Украина перейдет на электромобили до 2030 года. Народные депутаты хотят прописать это на уровне закона. Для перехода создадут все условия. "Зеленые" авто освободят от еще одного налога и упростят установку электрозарядок.
Но пока что общее число электромобилей в стране невелико. Доля электрических машин в продажах составляет всего 3-3,2%. Для сравнения, в Норвегии половина купленных авто – электрокары.
Тем не менее, через пять лет в Украине уже будет 246 тыс. авто с электродвигателем, прогнозируют аналитики IRS Group. Темпы продаж электромобилей продолжат расти за счет "обнуления" налогов. Льготная растаможка будет действовать до 2021 года. Украинцы могут ввозить электромобили и не платить ни копейки за растаможку, не надо платить НДС – 16,8%, и акцизный сбор – 1 евро за каждый кВт емкости аккумулятора. Таможенную пошлину в 10% парламент отменил еще в 2015 году. Остается только сбор в Пенсионный фонд – 4,8%, его платят при регистрации авто. Есть большая вероятность, что и этот сбор отменят.
"С целью сохранения окружающей среды, выполнения международных обязательств по уменьшению выбросов в атмосферу, улучшению экологического состояния в городах, а также уменьшения зависимости экономики от импорта нефти и нефтепродуктов, государство определяет своим приоритетом переход на электрический автомобильный транспорт до 1 января 2030 года", – говорится в одном из пунктов проекта.
Что изменит законопроект:
Но 95% зарядок в Украине – это медленные станции переменного тока, говорит Игорь Ковалев, руководитель направления YASNO E-mobility. Время зарядки на них исчисляется часами. Большинство станций расположены в крупных городах. Дефицит мощности электросетей на трассах и невысокий спрос со стороны владельцев электрокаров усложняют развитие инфраструктуры между крупными городами. Подключать новые зарядные станции сложно из-за бюрократии.
"Сфера практически не урегулирована. Для подключения зарядных станций больше работают личные связи, чем прописанный механизм. Подключить зарядную станцию сложно – нужно делать проект, выводить точку подключения, даже если речь о станции малой мощности", – замечает Александр Кравцов, директор компании Electrocars.
Но самая большая проблема – они не выгодны бизнесу, говорит Артем Коломоец, менеджер по продажам компании E-Line, которая производит станции зарядки электромобилей.
"Даже учитывая, что электромобилей становится больше, процент электромобилей – невысокий. Наличие зарядной станции может быть дополнительным маркетинговым ходом для ресторанов, жилых комплексов, парковок, чтобы привлекать дополнительных клиентов. Но именно зарабатывать на этом рано", – говорит Артем Коломоец.Большую часть сложностей должен решить проект закона:
"Проект закона дает больше преференций скоростным станциям заряда. А они создают нагрузку на мощность. В городах должны быть льготы для всех зарядных станций, которые не перегрузят энергетику района, обеспечат эффективное и экономное для автомобиля потребление. Не нужно забывать о медленных зарядных станциях в городах", – говорит Александр Кравцов.Если электромобилей станет больше, то продажи бензина упадут. А акциз с горючего направляется в Дорожный фонд. Чтобы дороги не остались без финансирования, введут новый налог. Это предвидено законопроектом №2532. С 1 января 2025 года налог будет взиматься с деятельности операторов зарядных станций. Сбор будет начисляться по объему потребленной энергии.
"За пять лет в Украине произошла электромобильная революция. Люди понимают, что электромобили выгодны. Электрокаров становится больше и они все разнообразнее. А зарядных станций сейчас у нас больше, чем у любой соседней страны. За десять лет Украина может прийти к тому, чтобы все продажи частного транспорта составляли электромобили. Это вполне реально", – считает Александр Кравцов.Важно, чтобы при попытках урегулировать ряд актуальных для рынка электромобилей вопросов не вводились регуляторные барьеры, говорит Игорь Ковалев. Так, законопроект предусматривает, что с 2025 года деятельность электрозарядок может стать лицензируемой.
"Европейская же практика исходит из того, что зарядка электромобилей является услугой и, соответственно, не регулируется, как поставка электроэнергии. А зарядная станция является конечным потребителем электроэнергии, соответственно, не является субъектом, который может поставлять электроэнергию. Например, в той же Директиве ЕС 2014/94/EU Аlternative Fuels Infrastructure (AFI) Directive зарядка электромобиля называется services to customers, то есть услугой. В п. 8 статьи 4 Директивы указывается, что операторы зарядных станций должны иметь возможность приобретать электроэнергию у любого поставщика электроэнергии, а не трейдера, как это было бы, если бы электроэнергия перепродавалась", – отмечает Игорь Ковалев.Создание новых административных барьеров может привести к замедлению развития рынка электромобилей, и соответственно сделать их менее доступными для широкой аудитории пользователей.
Автор: Виталий Андроник
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Вопрос: откуда взять СТОЛЬКО электроэнергии?
Перед тем, как ставить вопрос о тотальном переходе на электромобили, нужно поставить глобальный вопрос об изменении энергетической парадигмы государства: перейти на ветровую, солнечную и прочую безплатную энергию, иначе... людям придется как в Дании ездить на велосипедах. Ответить | С цитатой | Обсуждение: 2
пройдете 7 кругов ада!! Ответить | С цитатой | Обсуждение: 1