|«« | «« | »» | »»| |
Известный реставратор и коллекционер старинных автомобилей Валерий Гаманухо из Днепра раскрывает историю и тайны своего увлечения.
…Мир авторетроколлекционеров и реставраторов старинной техники – очень специфичен. Это очень закрытый и элитарный мир….В Днепре, по разным оценкам, от 50 до 100 людей, восстанавливающих, собирающих старые авто и имеющих хотя бы один выставочный экземпляр. Вот только полюбоваться собраниями большинства из них могут только сами владельцы и их родственники. Не любят авторетроколлекционеры «светить» свое богатство… На регулярно устраиваемых в Днепре выставках старинной техники, автопробегах свои 4-колесные сокровища готовы показать с десяток-полтора самых публичных авторетроколлекционеров.
Об этом, как никто другой, знает один из лидеров и вдохновителей днепровского авторетродвижения, создатель и директор Технического музея Днепра «Машины времени» Михаил Прудников. И одним из тех немногих единомышленников, кто всегда поддерживает Михаила в его проектах, является Валерий Игоревич Гаманухо - человек интересной и не простой судьбы.
- Валерий Гаманухо – авторетроколлекционер и реставратор, уникальный своей открытостью и готовностью поддержать все начинания нашего движения, - говорит о нем Михаил Прудников. – У него – очень интересное собрание техники с уникальным предсерийным «горбатым» «Запорожцем», которых осталось всего несколько экземпляров. А еще – это человек удивительной разносторонности, в котором объединились и любовь к музыке, к спорту. Он – организатор музыкальной части всех праздников, проходящих в нашем музее.Благодаря протекции Прудникова, Городской сайт смог побывать в «святая святых» авторетроколлекционера и реставратора и узнать об истории его увлечения.
На базе его научно-производственного центра и разместился авторетрогараж. Показывая восстановленные его же руками автомобили вместе с сыном Вячеславом (который стал единомышленником отца в увлечении и непосредственно участвовал в реставрации нескольких авто, принимал с отцом участие в автопробегах и продолжает это делать), Валерий Игоревич рассказывает об истории своей любви к технике.
Она же, эта любовь, - родом из детства.
Его отец и дед были военными. Родился Валерий в 1955 году в ГДР, где служил отец, но уже через 4 года отца перевели служить в Днепропетровск. «Первой любовью» стал тяжелый военный мотоцикл с коляской К-750, который отец Валеры подарил его деду. Уже в три годика мальчик пытался завести этот экземпляр. А в 7 лет (хотя и не доставал до педалей!) впервые проехал на нем…
А лет в 10 у него уже появился первый опыт реставрационной работы. Как-то нашел во дворе брошенную и ржавую игрушку-автомобиль. Отчистил его, подремонтировал, покрасил… Более серьезным испытанием стали велосипеды. Их Валера сам чинил, собирал из старого хлама, убеждая родных в том, что парень растет с «золотыми руками»…
«Я вырос в советское время – какие машины мне еще любить?..».Особое место в гараже реставратора занимают ГАЗ-21 и ГАЗ-20 «Победа», с каждой из них связана особая история.
- Старая «Волга» была автомобилем моего отца, а потом стала моей первой машиной, - рассказывает Валерий Игоревич. – В 1977-78 году, в 22-летнем возрасте я ее реставрировал, довел до прекрасного состояния, чтобы потом продать и купить ВАЗ-2106.Потом об этом шаге он не раз жалел, мечтая вернуть такую же «Волгу», как была у отца. И эта мечта спустя время сбылась. Валерию удалось найти экспортный вариант машины, которую владелец купил в Индии и проехал на ней всего лишь 20 тысяч километров. Машина была в очень хорошем состоянии, ее реставрация стала праздником и данью памяти отца…
Но его первым восстановленным ретроавтомобилем стала «Победа».
Как убежден Валерий, ничто в жизни не происходит просто так. Вот и высшие силы подвели его к авторетроколлекционированию, когда для этого было и время, и силы, и возможности.
- Летом 2002 года мы семьей возвращались после отдыха в Крыму, - вспоминает он. – По пути обогнали «Победу» в отличном состоянии – и у меня словно в душе что-то защемило: хочу такую машину!.. Приехав в Днепропетровск, рассказал об этом случае другу. А тот сообщил, что его знакомый как раз продает «Победу». Машина оказалась комплектная, в неплохом состоянии… С ее реставрации все и завертелось – вступил в городской клуб авторетротехники «Марк», стал участвовать в парадах автостарины на День города, День Победы. Пошли другие автомобили…
В 2013 году Валерий принял на ней участие в гонке Владивосток-Париж, пройдя украинскую часть дистанции из Киева до Львова. Кстати, наш город в этой гонке представляли только он и Михаил Прудников. В том же году вместе с сыном Валерий Игоревич стал победителем престижного ралли «Магеллан. Антика» в Харькове. Ежегодно с сыном участвует и во всех днепровских пробегах. Но от титула «гонщик» он с присущей ему скромностью отмахивается:
- Какой там гонщик! Просто иногда с сыном покататься выезжаем…
Черный «Мерс» - тоже родом из той эпохи 90-х. Это – очень любимая бандитскими кругами марка 140 SEC coope, с таким двигателем и в такой комплектации было выпущено всего 7 тысяч подобных машин.
А вот стоящих рядом с ним ЗАЗов было выпущено всего 700 штук. Это – самый первый вариант «горбатого». Данную модель от последующих отличают форма фар, нетипичные подфарники на крыльях, диски на колесах, необычная эмблема и воздухозаборники, совсем другая крышка моторного отсека и еще целый ряд особенностей.
Любопытно, что, купив машину в плачевном состоянии, Валерий Гаманухо не знал о ее редкости. Реставрируя, удивлялся, почему то одна деталь не такая, то другая… И только засев за специальную литературу (а ее собраны тома!), осознал редкость попавшей в его руки машинки. К слову, таких сейчас в нашей стране сохранилось всего 4!
А рядом с раритетным ЗАЗом – необычная версия «горбатого», выдающая любовь владельца к скорости. Зеленый гоночный «ходрод», созданный на базе и с мотором «Таврии» и на основе кузова «накачанного» «Запорожца» запросто выдает 130 километров в час и даже больше…
Через руки этого реставратора прошли все автомобили, которым он вернул вторую жизнь. И о том, чтобы продать какое-то из своих детищ, не может быть и речи. «Я в каждую машину вложил часть своей души, а она не продается», - резюмирует Валерий Гаманухо.
Впереди у него на стезе автореставраторства есть и ближайшие, и дальние горизонты.
Ближайшие – вполне зримы и даже осязаемы. Своей очереди на реставрацию ждут инвалидная мотоколяска СЗМ-3 и редкий «ИЖ-комби».
А мечты… Валерий Гаманухо – романтик, в то же время крепко стоящий на ногах. Конечно, ему, как и всякому коллекционеру советского автопрома, хотелось бы иметь в своем собрании ЗИМ или «Чайку». Маленькая, в масштабе 1:43, «Чайка» давно украшает его стол…
Но он прекрасно понимает, во сколько обойдется покупка и реставрация такой машины… Поэтому о мечтах говорит практично и скромно:
- Хочется, чтобы в нашей стране наконец настали мир и спокойствие. А мое собрание автомобилей мечтаю пополнить старой «Волгой» самого первого выпуска, со звездой на решетке радиатора. Потрудиться для поиска и восстановления такой машины предстоит немало…Городской сайт желает этому удивительному человеку, чтобы его мечты – обязательно сбывались!
Автор: Константин Шруб
Gorod`ской дозор | |
Фоторепортажи и галереи | |
Видео | |
Интервью | |
Блоги | |
Новости компаний | |
Сообщить новость! | |
Погода | |
Архив новостей |
Наверняка уважаемый человек слыхивал истории... Ответить | С цитатой