Сокращать специальности нужно в «непрофильных» вузах
То, что в нашем государстве молодым уже нет везде дороги, известно давно. Но с каждым годом проблема растет снежным комом: толпы выпускников со свеженькими дипломами штурмуют фирмы и предприятия в поисках достойного места работы. И уже через несколько месяцев пополняют ряды менеджеров, консультантов и продавцов. Причем независимо от того, что написано в этом самом дипломе.
Чтобы побороть проблему, несколько лет назад в Министерстве образования было решено популяризировать технические специальности, дескать, хватит нам уже всяких юристов-экономистов, будем взращивать инженеров. Но каких-то кардинальных изменений так и не произошло. Зато экономико-юридические квалификации оказались «живучие», и теперь госзаказ по ним решили сократить на 10-15 %, ссылаясь на невостребованность специалистов на рынке труда. К примеру, в Украине около 40 тысяч юристов и 35 тысяч экономистов не могут найти работу. Похожая ситуация и в Днепропетровске. Но при этом удивительно, что абитуриенты из года в год продолжают выбирать именно эти специальности.
- Многое зависит от самого вуза, его престижности в глазах работодателей, - пытается объяснить «аномалию» замдекана по научной работе экономического факультета ДНУ Роман Павлов. - Поэтому классическое и углубленное обучение будет всегда пользоваться спросом. К тому же сейчас четко прослеживается тенденция: чтобы быть подкованными и открывать собственный бизнес, молодежь стремится получить несколько специальностей, одна из которых - экономическая. Другое дело, что сокращать госзаказ нужно в непрофильных вузах. Если это технический вуз, то пусть выпускает инженеров.
С «сокращениями» согласны и в городском управлении образования.
- Почему, к примеру, гуманитарии не хотят работать по специальности, понять можно, - говорит замначальника управления образования и науки горсовета Виктор Горячев. - Зарплата молодого учителя - 860 грн., а того же продавца - около 2000. А вот студенты, которым не нравится выбранная специальность еще во время учебы, наверное, «случайные» люди. Тестирование - это хорошо, но вузы должны сами проводить отбор «кадров», руководствуясь принципом: «Лучше меньше, да лучше». С этой же целью, нужно четко определять потребность региона в тех или иных специалистах.
Службе занятости приходится «переучивать» кадры
Потребности эти хорошо известны областному Центру занятости, куда после тщетных усилий трудоустроиться ежегодно обращаются за помощью сотни выпускников. Например, в 2010 году там состояло на учете 6090 молодых специалистов, из которых 60% - выпускники вузов, техникумов и колледжей. Правда, и «профессионалы» могут помочь далеко не всем, поскольку вакансий значительно меньше, чем претендентов. К примеру, экономистов в 2010 году на учете стояло 2781 человек, а вакансий было в 6 раз меньше, из 391 юриста нужна была лишь 4 часть. Есть здесь и те же инженеры, и педагоги. Многих приходится переучивать, но даже это не дает гарантии получить работу - из 240 «переученных» службе занятости удалось трудоустроить только 200. К слову, даже в Центр занятости обратиться выпускнику непросто: для этого нужна соответствующая справка из вуза, которую в учебных заведениях дают со скрипом. Никак не хотят наши университеты признавать неспособность трудоустроить огромное количество своих воспитанников.
Недавно среди старшекурсников ведущих вузов города провели опрос. Респондентам, условно разделенным на 3 направления, нужно было ответить на два вопроса: нравится ли выбранная специальность и собираетесь ли работать по ней?
Результаты оказались весьма любопытными.
Гуманитарно-педагогическое | Техническое | Экономическое | |
Нравится (%) | 47,5 | 49 | 86 |
Не нравится | 61,5 | 47 | 4 |
Планирую работать | 24 | 6,5 | 89 |
Не планирую | 33 | 24 | 8 |
Ни в коем случае | 43 | 69,5 | 3 |
Автор: Лина Марченко
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
А ситуацию решит поворот ситуации следующим образом:
1. Детям оформляются целевые кредиты на следующие цели;
а) школьное образование в трёх частях, обязательный уровень (читать, писать, считать, услуги куратора, общая физподготовка), обучение по интересам (спецпредметы, кружки, секции, курсы по дисциплинам, которые ребёнку потребуются согласно его планам на жизнь), начальный профуровень (лет с 14 работа с 12-16 часовой рабочей неделей и параллельным получением знаний необходимых для карьерного роста);
б) высшее образование (только по заранее намеченному профилю работы)
в) на организацию собственного дела, обустройства семьи, гранды по госзаказам научной проблематики (согласно плану государства по развитии науки на 20-30лет) Ответить | С цитатой
А технари или гуманитарии, если вуз готовит специалистов для Мадагаскара и ему за это платят денег то пусть готовит их качественно. Если вуз выпускает экономиста и тот не может не устроиться на работу не открыть своего дела то он плохой экономист, вуз плохо работает. У нас нет плановой экономики уже 20 лет, а до сих пор непонятно че да как. Ответить | С цитатой
А технари или гуманитарии, если вуз готовит специалистов для Мадагаскара и ему за это платят денег то пусть готовит их качественно. Если вуз выпускает экономиста и тот не может не устроиться на работу не открыть своего дела то он плохой экономист, вуз плохо работает. У нас нет плановой экономики уже 20 лет, а до сих пор непонятно че да как. Ответить | С цитатой
Есть среди моих знакомых и выпускники пединститутов, которые торгуют спиртными напитками, есть и с дипломом иняза, работающие с производством труб и инженеры работающие в финансовом секторе. Можно сделать вывод, что стране нужна нормальная школа (10-11 класс) и не нужно людям тратить время, добывая крохи общих знаний в ВУЗах Ответить | С цитатой