На прямой телефонной линии негодования, жалобы и вопросы горожан рассмотрел начальник управления горсовета по вопросам защиты прав потребителей Сергей Веретник.
Малыми силами
Приятно, конечно, осознавать, что кто-то может защитить твои права. Но у городского управления по защите прав потребителей, как выяснилось, слишком мало для этого прав: ни оштрафовать, ни конфисковать, ни взять продукт на лабораторное исследование они не могут. Все это - прерогатива государственного управления, входящего в штат ОГА.
В городской конторе работает всего 8 человек, не трудно догадаться, что проверки сведены к минимуму. Да и нововведение в законах о проверках требуют от проверяющих предупредить проверяемых о своем визите за 10 дней. Этот закон за глаза называют законом о защите прав предпринимателей. Хотя только проверка 138 летних торговых площадок пополнила городской бюджет на 37,5 тысячи гривен - такова общая сумма выписанных за нарушения штрафов.
- Оперативно реагируют на наши замечания крупные фирмы, магазины, - говорит Веретник, - а вот с «малыми архитектурными формами» (киосками и выносной торговлей) проблем много.
Один из последних случаев: удалось вернуть покупательнице деньги за блузку, которая была куплена за 6 тысяч гривен и… полиняла. Очередное подтверждение печального факта, что сейчас и за большие деньги хорошее качество не гарантировано.
- Но мы обладаем даром убеждения. Объясняем, что у обидчика практически нет шансов выиграть дело, если мы выступим в качестве третьего лица. Нерадивому продавцу придется не только вернуть деньги или обменять товар, но и заплатить судебные издержки, а также моральный ущерб.
Особый случай
Впрочем, слишком много лазеек появилось в законодательстве, да и предприниматели стали предприимчивей. Вот вы купили холодильник, он сломался, вы идете в магазин с требованием заменить товар. Заменить его могут на точно такую же модель и просят прийти завтра, а завтра оказывается, что такого холодильника уже нет. Продавец, виновато улыбаясь, разводит руками, и вы остаетесь ни с чем. С возвратом - еще сложнее. Чтобы вернуть товар, нужно позаботиться о сохранности упаковки, ярлыков, а это не всегда удается, не все товары имеют упаковку, которую можно вскрыть, не испортив. На линию дозвонилась женщина и пожаловалась, что недавно приобрела кондиционер по совету продавца, который уговорил ее купить именно этот. Когда установили, оказалось, что кондиционер не справляется с данной площадью, а принять назад отказываются: он установлен и эксплуатировался. Здесь защитники бессильны – все законно.
Бывает и наоборот. Мне лично удалось как-то обменять капроновые чулки. Продавец дала мне чулки не с теми характеристиками, которые я просила. Обнаружила я это, только когда их надела. Вещица стоила недешево, и я пошла её менять.
- Вы же их надевали! – возмущаются в магазине.
- Ясное дело, а как по-другому-то?
Но проходившая мимо директор магазина оказалась женщиной дальновидной и умно рассудила, что терять покупателя ее достаточно недешевого ассортимента из-за спорных 70 гривен не стоит.
А вот что делать, если претензии предъявить не к кому? В кризисные времена лопаются не только банки, но и магазины. Вы идете менять покупку, а на магазине - амбарный замок и надпись «Сдается в аренду».
- В этом случае, - рассказывает Сергей Веретник, - мы советуем покупателю писать заявление в органы внутренних дел. Розыск – их дело. Бывает, что продавец говорит: «Режьте меня на куски, но нечего с меня взять!» Тогда пытаемся найти компромисс. Например, частичный возврат денег или же продавец обещает какой-нибудь бонус, но через некоторое время. В общем, договариваемся.
Сотрудники
- А если какая-нибудь оказия случится с вами, вы что же, сам на свое имя будете заявление писать? – спрашиваю у начальника по защите прав.
- А как же! Вы что думаете, я в магазинах ногами двери открываю? Дескать, начальник идет, трепещите?! Нет, я такой же потребитель, как и вы. Да и торговля сейчас, как бы это сказать, юридически подкованней, что ли. Люди грамотные, к нашим визитам подготовлены: у каждой фирмы есть свой юрист, который «в обиду не даст».
И тем не менее кое-что сотрудникам управления подзаработать удается. Зимой двоих из них задержала милиция за поборы в проверяемых магазинах. «Горожанин» поинтересовался судьбой предприимчивых сотрудников управления. Ходят слухи, что ребята отделались протоколом о коррупции и продолжают трудиться во благо потребителей. Веретник не смог точно ответить на вопрос, потому что… не знает, кого конкретно мы имеем в виду. Оказывается, такая ситуация в управлении - вовсе не ЧП, грешки водятся за многими. Из восьми подчиненных шестерым Веретник не подает руки! А сам сидит в кабинете с открытой дверью, чтобы не дать повода подчиненным заподозрить себя в нечистоплотности. Уволить взяточников не может: слухи - не основания, за руку не схвачен – не вор. Известно стало только то, что два человека уволились из управления, как говорит начальник, «по собственному желанию». Трое пошли на повышение в Киев. Интересно, в каком числе те, о которых мы спрашивали?
Если вам не удается полюбовно разрешить конфликт с продавцом, пишите заявление в управление по защите прав потребителей. Адрес: ул. Чичерина, 20. Телефон: 42-69-26. Работает в будние дни (кроме среды) с 9 до 16.00, перерыв с 12 до 13.00.
Автор: Татьяна Соколова
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Но такая формулировка: \"... Бывает, что продавец говорит: «Режьте меня на куски, но нечего с меня взять!» Тогда пытаемся найти компромисс. Например, частичный возврат денег или же продавец обещает какой-нибудь бонус, но через некоторое время. В общем, договариваемся.\" - тоже не должна работать. Есть законы, которыми эта процедура прописана, по ней нужно действовать. Ответить | С цитатой