Згоден
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтеся з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності та погоджуєтеся на використання файлів cookie.
Днепр » Новости города и региона
сб, 16 ноября 2024
03:21

НОВОСТИ ГОРОДА И РЕГИОНА

История Днепра: Самый загадочный храм города

История Днепра: Самый загадочный храм города

Этот храм был снесен более 50 лет назад, а о нм напоминают лишь несколько чудом уцелевших фотографий.

Только историки и старожилы города помнят о том, что на улице Европейской (до недавнего времени – Миронова, до Октябрьского переворота – Железной) было культовое сооружение необычной архитектуры в мавританском стиле.

Это была Екатеринославская караимская кенасса, которая была построена в конце 1880-х годов.

Напоминанием о самом загадочном храме города остались лишь несколько фотографий. На основании публикаций известного днепровского историка Валентина Старостина об истории кенассы и караимов в Екатеринославе напомнил исследователь нашего города Владимир Егоров:

«Можно без преувеличения сказать, что Екатеринославская караимская кенасса является самым загадочным культовым сооружением старого Екатеринослава (Днепра).

Находясь в самом сердце города этот храм, несмотря на свой достаточно эффектный облик, на удивление не попал ни в одну из серий старинных екатеринославских открыток. На сегодняшний день известна только одна единственная старинная фотография караимской кенассы, опубликованная в 1910 году в ежегоднике «Приднепровье». Не многочисленны и данные историков и краеведов об этой жемчужине мавританского стиля в нашем городе. Только хронология, которую мы и попытаемся здесь объединить в одно целое, - рассказывает сообщество “Екатеринославъ – Днепропетровск”.

Караимы – тюркская народность, исповедующая религию, которую считают ответвлением иудаизма. Кенасса – молитвенный дом караимов (до 1911 года назывался синагогой). Габбай – должностное лицо в караимской общине, синагоге или кенассе, ведающее организационными и денежными делами. Газзан – караимский священнослужитель, совершающий богослужение в кенассе, обладающий знанием древнееврейского или караимского языков.

В Екатеринославе караимы осели в начале XIX века. Первое название современной улицы Вячеслава Липинского (до недавнего времени – ул. Ширшова) – Караимская улица. Она начала застраиваться в 1790-х годах, и первыми ее жителями были караимы, которые быстро заняли позиции в сфере бизнеса. Как писала в 1887 году газета «Екатеринославский юбилейный листок», «почти все караимы… принадлежат к зажиточному классу общества, а некоторые из них ведут очень обширную торговлю табаком, бакалейными и мануфактурными товарами».Например, караимская династия Джигитов владела большой табачной фабрикой. Караимы пользовались значительно большими правами, чем евреи-иудеи. В Екатеринославе того времени существовало и караимское кладбище, занимавшее часть участка еврейского кладбища.

По данным историка и краеведа Валентина Старостина, на 1869 год участок на Железной улице (до недавнего времени ул. Миронова, нынешняя ул. Европейская), уже принадлежал караимской общине Екатеринослава. Строительство каменного здания кенассы началось 6 мая 1887 года. В 1896 году при кенассе было открыто караимское религиозное училище. В 1913 году уже работало училище при детском приюте Благотворительного общества и Общество пособия нуждающимся караимам. В 1910-х годах на территории участка Караимским обществом был выстроен трехэтажный жилой дом в стиле модерн.

Как мы можем видеть на фотографии 1910 года, двухэтажное здание кенассы построенное в мавританском стиле, размещалось в глубине участка и выходило главным фасадом на Железную улицу. Перед храмом было сооружено кованное на каменных столбах ограждение с парадным входом, пройдя через который верующие оказывались в небольшом палисаднике. Сегодня можно только предполагать, насколько эффектно смотрелась бы вся эта архитектурная композиция, которая вне всяких сомнений, в свое время являлась украшением центральной и многолюдной части Екатеринослава. На еще одной сохранившейся фотографии, датированной 1969 годом, запечатлено здание бывшей кенассы уже в стадии сноса.

Богослужения в караимской кенассе проводились по субботам, караимским религиозным праздникам и в «высокоторжественные дни». Газзан вел прием ежедневно. Сохранилась информация, что 20 февраля 1913 года в кенассе была отслужена поминальная служба по всем умершим государям из Дома Романовых. А на следующий день, 21 февраля 1913 года, отслужен благодарственный молебен в честь празднования 300-летия Дома Романовых. История сохранила сведения и о правлении караимской кенассы. На протяжении 29 лет, с 1882 по 1911 годы, обязанности газзана исполнял Самуил (Пигит 1849—1911) — караимский законоучитель, проповедник и писатель, автор сборника проповедей и стихотворений «Иггерет Нидхе Шемуэль». В 1913 году его должность временно занимали: инженер А.О. Леви и купец Моисей Эль (ранее занимал должности попечителя караимского религиозного училища; товарища габбая караимской кенассы). Доходный дом купца Эля, по улице Челюскинцев, 12, отлично сохранился и хорошо знаком всем жителям нашего города.

В октябре 1911 года из кенассы были похищены ценные предметы культа: «5 серебряных верхних украшений свитков закона, 18 серебряных лампад, 2 серебряных подсвечника, 1 серебряный канделябр, серебряные графин, бокал и указатель»

В 1930 году, с объявлением массового наступления на религию и церковь, Екатеринославская караимская кенасса была закрыта. С 1926 года жилой дом на участке уже занимал жилищный кооператив. В последующие два десятилетия по адресу улица Железная, 4, размещались конторы: в 1936 году – «Радгосппостачання», городской профком «Днепропищеторга», в 1942 году при немецкой оккупации здесь работала столовая, в 1951 году – контора и склад «Сортоовощ». Ныне на её месте находится правое крыло здания Облпотребсоюза.

Вот уже более пятидесяти лет назад канул в лету очередной храм старого Екатеринослава. Ценнейший и совершенно нетипичный для нашего города и региона, образец мавританского стиля в архитектуре.

…От себя добавлю следующее. В ДИСИ моим однокурсником был Володя Лукьянченко, родом из города Керчи. Володя несколько раз говорил, что он караим. Я в то время не интересовался, кто такие караимы. А вот теперь, когда публикую этот материал, вспомнил его слова и могу сказать, что был лично знаком с представителем этого народа.

Справка: по данным переписи населения Российской империи 1897 года, в Керчи насчитывалось 31383 жителя, из них 2 % составляли караимы».

Репродукции со страницы Владимира Егорова




Gorod.dp.ua на Facebook.


Костянтин  (07.03.24 15:46): Культові споруди це не завжди храми. В юдеїв та караїмів храм один - то, що розрушений. Решта - місця для молитви.
В Гірничому інституті, ще з 30-х років працював професор Танатар. Він був караїмом. Німці не вбивали караїмівмпід час 2СВ, але пограбували його унікальну бібліотеку.
Ответить | С цитатой
1
Gorod.dp.ua не несет ответственности за содержание опубликованных на сайте пользовательских рецензий, так как они выражают мнение пользователей и не являются редакционным материалом.

Gorod`ской дозор | Обсудите тему на форумах | Разместить объявление

Другие новости раздела:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Популярні*:
 за коментарями | за переглядами

* - за 7 днів | за 30 днів | Докладніше
Цифра:
50
лет просуществовала газета Днепр вечерний в бумажном формате

Источник
copyright © gorod.dp.ua
Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только с разрешения владельца.

О проекте :: Реклама на сайте