В Днепропетровском национальном историческом музее им. Д. И. Яворницкого открыли выставку, приуроченную к Международному дню чая, который ежегодно отмечается 15 декабря. Ее можно считать предновогодним подарком всем, кто любит этот напиток и интересуется особенностями украинских чайных традиций.
Наравне с хлебом
Первые упоминания о чае относятся к VІII-V векам до нашей эры. В некоторых странах этот напиток ценили наравне с хлебом, считая жизненно важным, незаменимым продуктом. Если говорить о традициях чаепития, то они зародились в Китае и насчитывают не одно тысячелетие. Постепенно чайная культура стала проникать из Китая в другие страны. Предположительно уже в V веке нашей эры китайцы начали активно торговать чаем с турецкими купцами. В VI-XI веках культура чаепития проникла в Японию, примерно в это же время дошла до Кореи. Уже в XVII веке Китай начал импортировать чай в страны Европы и Америки, в том числе и в Украину. «Вхождение» в традиции чаепития состоялось во времена Екатерины ІІ. До этого крестьяне в украинских селах заваривали вместо чая листья мяты, земляники, цвет липы, зверобой, лепестки шиповника и розы, ветки вишни, смородины, малины и тому подобное. В каждой семье рецепты заварки передавались из поколения в поколение.
Время и место
По словам старшего научного сотрудника музея Татьяны Кудрицкой, история чаепития привязана к разным временам и местам. «Церемония стала своего рода толчком к появлению, например, таких архитектурных форм как чайные веранды. Их можно увидеть на старинных фотографиях. Обращают на себя внимание и любители чая. Это представители дворянства, у которых была возможность пригласить фотографа и запечатлеть себя в процессе чаепития. Дети тоже были его полноправными участниками, — рассказывает историк. — Интересно, что простой народ поначалу смотрел на новомодный «господский» напиток как на роскошь, отдавая предпочтение компотам и травяным отварам. Понадобилось время, чтобы взгляды людей изменились. И, наконец, чаепитие не могло обойтись без определенных предметов и ритуалов. В первую очередь, это всевозможные изделия из фарфора, которыми пользовались только богатые люди: чайники, чашки, сахарницы, сухарницы… Чай любили не только пить, но и «приправлять» всевозможными сладостями, вкусной выпечкой».
«Сапоги» и куклы
Неотъемлемой частью чайной церемонии был самовар. Это чудо быта разных форм и размеров широко представлено в музейной экспозиции. Вполне успешно с ним конкурировала бульотка — металлическая емкость для кипятка, которую использовали при сервировке стола. Внешним видом и назначением бульотка напоминает самовар, но, в отличие от него, не имеет внутреннего «очага» и обогревается горелкой, расположенной под днищем. «Мало кто помнит, что в чаепитии, кроме самовара или бульотки, участвовали «сапог» и самоварная кукла. Характерной особенностью куклы были надутые щеки, видимо, означающие, что ее рот полон чая, — продолжает свой рассказ Татьяна Кудрицкая. — Был еще один уникальный атрибут — чайный столик, вокруг которого каждое утро собиралась вся семья. Комната, где он находился, называлась «чайной». Нельзя обойти вниманием и женскую одежду, которую в начале ХІХ века носили, например, у нас в Новых Кайдаках. Легко представить, как нарядная хозяйка дома стояла возле стола, накрытого к чаю, в ожидании гостей».
Сахарная «голова»
Из-за того, что в те времена сахар по стоимости приравнивался к драгоценностям, в чайной церемонии в качестве подсластителей использовали калину, яблоки и другие сезонные фрукты. Сам сахар в виде конусоподобной «головы» со своеобразным вкусом хранился подальше от завистливых взглядов — в отдельной комнате, под замком. «Ключ был только у хозяйки, — подчеркивает историк. — Раз в день с помощью специальных ножниц она откалывала от «головы» по кусочку и выдавала членам семьи. Чайная церемония могла растянуться на несколько часов. Ее участники вели неспешную беседу и пили чай вприкуску с этими кусочками». Следует добавить, что именно тогда зародилась украинская традиция чаепития как символ гостеприимства и общения.