Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
вт, 05 ноября 2024
04:22

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

Рабская сила

Рабская сила
В Днепропетровском театре имени Т.Шевченко состоялась премьера моноспектакля «В катакомбах».

В год 140-летия Леси Украинки в Днепропетровске проходит немало интересных мероприятий, посвященных творчеству выдающейся поэтессы.

И, как правило, проводятся они не для галочки, а с целью переосмысления наследия произведений классика. Да это и понятно: за те сто с лишним лет, которые отделяют нас от реалий, в которых жила Леся Украинка, изменилось очень многое. Хотя, возможно, именно сейчас история сделала в своем развитии по спирали очередной виток, вернувшись на те позиции, которые занимала больше века назад. А значит, взгляды Леси Украинки не кажутся такими уж архаичными...

Драматическую поэму «В катакомбах» поэтесса написала в 1905 году – в первые дни русской революции. В советское время было принято считать, что это одно из самых выдающихся антирелигиозных произведений в мировой литературе. А речь в ней идет о рабе-неофите - действие происходит в Древнем Риме. Этот раб приходит в общину первых христиан, которые собираются в катакомбах. Но в ходе разговора с главой церкви блеск в его глазах тускнеет: оказывается, там, на небе, тоже будут рабы - рабы Божьи. И его не удовлетворяет пояснение, что быть рабом Бога - наивысшее благо. В результате бесед с приверженцами новой веры, среди которых есть как рабы, так и патриции, раб озвучивает просто-таки крамольную с точки зрения христианства мысль: «Своєї крові я не дам ні краплі за кров Христову!». В конце концов раб проклинает христиан и уходит в лагерь восставших рабов, расположенный за Тибром.

Ясно, что он, по замыслу Леси Украинки, решил стать революционером: «Я честь віддам титану Прометею, Що не творив своїх людей рабами, Що просвітив не словом, а вогнем».

Именно эту поэму выбрал для своего моноспектакля актер Днепропетровского академического украинского музыкально-драматического театра им. Т.Шевченко, ведущий мастер сцены Вилен Головко. В этом театре он служит три года, зрители знают Головко по ролям в постановках «На поле крови», «Диоген» и других. Что же заставило обратиться к такому неоднозначному материалу, как поэма «В катакомбах»?

- Не секрет, что сегодня Лесю Украинку мы больше знаем и любим в виде ее изображения на купюрах в 200 гривен, нежели на страницах книг, - откровенно признается Вилен Головко. - Что же касается поэмы «В катакомбах», то очень часто даже школьные учителя украинской литературы не знакомы с этим произведением. Я же решил обратиться к нему, однако ни в коей мере не хотел обидеть ни самого Господа Бога, ни чувства тех, кто в него свято верит. Во время спектакля на сцене зрители могут видеть три креста. Первый из них – крест раба, второй – священника, а третий – патриция, или пана. Представители всех этих трех социальных слоев жили в одно время, общались друг с другом. Времена изменились, однако потомки этих персонажей живут сегодня. Именно поэтому я вместе с Лесей Украинкой пытаюсь разобраться в том, что же представляет собой церковь. Это институт власти или же организация, которая помогает людям жить? В поэме говорится о том, что вся власть – от Бога.

И сегодня мы видим всех наших руководителей со свечками в церкви – значит ли это, что они тоже ниспосланы нам свыше? Думаю, зритель должен сам разобраться, как ему жить в этом мире. Надеюсь, Леся Украинка сможет ему в этом помочь.

Таким образом, становится ясно, что «В катакомбах» - отнюдь не революционная, а философская поэма, для которой можно найти самые разные интерпретации. Премьера спектакля состоялась на малой сцене театра им. Т.Шевченко как раз в чистый четверг, когда у публики было особое настроение. А для того, чтобы впечатления от прикосновения к вечной теме были более полными, Вилен Головко прочитал еще и стихи Тараса Шевченко. И предложил зрителям после спектакля отведать красного вина, которое на протяжении всего действа стояло на столе в бутылке. И было, как выяснилось, не бутафорским, а настоящим!

Gorod.dp.ua на Facebook.


.  (29.04.11 14:39): Вы все АЦТОЙ. Ответить | С цитатой
помреж Синяк  (28.04.11 13:21): ... как специалист со стажем (не путать с запойным), обязан указать на явные промахи режиссуры...
...красным нужно было размяться до спектакля...
...а после спектакля догнаться коньячком...
Ответить | С цитатой | Обсуждение: 3
ну и ну!  (28.04.11 12:55): "В конце концов раб проклинает христиан и уходит в лагерь восставших рабов, расположенный за Тибром."
Дя а мода была тогда такая на все демоническое и антихристианское. "разрушим до основанья, а затем..." Было, знаем чем все это закончилось.
Неужели для построения справедливого общества и освобождения от рабства тому рабу надо было проклинать христиан? Может, это очень надо было самой Лесе и тем, чье мировоззрение она выразила в этом произведении?
Ответить | С цитатой
Q  (28.04.11 12:51): "Именно поэтому я вместе с Лесей Украинкой пытаюсь разобраться в том, что же представляет собой церковь." А Леся в этом разбиралась? Про притчу о двоих слепых, которые упадут в яму не забыли?

Лично я к творчеству Леси Украинки отношусь неоднозначно... Депрессии у нее много...
Антихристианство было в моде у тогдашней интеллигенции.
Интересно, что сделала бы с Лесей советская власть...
Наверное попала бы она со своим воспеванием и переосмыслением в Сандормох ГУЛАГА, где и окончили свои дни украинские интеллигенты, ждавшие визволення от царской России. Большевики визволили... А дальше - все знают, что было. Они дождались, и с ними "разобрались".
Ответить | С цитатой
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
54
долгожителя проживает в Днепропетровской области. 47 женщин и 7 мужчин, отметивших свое 100-летие.

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте