покровом темноты многое тайное становится явным.
Автор: Юлианна Кокошко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Г.П. Кравченко 12 октября исполнилось бы 100 лет. Он погиб 23 февраля 1943 года в звании генерал-лейтенанта авиации, получив его в 28 лет. Вторую звезду Героя ему присвоено в 27 лет. К сожалению, в музее о нем нет отдельной экспозиции, хотя это был действительный ГЕРОЙ. Более подробно о мероприятии узнать по тел. 791-60-31, 7887-931. Ответить | С цитатой
Горе-реставратор, лучше бы промолочал!
Так нет же, пиариться ему нужно!
Язык подвешен и не более! Ответить | С цитатой