Накануне открытия наш корреспондент встретился с генеральным директором театра Александром Шароваровым, который рассказал, чем будут удивлять, привлекать, интриговать и радовать зрителя в новом году.
— Постулат «народ жаждет хлеба и зрелищ» не теряет актуальности со времен Древнего Рима, — отметил Александр Викторович. — Сущность его неизменна. Окончательный приговор всем нашим самым возвышенным и смелым творческим идеям выносит зритель. И не воображаемый, идеальный, а реальный, сегодняшний. Думаю, то время, когда художника больше всего заботили проблемы самовыражения и самораскрытия, миновало. Сегодня будь ты хоть семи пядей во лбу, если ты публике неинтересен и она тебя не принимает, – это провал. Театр не только древнейшее искусство, но и публичное со всеми вытекающими отсюда последствиями. В антрепризе Михаила Казакова есть спектакль, где он играет композитора Генделя. Не могу забыть признания его героя великому музыканту Баху. «Мы – потаскушки, Бах. Мы подсовываем себя клиенту. И если нас никто не хочет — то это катастрофа». Сказано грубо, но правдиво. Хотя у творцов гениальной музыки, не в пример театральным деятелям, есть шанс остаться в веках: музыкальные партитуры, как и рукописи, не горят. Театр в отличие от них сиюминутен. После него остаются только легенды, мифы, ностальгические предания.
— «Князь Игорь» из этой категории?
— Да. Это спектакль – напоминание о прекрасном начале Днепропетровской оперы, о людях, создававших свою модель театра. Спектакль – икона, которую мы стараемся беречь, предъявляя публике лишь по торжественным дням. Дань нашего поклонения основателям театра, его первопроходцам. Сегодняшний театр живет в других координатах, он меняется, эволюционирует. Но сохранять память о корнях — долг всякого цивилизованного человека.
— Кстати, 26 декабря Днепропетровский оперный поставит точку в сюжете о своем 35-летии и перешагнет в год 36-й. Что для вас такое событие: юбилей, итог, рубеж или повод оглянуться, сравнить, наметить новые ориентиры?
— Это околоюбилейный праздник. Без пафосных речевок, занудливых отчетов и громких деклараций. Семейный, сердечный по настроению и по атмосфере. Мне важнее активная и конкретная работа над реализацией задуманных проектов. Из ближайших, намеченных на осень, оперетта «Холопка-парижанка» и современный балет «Закулисье» (рабочее название). Репетиции новых спектаклей не отменяют гастроли балета. Короткие по времени, но трудоемкие, они пройдут в Швейцарии и Франции. О долгосрочных планах (они есть!) поговорим позднее.
— В прошлом сезоне театр заметно активизировал практику приглашения в свои спектакли звездных исполнителей со стороны. Собираетесь ли вы продолжать это начинание?
— Да, хотя это влечет дополнительные финансовые расходы (чем ярче звезда, тем она дороже). Но такие события вносят праздничное оживление, повышают зрительский тонус. Первый показательный пример в новом сезоне: звездная балетная пара из Мариинского театра – Денис и Анастасия Матвиенко. 2 октября они танцуют в «Дон Кихоте». Немногие знают, что обитатели мирового Олимпа родом из Украины, больше того, Денис из потомственной балетной семьи, имеющей крепкие днепропетровские корни. (Дед Георгий Павлович Клоков — народный артист Украины, глава танцующей династии.)
Другое событие осени — Людмила Шемчук в роли египетской царевны Амнерис в «Аиде». Заслуженная артистка России, обладательница многочисленных гостевых контрактов за рубежом, она поет в Вене, Берлине, Париже, Риме, Мадриде, Амстердаме. Среди ее наград золотая медаль фонда Ирины Архиповой «За заслуги в оперном искусстве ХХ столетия». Как видите, нам есть чем удивлять и радовать публику. Не только «постоянно приписанную» к театру оперы и балета, но и тех, кто впервые откроет его входную дверь. Пусть из любопытства. Надо же когда-то начать. Стыдно сказать, но 80 процентов днепропетровцев по результатам социологического опроса никогда не были в опере или балете. Факт угнетающий.
— Может, мешает представление о чрезмерной сложности высокого искусства, его элитарности? «Мы не любим того, чего не знаем», — говорят французы. м — Не верю в недоступность нашей афиши для широких зрительских масс. Не только потому, что в лицо знаю публику, для которой посещение театра – жизненная необходимость в буквальном смысле слова. Но точно знаю, нельзя научиться плавать, не войдя в воду.
— Когда вы так говорите, то думает прежде всего о молодой аудитории, близкой вам по возрасту, восприятию, театральным представлениям?
— Сегодняшняя публика отличается от той, что заполняла вновь открытую оперу в Днепропетровске. Не принимать во внимание этот факт так же неразумно, как не прислушиваться к ее суждениям и пожеланиям. Думаю, ей нужны спектакли, которые она понимает, которые эмоционально «цепляют» и трогают, где возвышенные страсти на сцене как-то соотносятся с реальностью. Таков наш курс на демократизацию высокого искусства. Мы его не выдумываем. Даже Большой театр России впервые в своей истории обращается к оперетте: в его постановочных планах «Веселая вдова» Штрауса. Валерий Гергиев заявляет о том, что не видит смысла в постановке спектакля, который соберет тысячную аудиторию снобов. Мы не претендуем на сравнение ни с Большим, ни с Мариинским театрами. Для нас важнее иметь индивидуальное лицо, свой репертуар.
Меня радует наличие авторских постановок в театре, их неповторимое сценическое прочтение. И публика на них отзывается. «Ночь перед Рождеством», «Академия вдохновения», «Кармина Бурана», «Дама с камелиями», «Танго в июне»… Не все наши эксперименты одинаково успешны, мы тоже учимся соотносить возвышенные устремления с действительностью. С особым волнением жду модернизированную «Холопку» и авторский балет начинающего балетмейстера и ведущего танцовщика труппы Дмитрия Омельченко. Это вовсе не означает исключения из репертуара масштабных классических полотен. Они – фундамент, основа. Но существует сегодняшняя жизнь с ее ритмами, реалиями, запросами. Не считаться с ней, игнорировать, отсиживаясь за стенами из стекла и бетона, занятие безнадежное. Она все равно достанет.
Автор: Наталия Иващенко
|
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Почему театры стали так бояться публики,так стали зависеть от неё? Думается, что репертуарный театр в Украине находится в очень серьёзном кризисе,отсюда и происходит этот страх.Театр в растерянности.У него нет художественной идеи.Нужно понимать,
ПРО ЧТО театр,ЗАЧЕМ он сегодня?Нужно понимать-ДЛЯ КОГО?
Публика на может быть вообще.Публика Мариинского театра и Днепропетровской оперы-разные публики.Разного хотят, за разным приходят.Театры пытаются выживать:то за счёт раскрученных медиалиц,то за счёт высавок трикотажных изделий.Но выживать "вообще"нельзя-надо для чего-то! Не надо "ложиться" под публику,уважаемый г-н Шароваров.Это опасно для здоровья!А вот за умного зрителя побороться стоит.Чтобы умный и продвинутый зритель пошёл в ваш театр,попотеть надо! Ещё и как... И приведённые Вами слова одного из великих профи современного театрального искусства Валерия Гергиева,при котором Мариинка пережила второе рождение, Ответить | С цитатой