Все процессы, связанные с мобилизацией, крайне чувствительны для украинцев. Какова роль полицейского в контексте мобилизации, что он вправе делать, а что нет, как вести себя мужчинам, чтобы не нарушать нормы закона и защитить себя от нарушений? Ответы на эти вопросы дал Глава Национальной полиции Украины Иван Выговский - конкретными законодательными нормами и на примере не менее конкретных жизненных ситуаций.
Какие функции выполняют полицейские после вступления в силу закона о мобилизации? (проверка военно-учетных документов, розыск граждан, не явившихся в ТЦК, доставка уклонистов в военкомат). Каких полномочий не было раньше и в полной ли мере эти полномочия коррелируют с Законом Украины "О Национальной полиции" и другими нормативно-правовыми актами?
Со вступлением в силу Закона Украины от 11 апреля 2024 года № 3633-ІХ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по усовершенствованию отдельных вопросов мобилизации, военного учета и прохождения военной службы" (далее – Закон № 3633), полиция, как выполняла свои обязанности, закрепленные в части третьей статьи 38 Закона Украины "О воинской обязанности и военной службе" по доставке в территориальные центры комплектования и социальной поддержки (далее – ТЦК и СП) по их обращениями (приложение 20 к Порядку организации и ведение военного учета призывников, военнообязанных и резервистов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 30.12.2022 № 1487 (далее – Порядок организации и ведения военного учета призывников, военнообязанных и резервистов) лиц, совершивших административные правонарушения, предусмотренные статьями Нарушение призывниками, военнообязанными, резервистами правил военного учета), 210-1 (Нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации) Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее – КУоАП), так и будет продолжать эти обязанности выполнять.
В отношении полномочий, которых не было ранее в полиции, информирую, что Законом № 3633-ІХ статья 24 (Дополнительные полномочия полиции) Закона Украины "О Национальной полиции" дополнена частью пятой согласно которой, кроме административного задержания и доставки лиц в ТЦК и СП, органы и подразделения, входящие в систему полиции, принимают участие в осуществлении мероприятий по оповещению военнообязанных и резервистов совместно с представителями ТЦК и СП.
При этом полицейские напрямую не будут вручать повестки в ТЦК и СП – это не предусмотрено законом.
Кроме этого, статья 32 (Проверка документов лица) Закона Украины "О Национальной полиции" дополнена частью второй в соответствии с которой полицейский имеет право в период действия военного положения и/или во время мобилизации (кроме целевой) требовать у лиц мужского пола возрастом от 18 до 60 лет предъявления им военно-учетного документа вместе с документом, удостоверяющим личность, и позволяет полицейскому прочитать и зафиксировать данные, содержащиеся в документах.
Должны ли быть официальные основания у полицейского для проверки документов (так называемая "ориентировка", наличие адреса места жительства или работы потенциального уклоняющегося, подозрительные вещи и т.п.)
Статьями 31, 32 Закона Украины "О Национальной полиции" предусмотрены полномочия полицейского по проверке документов у лица как превентивного полицейского мероприятия, направленного на обеспечение публичной безопасности и порядка, борьбу с преступностью.
Проверка же военно-учетных документов направлена на соблюдение военнообязанными законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации, и дает право проверять документы у всех лиц мужского пола в возрасте от 18 до 60 лет, независимо от оснований, определенных Законом Украины "О Национальную полицию".
Как ранее было отмечено, полиция, в этом случае, работает по обращениям ТЦК и СП (часть третья статьи 38 Закона Украины "О воинской обязанности и военной службе"). В этих обращениях содержится информация о лице, в частности Ф.И.О., дата рождения, адрес задекларированного (зарегистрированного) места жительства, а в случае наличия указывается также информация о месте работы, номерах мобильных телефонов и т.д.
Механизм реализации указанной нормы также урегулирован Порядком организации и ведения военного учета призывников, военнообязанных и резервистов (абзац третий пункта 56 и абзац шестнадцатый пункта 79).
Проведен надлежащим образом инструктаж для полицейских по всей стране по алгоритму их действий и ответственности в случае нарушения? Обязательно ли будет видеофиксация общения полицейский-гражданин?
Перед несением службы полицейским обязательно проводится инструктаж. Это предусмотрено нормативно правовой базой деятельности полиции. Конечно, эти алгоритмы уже доведены до всего личного состава и ежедневно контролируется их реализация.
Что касается ответственности полицейских, то в соответствии с частью первой статьи 19 Закона Украины "О Национальной полиции", в случае совершения противоправных деяний полицейские несут уголовную, административную, гражданско-правовую, материальную или дисциплинарную ответственность в зависимости от каждого частного случая.
По поводу фиксации общения с гражданами, Законом № 3633-ІХ четко предусмотрено, что во время проверки документов уполномоченный представитель территориального центра комплектования и социальной поддержки или полицейский осуществляет фото- и видеофиксацию процесса предъявления и проверки документов с применением технических приборов и средств фото- и видеофиксации (часть шестая статьи 22 Закона Украины "О мобилизационной подготовке и мобилизации").
Таким образом, фото- и видеофиксация будет обязательной.
Как обезопасить превышение правоохранителями служебных полномочий и избежать взяточничества ради "решения вопроса на месте"?
Во первых, как уже отмечалось, во время общения с гражданами будет осуществляться фото- и видеофиксация процесса предъявления и проверки документов с применением технических приборов, что также позволит фиксировать и возможные неправомерные действия полицейских.
Кроме того, в Национальной полиции есть соответствующие подразделения (внутренняя безопасность, главная инспекция и соблюдение прав человека), которые на постоянной основе осуществляют контроль за личным составом. И любой гражданин, владеющий информацией о неправомерных действиях полицейских, может обратиться по номерам 102 или 112, на телефоны «горячих линий», и сообщить об этом – на что сразу будет ответна реакция.
Какие еще подразделения МВД, кроме полиции, будут иметь право на проверку документов и доставку человека в военкомат?
Законом № 3633-ІХ полномочиями по проверке документов наделены уполномоченные представители ВСК и СП, и полицейские, а в пограничной полосе, контролируемом приграничном районе и на пунктах пропуска через государственную границу Украины – представителей Государственной пограничной службы Украины.
Какие именно действия или бездействие гражданина будут иметь правовые последствия (административная, уголовная ответственность)?
В случае неисполнения при мобилизации гражданином обязанностей, предусмотренных частями первой (появляться по вызову в ТЦК и СП…), третьей (проходить медицинское освидетельствование для определения пригодности…) статьи 22 Закона Украины "О мобилизационной подготовке и мобилизации ", за совершение им административного правонарушения по статьям 210, 210-1 (Нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации) КУоАП предусмотрена административная ответственность.
В то же время за уклонение от призыва на военную службу во время мобилизации, на особый период, на военную службу по призыву лиц из числа резервистов в особый период наступает уголовная ответственность, предусмотренная статьей 336 (Уклонение от призыва на военную службу во время мобилизации, на особый период, на военную службу по призыву лиц из числа резервистов в особый период) Уголовного кодекса Украины.
Наряду с этим, если лицо совершит злостное неповиновение законному распоряжению или требованию полицейского, то он будет привлечен к административной ответственности по статье 185 КУоАП, а в случае оказания сопротивления полицейскому или причинения ему телесных повреждений такое лицо будет нести уголовную ответственность по статье 3 345 Уголовного кодекса Украины.
Давайте смоделируем несколько ситуаций, чтобы было понятно, как это будет выглядеть на практике. Первая: к мужчине подошли полицейские на выходе из магазина и попросили показать военные документы, которых у того нет с собой, потому что он просто вышел в магазин и, допустим, даже без телефона – действия правоохранителей в такой ситуации, пошагово?< /p>
Прежде всего, во время проверки документау лица полицейскому необходимо установить, что именно отсутствует.
Например: у гражданина есть документ, удостоверяющий его личность, однако отсутствует военно-учетный документ. В таком случае полицейский документирует этот факт, после чего с целью предоставления правовой оценки действиям лица материалы посылает в ТЦК и СП.
Это в случае, если обращение ТЦК и СП в подразделение полиции о доставке именно этого лица не поступало.
Другой случай: если в подразделение полиции в установленном порядке от ТЦК и СП поступало обращение в отношении этого лица, тогда у полицейского возникает право на осуществление административного задержания и доставку его в соответствующий ТЦК и СП.
А если во время проверки у лица отсутствуют военно-учетные документы и удостоверяющие личность, полицейский может осуществлять административное задержание для установления личности.
Оно может длиться не более трех часов.
Вторая ситуация: полицейские проверили документы у выходящего из метро мужчины и обнаружили, что этот человек находится в розыске, - действия полицейского?
В этом случае важно понимать, в каком именно розыске находится личность. Если он находится в розыске за совершение уголовного правонарушения, то полицейский должен совершить неотложные действия по задержанию такого лица в соответствии с уголовным процессуальным законодательством.
Розыск лиц осуществляется исключительно в рамках уголовного производства в соответствии со статьями 281 (Розыск подозреваемого) и 335 (Остановка судебного производства) Уголовного процессуального кодекса Украины.
Если установлено лицо, которое в соответствии с обращением ТЦК и СП совершило административное правонарушение, предусмотренное статьями 210, 210-1 КУоАП, то в таком случае полицейский уполномочен на осуществление административного задержания и доставки военнообязанного в ТЦК и СП.
Третья: Если человек, которого остановили для проверки документов, например, убегает от правоохранителей, имеют ли право сотрудники полиции применить силу? Какую именно?
В соответствии с Законом Украины "О Национальной полиции" полиция при исполнении полномочий, определенных настоящим Законом, уполномочена применять меры принуждения.
Вид и пределы применения таких мер зависят исключительно от объема противоправных действий личности. Обычно, если не установлена причастность лица к совершению преступлений, то к лицу, совершающему злостное неповиновение законному требованию полицейского, могут быть применены такие меры принуждения как физическая сила и специальные средства (наручники, резиновые и пластиковые дубинки).
Четвертая: будут ли "поквартирные обходы" полицейских? Если да, то алгоритм действий, если есть информация, что человек избегает мобилизации, проживает именно по этому адресу, но делает вид, что его нет?
Учитывая то, что такое понятие, как "поквартирный обход", на законодательном уровне не определено, поэтому полицейские будут действовать в пределах и способами, определенными Конституцией и законами Украины, который предусматривает, в частности, установление и задержание лиц, совершивших это или иное правонарушение.
Поэтому в случае установления причастности лица к совершению правонарушения полицейскими могут приниматься меры по установлению местонахождения этого лица, его задержанию и доставке в соответствующие органы. И если лицо находится в розыске, то полиция имеет право прийти и по адресу проживания.
Пятая: мужчина за рулем едет по неотложным делам (в больницу к родственнику, например. Его останавливают, он объясняет, что спешит, возникает спор. Действия полиции?
Как уже отмечалось, в нашем государстве действует принцип верховенства права, целью которого является воплощение общепризнанных правил поведения в правотворческую и правоприменительную деятельность, в частности в законы, которые по своему содержанию должны декларировать принципы социальной справедливости, свободы, равенства и т.д.
Одним из ключевых элементов верховенства права есть принципы равенства и справедливости правовой нормы, поскольку другое не может обеспечить ее одинаковое применение, а потому, как и указано в статье 24 Основного закона нашего государства – Конституции Украины, граждане Украины имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом.
Учитывая изложенное, если лицо является правонарушителем, то и меры, которые будут приняты к нему, не будут отличаться по сравнению с другими нарушителями законодательства Украины. Наказание должно быть немедленным и неотвратимым.
Однако ситуации могут быть разными, поэтому каждая из них выясняется индивидуально с учетом тех обстоятельств, которые возникли и требуют их разрешения.
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |