ПОЧЕМУ НА ГЛАВНОМ БУЛЬВАРЕ
Весь период существования Екатеринослава его главной артерией, на которой была сосредоточена экономическая и общественная жизнь, был Екатерининский (К.Маркса) проспект. Естественно, уже в период обсуждения проектов строительства трамвая проспект выбрали для расположения его первой линии. Договор о строительстве подписали 14 июня 1895 г. Городская Управа и представители Франко-Бельгийского акционерного общества. Весной 1896 г. были начаты работы по строительству трамвайных линий. При этом первую линию с самого начала планировали расположить посреди роскошных бульваров.
19 февраля 1898 г. на заседании императорского Русского технического общества в Санкт-Петербурге слушали доклад руководителя строительства трамвая в Екатеринославе инженера А. Когана. В нем так определялась топография первой линии: «Ввиду значительной ширины улицы городское управление вполне целесообразно решило отвести под дорогу полосу, по которой не происходит ни пешеходного, ни экипажного движения, а именно полосу между бульварами в более широкой части улицы… и по сторонам центрального бульвара в менее широкой части проспекта».
В том же докладе описывались границы первой линии: «Линия эта начинается у самого вокзала дороги… и выходит на Екатерининский проспект… Затем, пройдя проспект, путь выходит на обширную Соборную [ныне Октябрьскую] площадь… опоясывает всю площадь в один путь с разъездами против Потемкинского сада [ныне парк Шевченко] и в конце, вблизи которого расположены казармы и летние лагерные помещения войск… Длина этой линии от вокзала до конца Соборной площади 6078 м, причем на протяжении более 4 км путь двойной».
Эксплуатацией «бельгийского» трамвая ведало АО «Анонимное общество «Электрические трамваи Екатеринослава». Первая линия называлась «Вокзал – Соборная». От этой линии, как от ствола дерева, отходили три боковые ветки. Первая – от пароходной пристани у железнодорожного моста по улице Провиантской (Пастера). Вторая ветка отходила от проспекта по Торговой (Ширшова) улице, заканчиваясь на Иорданской площади (район Нового моста). Третья ветка проходила по Александровской (Артема) и Базарной (Чкалова) улицам. Таким образом, первоначально трамвай имел три маршрута: «Вокзал – Соборная», «Вокзал – Иорданская» и «Пристань – Базарная».
ТРЕТИЙ В РОССИИ
Изначально на первой линии трамвая были положены обычные железнодорожные рельсы. Ширина колеи составляла 1 метр. Рейки укладывали на дубовые шпалы длиной от 1600 до 1800 миллиметров. Центральная станция трамвая строилась на Озерной площади. В субботу, 14 (26) июня 1897 г., состоялось торжественное открытие трамвайного движения в Екатеринославе. Был жаркий солнечный безветренный день. На протяжении всей линии «Вокзал – Соборная» толпился народ. В 14 часов к трамвайному парку на Озерную площадь прибыл губернатор Батюшков с супругой и другие представители местной элиты. Гости расположились в шести вагонах зеленого цвета немецкого производства, богато украшенных разнообразными флажками, цветами, шарами и лентами. Жена губернатора перерезала красную ленту на воротах станции. Первый трамвай в сопровождении звуков оркестра и возгласов «Ура!» выехал на площадь. Все вагоны затем торжественно проехали по проспекту до конечной остановки и обратно.
Екатеринослав стал третьим городом в Российской империи, после Киева (1892) и Нижнего Новгорода (1895), где было открыто движение электрического трамвая.
«ДОЛГОИГРАЮЩИЙ» ПЕРВЫЙ МАРШРУТ
Первый маршрут трамвая по главному проспекту в дальнейшем существовал всегда. За исключением 1918–1920 гг. и 1943 г., когда движение временно прекращалось из-за боевых действий и разрухи. В 1934 г. именно на маршруте №1 были начаты работы по перешивке узкоколейных линий на ширококолейные. Тогда маршрут №1 заканчивался уже возле Лагерного (Нагорного) рынка. Еще с 1912 г. колея была продлена дальше по Лагерной улице (просп. Гагарина), до бывших Артиллерийских лагерей. По этой колее поворачивали трамваи с ул. Чкалова и Чернышевского. В 1934 г. колею продлили до транспортного института (ДИИТа), куда первоначально ходил трамвай №7.
В 1940 г. на маршруте №1 «Вокзал – проспект К. Маркса – Октябрьская пл. – Лагерный рынок» работало 15 поездов. И только уже после войны конечной остановкой первого маршрута также стал ДИИТ.
Первый маршрут трамвая длиной 15,6 км - самый «древний», остается главным и самым популярным в Днепропетровске. Пока ему не грозит уничтожение, как, например, случилось с киевским трамваем, который убрали с Крещатика. Наш маршрут трамвая №1 может быть ликвидирован только после завершения строительства первой линии метро, хотя этот вопрос спорный. А пока этого не случилось, первый маршрут ежедневно функционирует, как и 115 лет назад.
Автор: Максим Кавун, кандидат исторических наук, член Национального Союза краеведов Украины
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
1.Подняться по прекрасному бульвару до Горного - 10мин
2.Спуститься на 60м вниз - 5мин
3.Подождать 15 мин поезда
4.Доехать до вокзала - 10мин
5.Вернуться по не менее прекрасному бульвару до Горькоко - 10 мин
Итого: 50мин
Классно ! Ответить | С цитатой | Обсуждение: 3
Какие вы все хорошие и добрые, когда ТРЕЗВЫЕ! Как сказали классики - "Трамвай построить - не ишака купить!", так что трамвай таки построили, а ишаков, как вы сами видите, у нас своих шо гуталина! Даешь - молодежь, постройте свой, настоящий, удобный, дешевый трамвай для города, вот тогда и погуторим на завалинке, кто есть who, и чьи в лесу шишки! Ответить | С цитатой | Обсуждение: 2
По всему видно - высокоразвитый у нас промышленно-машиностроительный городок.
И градоначальство стабильненько на протяжении всея имперской истории полюбляет разрэзать красные ленточки. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 2