Не стал исключением и Покровский район, расположенный в 130 километрах от Днепропетровска, на границе нашей области с Донецкой и Запорожской. Когда-то эти бескрайние степи назывались Диким Полем. По ним кочевали племена скифов, половцев, сарматов, и о той эпохе напоминают разбросанные по всему району могильники-курганы. Легендарным историком Дмитрием Яворницким недалеко от окраины Покровского были раскопаны стоянки бронзового века, он же отсюда вывез немало скифских баб, которые сейчас украшают Днепропетровский исторический музей. А в XVI-XVII веках этот край заполонили орды крымских татар.
Покровское или Сирковка?
Официальная история поселка городского типа Покровское начинается в 1779 году – год назад райцентр отпраздновал свое 330-летие. Хотя первое письменное упоминание о заселении этой местности относится к 1760 году. На берегу реки Волчья был зимовник отставного запорожского старшины Головко. После уничтожения Сечи на этом хуторе поселилось множество запорожских казаков.
Но как считают многие краеведы, на самом деле Покровское – почти на век старше. В XVII веке вдоль Волчьей пролегал Муравский тракт, который крымские татары и янычары использовали для нападений на украинские поселения, по нему же гнали в рабство наших предков. Осенью 1673 года кошевой атаман Войска Запорожского Иван Сирко со своим отрядом встретился на Муравском тракте с большим отрядом татар и разгромил его, освободив из плена большое количество украинцев. Эта битва состоялась на праздник Покрова Божией Матери, который очень почитался запорожцами. В честь этой победы местную слободу и назвали «Покровка», «Покровское». Кстати, в память об атамане западную часть села местные жители до сих пор называют Сирковка.
Ставка – на аграриев и «зеленый туризм»
Современное Покровское – центр района, основанного в 1923 году, с общей площадью 1210 квадратных километров. Включает в себя 71 населенный пункт (69 сел и 2 поселка городского типа). Традиционной основой жизни района остается сельское хозяйство, на всю Покровщину – всего два промышленных объекта. Соцкультбыт включает в себя центральную райбольницу, 27 фельдшерско-акушерских пунктов и амбулаторий, 18 школ и одно высшее ПТУ. Работают 30 клубов, 27 библиотек, конно-спортивная и спортшкола, центр детства и юношества, художественные и музыкальная школы.
Такой лаконичный портрет жизни района участникам пресс-тура по Покровскому району представили его руководители – председатель райгосадминистрации Г. И. Зинченко и председатель райсовета И.И.Лобода. Но особую ставку в районе делают на развитие сельского зеленого туризма. Предпосылки для этого есть как природные, так и исторические. По берегам реки Волчьей раскинулся уникальный Дибровский лес, которому присвоен статус национального заповедника и с которым связано множество легенд и событий. На Покровщине уже несколько веков развивается школа вышивки, которая, говорят, может стать не менее знаменитой, чем Петриковская роспись. С районом связаны и вехи жизни легендарного Нестора Махно, который титул «батьки» получил в соседней Великомихайловке. Уже три года в районе активно развивают программы сельского туризма, и первые гости смогли оценить красоту Покровщины. В координации с запорожским Гуляйполем в следующем году намерены запустить маршрут «Дорогами Батьки Махно».
Инвесторы из Донецкой области приступили к созданию музейного комплекса “Курень Запорожских казаков” с хутором, мельницей, церковью. А чем может район удивить не завтра, а уже сегодня, нам предложили увидеть своими глазами.
Трактора и колбаски
Признаюсь, сначала я очень удивился, когда в программе поездки увидел посещение высшего профессионального училища №75 – ну что мы, в городе ПТУ не видели?! Но это мнение пришлось быстро переменить – настолько оказалось необычным это учебное заведение и его история, особенно с учетом сельской глубинки.
К околице Покровского прилепилось небольшое село Александровка. После присоединения Крымского ханства к России царское правительство начало раздавать казацкие земли дворянам и офицерам. Территорию нынешней Александровки по 50 копеек за десятину скупил бывший запорожский старшина Антон Гнида. А его внук Дмитрий Титович Гнедин в 1883 году за собственные деньги основал ремесленное училище для сельских детей. Из них училище совершенно бесплатно готовило кузнецов, столяров, слесарей, садовников, виноградарей, строителей.
Как удивляло современников это училище 120 лет назад, так поражает и сегодня. Среди небольшого поселочка раскинулся настоящий студгородок с 7 учебными корпусами (в которых четырнадцати специальностям обучается 582 ученика из пяти областей страны), прекрасными по комфорту общежитиями санаторного типа и инфраструктурой, которая соответствует статусу не сельского ПТУ, а городского колледжа. Свое обширное хозяйство директор училища Александр Николаевич Чебанко показывает на бегу – иначе не успеть увидеть хоть малую толику. Экспозиция местного музея и действующих моделей, изготовленных руками учеников, прекрасная. Особое восхищение журналистов вызывает гудящий тракторок – его старший собрат, кстати, встречает гостей на въезде в училище. В общежитиях – бесплатные интернет-кафе, видеозалы, комфортные комнаты. Есть свое подсобное хозяйство, санаторий. Смогли мы оценить и уровень подготовки местных кадров.
Ученицы-кулинары такие пироги, колбаски, салаты приготовили, что некоторых журналистов чуть не трактором пришлось оттаскивать от щедрого стола.
Казаки истоки берегут
А на другой окраине Александровки – то место, которое и дало название району. Именно здесь, на склоне холма у берега речки Волчьей, и разбил татар Иван Сирко. На месте сражения установлен памятный гранитный крест, а рядом – часовня Святителя Николая. У нее нас торжественно встречают благочинный Покровского района протоиерей Андрей (Тимощук) и элитный отряд Покровского полка Войска Запорожского Низового во главе с атаманом Николаем Секедой. Покровское казачество вот уже десять лет возрождается не на словах, а на деле. В реестре полка – 80 казаков. Одного из казачьих старейшин, 73-летнего Михаила Несторовича Одария (который, кстати, и моржеванием занимается, и двухпудовую гирю подбрасывает, как пушинку!) при нас торжественно награждают казачьим крестом.
Покровские казаки, в отличие от многих, горазды не только одаривать друг друга наградами и титулами. Нас везут на Покровскую Сечь, где традиционно проходят слеты джур (юных казаков) из разных областей. Отряд джур удивляет театрализованным представлением с рукопашным боем, разбиванием досок, владением холодным оружием. А потом казаки рассказывают нам о своем житье-бытье под чарку горилки и вкуснейший, прямо с костра кулеш.
Вместе с казачеством на Покровщине активно возрождается и православие. В отличие от многих районов, здесь не приживается всякое сектантство. А вот прекрасные храмы – восстанавливаются. Пример этому – чудесный Свято-Успенский собор в соседней Маломихайловке. Вот уже шесть лет его с нуля возводят настоятель отец Евгений и семья меценатов Пучков. Хотя внутренний интерьер еще не приобрел завершенного вида, в соборе потрясает резной деревянный иконостас. Любопытна история этого шедевра. В Маломихайловке живет народный мастер резьбы Владимир Хворостяной. Большую часть жизни он вел, скажем так, не совсем законопослушный образ жизни. Но семь лет назад пережил клиническую смерть, и из хулигана превратился в праведника. Сам пришел к батюшке и предложил свою помощь в благоукрашении храма. Сегодня плодами его трудов любуются все прихожане, приезжают посмотреть на деревянное чудо и издалека.
Несите, кони резвые, к успехам
Уже не первый год Покровский район является одним из лидеров в развитии сельского спорта. «Два кита» местного спорта – футбол (местная команда несколько лет подряд становилась чемпионом области, но в прошлом году их с трона нежданно потеснили петриковцы) и конный спорт. На Покровщине – сразу две обители лошадок: конезавод и конно-спортивная школа, которую нам посчастливилось посетить.
В этом году школа отмечает свое 40-летие. В 1970 году конно-спортивная секция была создана при колхозе «Победа» - аграрии загорелись лошадьми после проведения на покровском стадионе чемпионата Украины по конному спорту. Секция начиналась всего с трех коней, но уже через месяц скакунами покровцев обеспечил Днепропетровский конезавод №65. А уже в следующем, 1971 году, к начинающим коневодам пришли первые успехи – чемпионом Украины на жеребце Май стал Леонид Сергиенко, который позже стал известным как директор известного предприятия и народный депутат Украины. С тех пор воспитанники покровской конно-спортивной школы неоднократно становились чемпионами страны, в составе сборной Украины завоевывали призы на международных турнирах.
К настоящему времени, по словам директора школы Юрия Чередника, школьный комплекс включает 15 гектаров территории, на которых расположены ипподром, конкурные поля, стойла на 80 лошадей. Выездкой и скачками занимаются 38 детей, хотя в лучшие времена было до сотни. Это учреждение – единственная в стране сельская государственная конно-спортивная школа (остальные – или закрылись, или перешли в частные руки), в которой, кстати, благодаря поддержке местной власти и меценатов занятия для детей – совершенно бесплатные.
Тайны Дибровского леса
Главное природное сокровище Покровского района – раскинувшийся на 1206 гектарах Дибровский лес. Среди окрестных степей и полей он выглядит настоящей диковиной. Небольшие лесочки по берегам местных речушек Волчьей, Гайчура, Нижней Терсы, Соленой, по ярам и балкам росли с древности. Вот только вырубались они систематически – и татарами, и поляками, и местным населением. Но с 1863 года пионер степного лесоразведения, ученый Виктор фон Графф с учениками сосной и дубами стал засаживать окрестности Покровского. К 1869 году образовался огромный массив Дибровского леса, и было основано Великомихайловское лесничество. С этим лесом связано немало преданий и легенд.
В восточной части леса до сих пор высятся остатки 200-летнего «Дуба смерти». Облик гиганта сохранили лишь давние фотографии, и сейчас от него осталась лишь часть ствола, закованная в бетон, с портретом Нестора Махно. Долгое время именно этот лес был опорным пунктом армии атамана, а в Великомихайловке Нестор получил прозвище Батьки. Уже в советское время рядом с гигантом-дубом были найдены останки 24-х человек, похороненных в странной, сидячей позе. Советская пропаганда сделала погибших жертвами махновских отрядов. Но воспоминания старожилов села опровергли эту версию: Махно очень бережно и сочувственно относился к местным жителям. А людей убивали (чаще всего с целью грабежа) разные бандиты, которых всех в советское время называли «махновцами». Портрет и стихи «реабилитированного» Батьки украшают «Дуб смерти».
А вот «Сосна любви», тоже являясь старожилом леса, дожила до наших дней. По странному капризу природы огромное дерево растет не ввысь, а параллельно земле. При этом ствол сосны – волнообразный. Одни видят в нем удобную скамью, на которой влюбленные могут посидеть рядом и открыться в чувствах. Другие и вовсе считают подобием брачного ложа, откуда и пошло название сосны. А неподалеку расположены не менее легендарные Марушкины скалы, название которым тоже дала история любви – но уже с трагическим финалом.
Побывайте и вы в Покровском крае и убедитесь, сколько прекрасного, необычного и удивительного можно здесь встретить!
Автор: Константин Шруб
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Олег, Речь идет об Евангелии,а не оБиблии.
А там слово в слово то,что написано ниже.
Библия-это сочинение похлеще любых комиксов. Ответить | С цитатой
Для тех, кто видит только то, что ему удобно... или скорее, для тех, кто еще сомневается...
Евангелие от Луки, глава 1:
Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. 29Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что' бы это было за приветствие. 30И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; 31и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. 32Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; 33и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
34Мария же сказала Ангелу: ка'к будет это, когда Я мужа не знаю? 35Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Б Ответить | С цитатой
Попробуйте пообсуждать первое предложение Евангелия с христианами. И вы поймете, кто такие настоящие зомби. Христианин вам будет говорить, что: “Это не родословная Христа, а родословная Иосифа или что это родословная Марии” или будет придумывать еще какую-нибудь чушь. Вы ему будете тыкать носом в это первое предложение и показывать, что написано черным по белому: родословная Иисуса Христа. Иисусовец не будет читать Евангелие. Просто побоится смотреть на свою святую книгу. Будет выкручиваться, выкручиваться, придумывать удивительные глупости, но читать не будет. Ответить | С цитатой
Из этой родословной очевидно, что Иисус (называемый Христос) не человек вне национальности, а чистокровный еврей. В его роду не было ни русских, ни татар, ни литовцев, ни белорусов. Только одни евреи.
Никакой божественности в происхождении Иисуса также не было.
Если бы Христос был богочеловек, то его матерью была бы Мария, а отцом – Бог (дух святой). Тогда Иосиф не являлся бы отцом Христа, а был бы всего лишь чисто формальным мужем Марии. И в этом случае Христос не являлся бы ни сыном Иосифа, ни сыном Давидовым, ни сыном Авраамовым. Но в приведенной родословной Иисуса Христа нет ни родословной Марии, ни родос Ответить | С цитатой