"Весь мир-театр..." - это всем известное изречение классика всегда воспринималось мною достаточно абстрактно и иносказательно. И вдруг обрело совершенно реальное воплощение, стало яркой и конкретной картинкой, подобной тем, родом из любимых детских книжек, которые до сих пор хранятся в уютных и тёплых уголках памяти.
Произошло это совсем недавно в Эдинбурге - городе, в который рано или поздно мечтают попасть почитатели театрального искусства всего мира. С одной единственной целью - окунуться в атмосферу знаменитого Эдинбургского фестиваля.
Если быть совершенно точной, то в августе в Эдинбурге проходит не один, а сразу несколько фестивалей. Главный из них, официальный, обладающий патронатом августейшей семьи и фантастическим бюджетом, носит гордое название "Эдинбургский международный фестиваль искусств".
Его история восходит к 1947 году. Возникший в трудное послевоенное время, фестиваль был задуман его организаторами с целью вдохнуть оптимизм в своих соотечественников и обогатить культурную жизнь Британских островов. Сегодня стать его участником можно только по личному приглашению Директора, фестивальные афиши пестрят именами мировых звёзд, а профессионально составленная программа, удачно соединяющая оперу, балет и драму, равно привлекательна для почитателей всех этих жанров, съезжающихся в Эдинбург из разных уголков мира и обеспечивающих немалый доход шотландской казне.
Одновременно с главным фестивалем в Эдинбурге проходят международная книжная ярмарка, фестиваль блюза, фестиваль военных оркестров и, пожалуй, самый запоминающийся своей "обезбашенной" атмосферой экспериментальный театральный фестиваль "Фриндж", отмеченный Книгой рекордов Гиннеса как самый крупный в мире фестивальный форум по числу спектаклей, представленных в его афише. Количество спектаклей, сыгранных в этом году в программе Эдинбургской "Обочины" (именно так переводится c английского "fringe"), может сразить наповал любого театромана - более 34 тысяч. Показаны они были 19-ю тысячами артистов из 60 стран, от Португалии до Новой Зеландии, от Швеции до Зимбабве.
Вопрос о качестве спектаклей задавать бессмысленно. На большинстве площадок "Фринджа" - торжество театральной демократии: приезжай и показывай что умеешь.
Лишь некоторые театры, устраивая на своих сценах "фестивали внутри фестиваля", проводят селекцию участников. Большинство же исполнителей приезжают на "Обочину" за собственные деньги, поэтому имеют полное право быть замеченными и поощрёнными радушной и совсем невзыскательной в большинстве своём многонациональной фестивальной публикой.
Всю проведённую в Эдинбурге неделю с трудом решала дилемму: следовать официальной программе своего визита, тщательно подготовленной пригласившим меня на фестиваль Британским Советом в Украине и изобилующей спектаклями экстра-класса, либо слиться с многотысячной шумной толпой туристов-зрителей импровизированных разножанровых уличных перформансов.
К слову сказать, август выбран для проведения фестиваля неслучайно: на этот месяц в дождливой Шотландии приходится максимальное количество солнечных дней.
Достойная уважения забота организаторов об участниках представлений под открытым небом. Равно, как и о зрителях, для которых на улицах города (для полного уж счастья!) организована бесплатная раздача витаминизированной питьевой воды.
Пожалуй, самым ярким в палитре моих эдинбургских впечатлений в итоге оказалось именно это ощущение абсолютного погружения в шумный, многоязычный, неистово бурлящий фестивальный водоворот, выплеснувшийся на знаменитую Royal Mile (Королевскую Милю) и прилагающие к ней улицы и площади старинного города, по которым хотелось бродить с раннего утра и до позднего вечера. Порой жалко было пожертвовать даже получасом времени, чтобы зайти в кафе перекусить: казалось, что пропустишь самое главное. А когда голод давал себя знать всерьёз, а уставшие от нахоженных километров ноги просили передышку, порция ароматного кофе и аппетитный шотландский сэндвич, поглощаемые прямо на лавочке в чистом и ухоженном городском скверике, возвращали утраченные силы.
О фонтанирующей в фестивальном Эдинбурге креативности хочется сказать особо. Костюмы, музыкальные инструменты, оригинальные "живые" инсталляции из тел артистов, выложенных прямо на мостовой под ногами у прохожих, огромные афишные панно и даже гигантских размеров баки для мусора, ставшие на время фестиваля рекламными носителями, поражали смелыми и нестандартными решениями.
Фестиваль оккупировал всё пространство города: театры, музеи, артгалереи, клубы, многочисленные кафе, библиотеки, открытые веранды и холлы административных зданий, аудитории учебных заведений и даже действующие соборы.
Долго не могла прийти в себя, увидев живую скульптуру, "подрабатывающую" позированием для любителей оригинальных фото в нескольких метрах (!) от центрального входа в здание Верховного суда Шотландии.
Попыталась спроецировать ситуацию на Украину. Представить подобное трудно. Также как и предположить, что, к примеру, в родном Днепропетровске академический музей или, что ещё менее вероятно, Троицкий православный собор предоставили бы часть своего помещения в качестве пространства для авангардного театрального перформанса, как это сделала на время фестиваля одна из центральных кирх Эдинбурга. Тёплым комочком осталось в памяти физическое ощущение комфорта от царящих в фестивальной столице приветливости и толерантности.
Тысячи людей умудрялись разойтись, не толкаясь, на очень узких тротуарах города (где к тому же расположены остановки общественного транспорта с ожидающими его пассажирами), при этом вежливо улыбаясь друг другу. И если всё же в создавшемся вдруг заторе я оказывалась случайно задетой, неизменно следовало фирменное доброжелательно произнесённое "Сорри, мэм".
Ещё один момент, который привлёк внимание и заставил задуматься: столица Шотландии принимала самый крупный в мире фестиваль в момент, когда масштабные строительные работы по сооружению в городе линии скоростного трамвая были в самом разгаре. При этом ни строители, ни пешеходы не испытывали от взаимного соседства ни малейших неудобств.
Шотландцы с энтузиазмом относятся к идее внедрения в городскую инфраструктуру экологически чистого транспорта.
Трепетно относятся они к порядку и чистоте в своём городе, гуляя по которому временами ощущаешь лёгкое головокружение от чистого воздуха и теряешь ощущение реальности от окружающей красоты.
Задалась вопросом: может ли подобное проявление внутренней культуры эдинбуржцев как-то соотноситься с проектом, который с прошлого года активно финансируется правительством Великобритании.
Идея экс-директора Эдинбургского фестиваля Брайана Макмастера - обеспечить британских молодых людей свободным доступом к искусству - обрела своё реальное воплощение: жители Соединённого Королевства в возрасте от 18 до 26 лет получили право бесплатно посещать по одному выбранному ими для просмотра спектаклю еженедельно.
Фестивальный Эдинбург работает как чётко отлаженный, умный механизм. И процесс этот не создаёт впечатления излишнего напряжения, стресса, суеты, озабоченности. А ещё он лишён пафоса, официоза, снобизма, гламура, искусственно созданного ощущения собственной значимости, которыми, увы, обильно "приправлены" многие украинские, большие и не очень, культурные события.
Воистину сокрушительное впечатление произвела на меня гоголевская "Шинель", талантливо поставленная британцем Амит Лахав и восхитительно сыгранная его молодой труппой "Gecko".
Кроме Николая Васильевича, на Эдинбургской "Обочине" никого из соотечественников я не встретила. Современная культурная элита Украины свои таланты здесь почему-то не представляет.
Автор: Марина Лымарь
Главная сцена фестиваля |
|
|
Бесплатная вода-витаминчики |
|
|
Мусорные баки с рекламой фестиваля |
Фестиваль оркестров |
|
Стройка в городе не мешала пешеходам |
|
|
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Кстати,почти 9 лет Марина организовывала в нашем городе международные фестивали современного танца..А вы говорите.. Ответить | С цитатой
Марина, удачи Вам в творческой деятельности! Ответить | С цитатой
По поводу статьи поддерживаю Таню. Ответить | С цитатой
Я, например, отношу представителей любых профессий, интересующихся искусством и культурно развивающихся. Чаще такие люди встречаются среди работников театров, музеев, музыкантов, художников и т.д., а именно люди этих профессий получают зарплату, на которую на море и в Карпаты поехать роскошь, а заграница только присниться может!
Вы же не оказались среди них потому, что вовремя взяли коммерческий курс и правильно воспользовались редко встречающимися у людей, живущих в мире искусства, способностями организатора и предпринимателя.
Не спорю, научить Вы многому можете, но учеников выбираете не по способностям и таланту, а по наличию средств (обучение в Вашей школе не по карману детям из семей работников вышеперечисленных профессий). Это говорит о том, что Ваша школа для Вас является бизнесом, а не средством выражения Вашего таланта, Ваших идей и поиска нових!
Удачи Вам!
P.S. Был бы Ответить | С цитатой