|«« | «« | »» | »»| |
Городской сайт продолжает эксклюзивный цикл материалов об истории прессы нашего города.
Мы уже рассказывали, какими были газеты Екатеринослава.
Специальный очерк был посвящен газетам периода революции.
Затем мы рассказывали, какие журналы издавались в Екатеринославе до революции и в 1920-е годы.
А теперь пришла пора узнать, какие газеты издавались в нашем городе в бурные и непростые 1920-е и 1930-е годы.
Какие газеты сохранились в городе на Днепре после революции? Кто контролировал и направлял издание газет? О чем писали газеты на первой полосе, а о чем – на последней? Как освещали газеты городские новости? О чем конкретно писали газеты Днепра 95 и 85 лет назад?
На эти вопросы ответит давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович КАВУН.
«Прошло бурное и страшное революционное время, - рассказывает Максим Кавун. - Отгремели военные залпы. Екатеринослав медленно приходил в себя и восстанавливался из руин. В городе осталось 120 тысяч человек из дореволюционных 220 тысяч населения. Однако и эта часть жителей хотела не только потреблять телесную пищу, но и тянулась к печатному слову.
Газеты 100 лет назад были основным источником информации. Радио только начало входить в употребление, а до телевизора было очень и очень далеко. Поэтому все новости и их трактовку местные жители узнавали в основном из газет. Узнавали и передавали дальше…
Поэтому неудивительно, что советская власть обратила на периодическую прессу особое внимание. Как и кино, печать была объявлена особой сферой. Очень быстро печатное слово было поставлено под контроль системы. Это выразилось в том, что, во-первых, исчезли все частные газеты, количество газет в разы сократилось. Во-вторых, коммунистическая партия поставила под контроль информационное наполнение периодической прессы.
В начале двадцатых годов XX века из всех известных газет Екатеринослава не осталось ничего. «Приднепровский край» закрылся в 1919 году, «Южная заря» еще раньше. «Екатеринославские губернские ведомости» прекратили свое издание в 1918 году. В общем, из дореволюционных «зубров» прессы не выжил никто.
В городе осталась одна единственная «Звезда». Это революционная газета, которая начала издаваться 4 (17) апреля 1917 года. Поначалу она выходила в небольшом формате и напоминала революционный боевой листок, наполненный прокламациями. В 1920 году «Звезда» - уже полномасштабная газета, с разнообразной городской информацией.
В это время на «шапке» газеты красуется чудесная надпись:
«Орган Екатеринославского губкома КП(б)У, Губисполкома, Губпрофсовета, Дорпрофсожа ЕКЖД, Райкома союза металлистов».
Предпоследнее – это профсоюз работников Екатерининской железной дороги (ныне Приднепровской).
Затем, в эпоху украинизации «Звезда» получит название «Зоря» и в этом качестве продолжит издаваться вплоть до наших дней. Сейчас это старейшее печатное издание города и области.
Интересно, что в 1924 году, то есть 95 лет назад, газета «Звезда» издавала еще и несколько приложений – «Наковальня», «Листок рабкора», «Красная Екатеринославщина» и «Наше хозяйство». Как приложение, начал издаваться юмористический журнал «Красный слон». Эти приложения не пережили 1920-х годов.
В 1920-е годы, годы НЭПа (Новая экономическая политика) газета «Звезда» представляла собой странное явление. На первых двух полосах помещались идеологические материалы, цитаты Ленина и Сталина, лозунги партии большевиков. Затем шли репортажи о жизни рабочих и «вести с полей». Они обязательно сопровождались изображениями знатных рабочих и крестьян, а часто крестьянок.
На остальных полосах помещались городские новости, которые напоминают по стилю и сути произведения Ильфа и Петрова и Зощенко. Это репортажи из жизни «нэпманов» (предпринимателей), критика «элементов сладкой жизни», новости театрально-концертного профиля. Активно печатались едкие фельетоны. Осталась на последней полосе и художественно выполненная реклама.
К сожалению, далеко не все газеты 1920-х и 1930-х годов дошли до наших дней. Но к счастью, внушительные подшивки этих газет за отдельные годы сохранились в Государственном архиве Днепропетровской области и научной библиотеке Днепропетровского национального исторического музея имени Д.И. Яворницкого. Например, за 1924 и 1934 год.
О чем же писала «Зоря» 95 лет назад, в 1924 году? Несмотря на наличие на первых полосах идеологических материалов, остальная часть газет выдержана в фельетонном духе.
В среду, 27 февраля 1924 года газета «Зоря» писала на первой полосе о событиях в мире, во Франции и Германии, и поместила на видном месте объявление «Общегородское собрание членов и кандидатов КП(б)У» в театре имени Луначарского (ныне театр драмы и комедии). На второй странице – «Совещание красных директоров» и «Финансовый «месячник». Вся третья полоса – «По фабрикам и заводам». А на четвертой полосе – «Арест воров. Кражи. Борьба с самогоном». Внизу объявление «Требуется линолеум», а днем раньше – объявления врачей, лечащих «венерические (сифилис), кожные и мочеполовые болезни». Как видно, содержание номера (особенно ближе к концу) дает развернутую картину, какие именно проблемы волновали жителей Екатеринослава в период расцвета НЭПа.
Главный «герой» номеров «Звезды» ровно 95 лет назад – арендатор кинотеатров Спектор. Сразу в нескольких номерах в начале 1924 года газета разоблачала «проделки нэмпана Спектора», взявшего в аренду лучший кинотеатр города «Колизей». Какими только словами не ругала этого Спектора газета! В номере от 27 февраля 1924 года помещена гневная заметка:
«Как гр. Спектор встретил красноармейцев.
К ответу таких арендаторов!
В день годовщины Красной армии (23 февраля) в театре «Колизей», как и в других театрах, был назначен доклад, а также кино для красноармейцев гарнизона.
Начали приходить красноармейцы. Одна группа за другой подходят к парадному входу. Дергают. Двери закрыты…
Красноармеец – защитник революции, а защитнику революции не только в день праздника, но и всегда должно быть предоставлено наилучшее место, – и не через черный ход.
Красноармеец подачек не признает.
Если администрация театра «Колизей» понять этого не хочет, ее надо заставить это понять.
Безобразиям гр. Спектора надо положить конец».
Еще несколько номеров газета «Звезда» ругала на чем свет стоит гражданина Спектора и даже опубликовала на него карикатуру.
В следующем номере от 28 февраля 1924 года все тоже начинается «за здравие». Привлекают внимание стихи «Тетка Матрена в общественной столовой» поэта Кохан, тезисы к «Международному дню 8 марта». Ближе к концу номера уже идет за упокой: «Арест бандита» и «Убийство кассира сельхозкооперации». И так далее, из номера в номер. Газеты Екатеринослава – уникальное зеркало жизни города эпохи НЭПа.
Главные пикантные новости содержались на последней полосе. Практически в каждом номере – обширная криминальная сводка. Это признаки переходной эпохи. Бандитизм захлестнул наш город, особенно окраинные районы. Жирным шрифтом почти в каждом номере – «Раздевание» или «Бандитизм». Дальше подробности – с кого и где сняли шубу, и даже нижнее белье. Много подробностей убийств, ранений, дебошей и далее по списку.
В номере от 13 февраля 1924 года:
«Раздевания продолжаются.
Возле д. 23, по Харьковской ул., два неизвестных забрали у гр. В. Варшавской каракулевое пальто.
- 2 неизвестных пытались на Казанской ул. раздеть гр. И. Усвита. Приближение каких-то прохожих помешало «делу»: бандиты, испугавшись, поспешили скрыться».
Естественно, не могла обойтись газета «Звезда» и без «новостей культуры». Помещались театральные рецензии и афиши основных концертов. В начале 1924 года публика рукоплескала прославленной Айседоре Дункан.
Она-то рукоплескала, но не обошлось без инцидентов – народ, как говорилось в статье, «ничего не понял» из танцев Дункан. Конечно, остался осадочек. И «Звезда» 17 февраля 1924 года разразилась гневным фельетоном: «Айседора Дункан и «публика», где был и такой абзац:
«А Айседора Дункан, этот монолит ритма и музыки, эта благородная из благородных, сливающая мысль, звук и движение в единое целое, под мощные звуки «Интернационала» уезжает от тебя, обывательская пошлость…
Нет, еще есть порох в пороховницах. На смену тебе, смердяковщина, обломовщина, саниновщина и керенщина, – идет новый пролетарский мыслитель, - рабфаковец, красный студент и красный профессор. Медленно, но верно. Идут…
И горе вам, застрявшие в болоте традиции!».
Чуть позже газета напечатал объявление:
«В пятницу 22-го февраля состоится грандиозный народный концерт Айседоры Дункан. Большой гостеатр им. т. Луначарского. Для членов профсоюза и их семей».
Так что радость знакомства с творчеством великой Айседоры 95 лет назад была доступна в нашем городе только «членам профсоюза». Да и в других городах, наверное, тоже…
В тридцатые годы, после сворачивания НЭПа, и начала индустриализации и коллективизации, тональность газеты «Звезда» меняется кардинально. Во-первых, газета становится значительно скучнее. Даже оформление газеты меняется на более сухое, казенное. Большую часть объема газетных полос занимают огромные тексты заседаний и решения партийных конференций и, в лучшем случае, областных съездов металлургов и крестьян. Для этого периода характерно помещение на верхнюю часть первой полосы различных цитат или лозунгов, с призывами «выполнить пятилетку» или «удачно завершить посевную кампанию».
Практически неписанным правилом становится помещение в каждом номере газеты фотографий вождей, а также улыбающихся рабочих и работниц, крестьян и крестьянок. Правда, несмотря на все усилия фотографов, на многих фотографиях герои выглядят напряженными или даже испуганными.
А вот 4-я полоса газеты 1930-х годов очень интересна. Здесь «прописалась» постоянная рубрика «День Днепропетровска» или «Городские новости». В каждом номере рассказывали о проектах развития города, новостройках, о том, как «город становится краше». Подробно рассказывалось о театральной жизни, правда, с уклоном на «вовлечение широких масс трудящихся».
Газеты этого периода и, конечно, «Звезда – Зоря», наполнены массой идеологических штампов, которые затем закрепились на десятилетия вплоть до конца СССР в 1991 году. Вот некоторые из них:
«Выполним планы пятилетки в короткий срок» (и различные другие варианты этого лозунга)
«Совместными усилиями приблизим…» (вариант «ускорим», «выполним» «перевыполним»)
«Дадим отпор негативным явлениям в городе и на селе»
«Все как один на борьбу за…» (за выполнение плана, за разоблачение «вредителей», «преодоление негативных тенденций» и др.)
«Сделаем наш город краше… («лучше», «комфортнее» и т.д.).
Пожалуй, только последний лозунг и его варианты отдают однозначно позитивной энергетикой.
Сохранилась подшивка газеты «Зоря» за 1934 год. В это время газета уже переведена на украинский язык. Большое отличие от 1920-х годов состояло в том, что в 1932 году была создана Днепропетровская область. Кроме нынешней территории, она охватывала всю нынешнюю Запорожскую, часть Херсонской (с Геническом) и Кировоградской (Александрия). Поэтому газета «Зоря», как областной орган печати, охватывала в новостях всю эту огромную территорию. Большую часть объема газеты занимают новости с Азовского побережья, Геническа или Бердянска.
85 лет назад материалы газеты стали очень скучными . Уже нет и намеков на игривые тексты фельетонов в стиле Зощенко. На полосах идет сплошное «Выполним – перевыполним». В начале тридцатых, в годы Голодомора (1932-1933) – рассказы, как все хорошо на селе. Правда, в это же время начинают печататься «Чорні дошки», с названиями сел, не выполнивших план. А в годы Большого террора (1936-1938) стиль газеты становится и вовсе судебным: «Розстріляти підлих вбивць!». И дальше сплошные призывы от имени рабочих коллективов расправиться с «врагами народа».
В середине тридцатых годов примерно половину материалов газеты составляют «вести с полей». Газета подробно освещает колхозную жизнь, печатает большие заказные очерки о жизни крестьян и крестьянок.
В начале 1934 года газета «Зоря» начала активно печатать материалы о будущей застройке Днепропетровска . В это время был принят план «социалистической реконструкции» города, в рамках которого планировалось строительство грандиозной Набережной и ряда других объектов. Городской сайт в январе подробно рассказал об истории основания и проектирования Набережной.
Весь 1934 год газета «Зоря» пестрит фотографиями проектов будущих зданий нашего города. Это и виды Набережной, и крытый рынок, и новый вокзал, и другие объекты. Интересно, что большинство именно этих проектов так и не было воплощено в жизнь. Помешали отсутствие средств, а затем и начавшаяся война…
В середине тридцатых годов, в эпоху доминирования казенщины и засилья идеологии, возник запрос на новую городскую вечернюю газету. Газета «Зоря» оставалась областной и официозной. Поэтому возникла «Звезда: вечерняя газета». Первый номер газеты вышел 26 декабря 1933 года. Она издавалась на русском языке. Газета гораздо больше внимания уделяла разнообразным городским новостям. Стиль газеты был более насыщенным.
Когда в 1972 году в нашем городе стала издаваться газета «Днепр вечерний», ставшая теперь уже частью повседневной жизни горожан, она ориентировалась на тот, довоенный аналог, и считает себя продолжателем его традиций. Поэтому долгое время на обложке номера «Днепра вечернего» можно было видеть надпись: «Газета основана 26 декабря 1933 года».
В 1938 году возникает новая официальная газета «Днепровская правда». Несмотря на наличие вполне официозной «Зори», эта газета уже официально презентует себя как орган областного комитета партии. С этого времени наблюдается определенное разделение. «Зоря», издававшаяся на украинском языке, охватывает в основном сельскую тематику, развитие сельского хозяйства. «Днепровская правда» издается на русском языке и большую часть материалов посвящает официозу и городской жизни, развитию промышленности и инфраструктуры.
«Днепровская правда» до 1991 года была главным официозом области. Перед распадом СССР она сменила название на «Днепровская панорама». Интересно, что с 2000 года газета снова стала называться «Днепровская правда». С 2012 года газета перешла в электронный формат, продолжая традицию только в электронной версии.
В тридцатые годы появилась такая традиция, как газеты промышленных предприятий, организаций и учреждений. На их страницах освещались отраслевые проблемы, развитие этих структур, репортажи из жизни коллективов. Эти газеты пользовались спросом, так как были ближе к жизни конкретного работника.
Одной из знаковых газет такого типа была «Сталинская магистраль» - газета железной дороги. Это было полноценное 4-х полосное издание большого формата. Начала издаваться газета в 1934 году как «Стальная магистраль». По объему она не уступала «Зоре». В 1936 г., когда дорога была названа «Сталинской», сменила название и газета. Редакция газеты помещалась в здании управления дороги. Затем в советское время газета называлась «Приднепровская магистраль», а сейчас «Прима» (сокращенное название).
В это же время своими газетами обзаводятся и вузы города. Это было время расцвета вузов (появилось до десятка новых высших учебных заведений). Вузовские газеты, как правило, выходили на двух полосах, освещали жизнь коллектива. На их страницах помещались как научные статьи, так и стихи, репортажи с празднований, юбилейные поздравления преподавателей. Например, в 1938 г. в Днепропетровском государственном университете (ныне ДНУ им. Олеся Гончара) была основана газета «За передову науку», которая издается и сегодня под названием «Дніпровський університет». Эта газета оказалась долгожительницей.
***
Газеты 1920-1930-х годов повторяли, как в зеркале, основные кульбиты в жизни нашего общества: от послереволюционной разрухи к НЭПу, и затем к «большому скачку», к репрессиям и террору. В это время печатное слово полностью подчинилось государству и «линии партии». Несмотря на это, газеты той эпохи остаются неоценимым источником сведений о жизни города: о нравах, устремлениях жителей, строительстве новых объектов, о выдающихся деятелях эпохи», - завершает Максим Кавун.
Автор: Константин Шруб
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |